История возникновения и развития спортивных клубов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История возникновения и развития спортивных клубов

2019-05-27 1812
История возникновения и развития спортивных клубов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России и за рубежом

Исследованием вопроса возникновения и развития спортивных клубов на разных этапах историипосвящены работы Е.Ю. Зеликсона (1940), Д.А. Крадмана (1945), Н.Ю. Мельниковой (1996), Н.А. Панина-Коломенкина (1951), В.В. Столбова (1989), К.Б. Цуркана (1966) и др. Наиболее полно анализ развития спортивных клубов в Росси представлен в работах А.А. Перевозникова (1998).

Так в развитии спортивных клубов России он выделяет три основных этапа: дореволюционный (до 1917 года), советский (1917-1991 гг.), современный или постсоветский (после 1991 года).

Дореволюционный этап:

Отмена крепостного права в 1861 году и либеральные реформы 60-80-х годов (земская, городская, судебная, военная, реформа образования т.д.) которые способствовали развитию капитализма и формированию нового класса - буржуазии. Вследствие развития капиталистического производства постепенно ликвидировалась средневековая обособленность, причем не, только отдельных местностей, но и отдельных предпринимателей и производителей, материальных благ. Новые социально-экономические условия жизни способствовали тому, что, города стали центрами буржуазной культуры, одна из особенностей которой - потребность жителей в объединении по интересам Зырянов, П. Н. История России, XIX век: учебник для 9 классов средних школ (под редакцией Сахарова А. Н.). – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.

.

А.А. Перевозников выделяет причины, определившие возникновение первых физкультурно - спортивных клубов в России:

- популяризация и распространение в стране различных видов спорта, особенно национальных (кулачный бой, борьба, поднятие тяжестей, садка, петушиные бои, верховая езда, скачки и т.д.);

- необходимость в объединении любителей того или иного вида спорта с целью его более успешного развития, потребность в регламентации развлечений, обусловленная интересами государства;

- влияние Западной Европы, где организационная форма объединения по интересам (клуб, кружок, общество и т.д.) являлась гарантом успешного развития той или иной области культуры, в том числе физической культуры и спорта.

В дореволюционной России существовало три вида клубов: физкультурно-оздоровительные, физкультурно-спортивные и спортивные. Клубы формировались как по территориальному, так и по производственному принципам. Официально зарегистрированные клубы были объединены в городские и Всероссийские лиги по видам спорта. Направления деятельности спортивных клубов: учебно-методическая и спортивная работа, пропаганда физической культуры и спорта, формирование гигиенических навыков, создание и развитие материальной базы, а также подготовка квалифицированных кадров в области физического воспитания и спорта.

Спортивные клубы внесли большой вклад в развитие системы физического воспитания и спортивного движения дореволюционной России. Они способствовали децентрализации управления этими сферами социальной жизни, развитию международных спортивных связей. Необходимо отметить, что благодаря клубам спорт вышел и на международную арену (Н.Ю. Мельникова, В.Е. Петракова, 1997г.). Отсутствие материальной помощи со стороны правительства и городских властей, а также единой системы физического воспитания в стране, развитой системы детского и юношеского спорта, элитность и недоступность многих видов спорта и членства в спортивных организациях, препятствовали массовости и росту спортивных достижений российских спортсменов (К.В. Цуркан, 1966г.).

Советский этап:

Новая социально-экономическая система и господство идеологии марксизма-ленинизма изменили характер развития, как спортивных клубов, так и спортивного движения в целом. Эти клубы имели выраженную политическую направленность, развивались в основном как государственные учреждения, и только с 60 – х гг., в связи с изменениями в области политики и идеологии, еще и как негосударственные учреждения.

Государственные спортивные клубы формировались по производственному принципу, имели ведомственное подчинение, подвергались жесткому идеологическому контролю. Управление ими было централизовано. Подобные клубы были поставлены на службу государству: вначале для подготовки к военной и трудовой деятельности, а позднее для завоевания ведущих позиций в мире по различным видам спорта, в целях демонстрации превосходства советской политической системы в целом и системы физического воспитания, в частности. Государственные спортивные клубы, несомненно, осуществляли общественно-значимые функции. Однако в них практически отсутствовало неформальное общение как таковое. Собственно функции клуба в СССР выполняли негосударственные клубы [98], а государственные являлись скорее клубными кружками, в которых полностью не реализовывались принципы клубной деятельности (В.Б. Столбов, 1989г.).

По мнению автора В.В. Воробьева, большие изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества в конце восьмидесятых и начале девяностых годов оказали существенное влияние на физкультурно-спортивное движение страны, в том числе на систему клубной физкультурно-спортивной работы. Вследствие недостаточного финансирования сократилось число спортивных секций, кружков и клубов Воробьев, В. В. Клубы, какие они есть / В. В. Воробьев // Физическая культура в школе. – 1998. – №6. – С. 60 - 61.

. Серьезные изменения коснулись не только материальной базы и организационной структуры, но также идеологии спортивных клубов. Многообразие форм клубной работы, использовавшейся в советское время, перестал отвечать требованиям нового времени и либо утратил свое значение, либо прекратил свое существование. Если говорить об общеобразовательных учреждениях, то процесс формирования спортивных клубов протекал медленно как в дореволюционный, так и в советский период.

Современный этап:

В настоящее время все более четко осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми, уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены на новые, более эффективные [203]. В первую очередь речь идет о том, чтобы найти такие формы и методы организации спортивной деятельности, на основе которых могут быть удовлетворены потребности детей различного пола, возраста, физического и психического состояния и т.д. и тем самым существенно повышена в их глазах привлекательность занятий физическими упражнениями. Это является главным фактором повышения физкультурно-спортивной активности детей. Второе, не менее важное, направление усилий - повышение социального эффекта занятий физической культурой и спортом, максимально полное использование огромного гуманистического, культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности для решения разнообразных социально-педагогических и культурных задач.

Отмеченные выше современные требования к организации спортивной клубной работы в нашей стране основаны и на учете зарубежного опыта организации этой работы в рамках спортивного движения многих стран.

В качестве примера, в Финляндии, как отмечает К.Хейнила, важное значение, придается деятельности спортивных клубов. Идеология этих клубов, делится на две категории: концепция цели деятельности, определяемая задачами спорта, и базовая ценность деятельности, определяемая социальными и гуманитарными ценностными ориентирами [239]. В Финляндии 29% девочек и 45% мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет являются членами спортклубов.

Модель массового спорта в Бельгии реализуется через спортклубы. В спортивной деятельности подростков в Швеции в период двух последних десятилетий отмечается увеличение процента активных членов в спортклубах и снижение активности подростков, не являющихся членами спортклубов.

В Германии, среди актуальных проблем развития спортивных клубов в настоящее время выделяются такие, как добровольное членство, независимость от государства, ориентация на разносторонние интересы членов клуба, охват большего числа граждан (даже целых семей), отказ от регламентации.

Акцентируется, что руководство спортивных клубов не должно распоряжаться содержанием, регулированием и правами членов клуба, требовать и способствовать их профессионализации. Осознание здоровья как ценности и потребность в дополнительных, альтернативных предложениях - важное средство прироста коммерческих спортивных клубов и центров (G.A. Pilz, 1986).

Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов, зарубежные специалисты считают, увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентацию на свободное самовыражение занимающихся, охват большего количества детей, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков, культурно-просветительскую работу Barabas, A. Eurofit and Hungarian Schoolchildren. VI European Research Seminar. In The Eurofit Tests of Physical Fitness, Izmir, 26-30 June 1990, Council of Europe, 1990. – Р. 223 - 232.

Эффективной считается такая модель спортивного клуба, при которой: членом клуба может стать каждый человек независимо от способностей, возраста, пола, и т.д.; руководство клубом осуществляет совет, избираемый демократический путем; члены клуба разрабатывают и реализуют программы деятельности, готовят спортивную экипировку, создают инфраструктуру клуба, атрибутику и т.д.; помимо занятий спортом организуются разнообразные формы социально-культурной деятельности; имеется штат квалифицированных кадров. Наиболее рациональным признается подход, при котором общие направления деятельности клуба определяются инструкторами, а более конкретные вопросы выносятся на обсуждение совета клуба и его членов [200]. В соответствии с таким подходом деятельность зарубежных спортивных клубов крайне разнообразна.

Деятельность детско-юношеских спортклубов обычно связана с осуществлением внешкольных программ. Так, например, в Великобритании, в университете Лоуборо, "Клуб тысячи миль", создан в процессе реализации "Проекта по санитарному просвещению и физическому воспитанию", стал формой осуществления внешкольной спортивной программы и объединил школьников любителей бега.

В некоторых штатах США в 1986 году неординарной формой работы с "трудными" подростками стали возникшие клубы "Лиги полуночного баскетбола". Баскетбольные матчи этих клубов проводятся ночной период. Эти игры проводимые ночью, для подростков, снизили преступность в городах, так как привлекали молодёжь к баскетболу, хотя бы в качестве зрителей Столяров, В. И. Модели организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, интегрирующих учебную деятельность и дополнительное образование: рекомендации преподавателя / В. И. Столяров, В. И. Вишневский. – М.: Среднее профессиональное образование, 2007. – 271 с.

Деятельность многих спортивных клубов для детей и молодежи связана с новыми видами спорта. В США возник новый вид спорта - прыжки через две веревки с выполнением сложных движений, по которому проводятся школьные, городские и международные соревнования. Любители этого вида спорта объединяются в клубы - "Дабл-дач", каждый из которых имеет свой устав, эмблему; форму. Члены клуба активно участвуют в показательных выступлениях. Клубы организуют тренировочные занятия, подготовку к соревнованиям.

В Финляндии популярны клубы "Хи-хоп" среди молодежи. Эти клубы создают команды для двухдневных соревнований по аэробике, которые проводятся Финской Ассоциацией женского физического воспитания.

Некоторые спортивные клубы не ограничиваются в своей деятельности спортом. Характерны в этом плане созданные в Финляндии клубы, объединённые движением "Новые течения". Цель создания клубов - вовлечение молодежи к занятиям спортом и предоставление более широких возможностей в реализации своих способностей. Клубы организуют спортивные соревнования, оздоровительные и развлекательные мероприятия, выставки, отражающие деятельность клубов, спортивные лагеря, группы здоровья в школах. Важное направление их деятельности - курс под названием "Будущее", который предусматривает разъяснение содержания новых кампаний и программ юношеского спорта, проводимых в Финляндии, и привлечение молодежи к участию в данных мероприятиях. Курс рассчитан на подготовку инструкторов по проведению кампаний на местах и состоит из следующих частей: организация кампании, маркетинг мероприятий, цели программы, презентация.

Координирует деятельность клубов Академия "Юность Финляндии". Ее целью является создание системы, позволяющей молодежи раскрыть свои способности не только в занятиях спортом, но также в организации и формировании перспектив развития молодежного спорта в Финляндии (S. Saarikko, 1993).

На социальную деятельность ориентированы и создаваемые в США школьные инициативные клубы, которые служат источником финансирования школьных спортивных программ (организация соревнований и продажа билетов на них, спортивные аукционы и т.д.).

В США насчитывается примерно 25 тысяч таких клубов. Клубу одной из школ в штате Айова удалось собрать 70 тыс. долларов. Этот клуб организует на школьных площадках до 150 различных соревнований и турниров в год, приглашая для участия в них команды из всех штатов. В некоторых образовательных учреждениях США проводятся «Игры бывших учеников школы», как платное мероприятие для участников. Такая деятельность клубов позволяет решать сразу несколько задач: приобщать детей и подростков к спортивной и в социальной активности, способствовать приобретению опыта коллективной работы, взаимовыручки, дисциплины и других важных качеств.

Таким образом, зарубежные спортивные клубы становятся все более разнообразными. Расширяется и круг реализуемых направлений деятельности.

В нашей стране, также идет поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной (в том числе клубной) работы, разрабатываются и внедряются в практику соответствующие проекты и программы. Становится все более очевидным, что преодоление кризиса в рамках российского спортивного движения, придание системе управления этим движением демократического характера, открытости, доступности, требуют коренных преобразований во всех компонентах системы - структуре, управлении, финансировании, материально-техническом и кадровом обеспечении, создании действенной нормативно-правовой базы (А.А. Исаев,1999г.).

Однако, вопрос о научно обоснованных, эффективных формах клубной работы в спорте остается актуальным не только для нашей страны, но и для других стран. Об этом свидетельствует тот факт, что 27-31 октября 1994 года в г. Сочи, в соответствии с Программой Комитета по развитию спорта Совета Европы «Спринт», был проведен научно-практический семинар по теме: «Правовые, экономические и управленческие аспекты клубного движения в спорте».

В связи с вышеизложенным, перспективным направлением развития физкультурно-спортивного движения в стране в современных условиях представляется создание широкой сети добровольных объединений, способных вовлекать в это движение и заинтересовать спортом широкие слои населения. Через систему физкультурно-спортивных клубов, объединяющих любителей физической культуры и спорта, должен решаться весь комплекс спортивных, культурных и социально-педагогических задач.

В ряде регионов РФ учитывается это обстоятельство. Эффективно функционируют клубы физической культуры и спорта с большим контингентом занимающихся в Республиках Северная Осетия и Татарстан, Чувашской Республике, Ивановской, Камчатской, Кировской, Курганской, Пензенской, Самарской, Тверской и многих других областях.

Большое внимание уделяется развитию детско-юношескихспортивных клубов и такой форме их организации, при которой они действуют на принципах самоуправления, с привлечением большего количества учащихся, при активной поддержке руководителей образовательных учреждений и государственных органов управления образования. Организация регулярных занятий в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях, содействует укреплению здоровья детей, улучшению их физической подготовленности, организации досуга детей и подростков по спортивным интересам Воробьев, В. В. Эффективный путь к здоровью и полезному досугу / В. В. Воробьев // Физическая культура в школе. – 1998. – № 1. – С. 78 - 82.

Вопрос создания спортивных клубов для детей поддержан и в реформе системы физического воспитания детей и подростков, где на первый план выступает задача создания в образовательных учреждениях широкой сети физкультурно-спортивных объединений учащейся молодёжи - клубов физической культуры и спорта.

Важная задача спортивного клуба в образовательном учреждении - привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом, туризмом (во внеучебное время всех учащихся), повышение уровня организации и эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, на этой основе укрепление здоровья, обеспечение полезного досуга, оптимальной физической подготовленности учащихся [40, 41, 42].

Примером детских и подростковых клубов, успешно функционирующих в нашей стране, могут служить: новосибирский клуб боевых искусств "Мангуста", спортивный клуб по боксу "Санта" Челябинского индустриально-педагогического колледжа, интегрированный комплекс "Общеобразовательная школа - детско-юношеский спортивный клуб" при средней общеобразовательной школе №57 г. Тюмени, детско-юношеские клубы «Алина» и «Ровесник» г. Костромы, спортивный клуб "Атрус" ПУ №16 г. Ростова, спортивный клуб "Олимп" ПУ № 40 г.Данилова, спортивный клуб «Ракета» авиационного колледжа г. Рыбинска и др..

Необходимо отметить и общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение "Юность России". В 1994-1995 гг. "Юность России" и Министерство образования приняли ряд совместных документов, касающихся укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков. Важная роль в этом отводится детско-юношеским физкультурно-спортивным клубам.

В последнее время в стране возрождается движение скаутов, что ведет к созданию клубов скаутови способствует формированию новой формы клубной работы в физкультурно-спортивном движении нашей страны среди подростков и молодежи Кучин, В. Скаутинг в России (будущее сегодня) / В. Кучин // Физическая культура в школе. – 1994. – № 2. – С. 8., Несверя, В. Скаутинг в России (вовлечение в скаутинг) / В. Несверя // Физическая культура в школе. – 1994. – № 4. – С. 8.

Разработана и реализуется концепция детско-юношеских спортивных клубов в рамках олимпийского движения. Наиболее подробно данная концепция представлена в работах А.А.Исаева [72, 73, 74, 75, 76].

В основе этой концепции лежит идея развития "целостной системы воспитания на принципах олимпизма" (ЦСВПО). Структурной единицей этой системы является клуб юных олимпийцев. Клуб создается на добровольных началах по инициативе учащихся, учителей, родителей, спонсоров, шефов. Клуб имеет свою эмблему, символику и атрибутику с изображением олимпийских колец.

Как подчеркивалось выше, основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов для детей и молодежи зарубежные специалисты считают увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентацию на свободное самовыражение занимающихся, культурно-просветительную работу, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков Энгстрем, А. М. Изменения в спортивной деятельности учащейся молодежи в Шведции / А. М. Энгстрем // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях за рубежом. – 1993. – №4. – С. 19 - 28.

В нашей стране подобные попытки предпринимались еще на рубеже 80-90-х годов. Так, связь досуга с техникой в спортивно-технических клубах осуществлялась по ряду направлений: радиолюбительский спорт, мотоциклетные гонки и фигурное вождение мотоцикла, "охота налис" (с помощью радиоаппаратуры, сделанной самими ребятами) и т.д. Однако в условиях распада СССР подобные клубы почти полностью прекратили своё существование.

В 1990 году ученым В.И. Столяровым разработана и внедрена комплексная и гуманистически ориентированная модель спортивного клуба, которая охватывает самые различные группы населения, в рамках разработанного им проекта под названием «СпАрт» [Егоркина, Е. Э. Из опыта работы семейного Спартианского клуба / Е. С. Егоркина // Всемирные юношеские игры под патронажем Международного олимпийского комитета: материалы Межд. форум «Молодежь-Наука-Олимпизм». – Москва, 1998. – С. 99 - 100. Столяров, В. И. «Спартианская» программа олимпийского воспитания, образования и обучения / В. И. Столяров, Г. Ф. Петлеваный // Олимпийское образование в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. – Смоленск, 1997. – С. 57 - 138.

Практическая реализация данного проекта, предусматривающая проведение Спартианских игри создание Спартианских клубов,началась с 1991г. В настоящее время в различных городах и регионах страны созданы и успешно функционируют Спартианские клубы (школы, игротеки и т.п.).

Спартианский клуб - добровольное объединение отдельных лиц, семей, коллективов (спортивных, художественных и т.д.) с целью совместного активного отдыха, общения, развития и проявленияспособностей в различных видах творческой деятельности на основе организации Спартианских и других игр (включая народные и национальные игры, забавы, развлечения), соревнований, объединяющих спорт с искусством, а также подготовки к ним Столяров, В. И. Спорт, духовность, искусство (спортивно-гуманистическое движение СССР и программа "СпАрт" для школьников) / В. И. Столяров // Физическая культура в школе. – 1991. – № 4. – С. 43 - 45.

Необходимо отметить, что в последние годы предпринимаются попытки привлечение спортивных клубов и для развертывания новых спортивных направлений: например, всероссийские детско-юношеские физкультурно-спортивные игры «Президентские состязания» Вавилов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 51 - 54., российское спортивно-оздоровительное движение «Олимп» Исаев, А. А. Новое олимпийское движение «Олимп» / А. А. Исаев // Спорт, духовные ценности, культура: Детский спорт (концепции, программы, технологии): сб. ст. / под ред. В. В. Кузина [и др.]. – М.: Изд-во РГАФК, 1998. – С. 196 - 201., «Спартианские игры», а так же проект «Дети России Образованны и Здоровы – ДРОЗД» Столяров, В. И. «Спартианская» программа олимпийского воспитания, образования и обучения / В. И. Столяров, Г. Ф. Петлеваный // Олимпийское образование в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. – Смоленск, 1997. – С. 57 - 138.

Основоположником инновационного проекта «Президентские состязания» является Ю.Н. Вавилов. Главная цель – формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности школьников, увеличение объема занятий физкультурой и спортом во внеурочное время, а также контроль за уровнем физической подготовленности детей и подростков. В целом по России принимают участие свыше 7 миллионов человек. Состязания предусматривают контроль за физической подготовленностью учащихся, обеспечивают их системную самооценку и дальнейшее прогнозирование деятельности учителя и ученика. Информирование учащихся об их физической кондиции, соревновательный характер испытаний, несомненно, являются дополнительным стимулом, формирующим положительные установки на достижение успеха Башкирова, М. М. Спортивно-оздоровительные клубы за рубежом / М. М. Башкирова, С. И. Гуськов. – М.: ВНИИФК, 1994. – 75 с.

Проект «Олимп» - это инструментарий эффективного внедрения федеральной программы физического воспитания во взаимодействии с государственной научно-технической программой «Здоровье населения России», президентской программой «Дети России», а также программами в области образования, культуры, экологии, социальной политики. Движение позволило унифицировать структуру спортивно-оздоровительных клубов – «олимпийских клубов», включив их в систему протекционизма на федеральном и региональном уровнях. Концепция «Олимпа», охватывает не только спорт как таковой, но и, прежде всего, различные формы двигательной активности – от спонтанных, неорганизованных игр до регулярно выполняемого минимума физических упражнений. Движение направлено на самооздоровление населения. Занятия имеют не столько спортивную, сколько восстановительную, рекреативную направленность Исаев, А. А. Новое олимпийское движение «Олимп» / А. А. Исаев // Спорт, духовные ценности, культура: Детский спорт (концепции, программы, технологии): сб. ст. / под ред. В. В. Кузина [и др.]. – М.: Изд-во РГАФК, 1998. – С. 196 - 201.

1. Всероссийское движение «Дети России Образованны и Здоровы» началось в 2003г. Стратегической целью является повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение его к здоровому стилю жизни, снижение уровня заболеваемости, детской преступности, алкоголизма, наркомании и других социальных опасных явлений, представляющих угрозу генофонду страны и национальной безопасности Российской Федерации. Создаются образовательные центры в различных регионах страны (Московской, Вологодской, Мурманской, Саратовской областях и Краснодарском крае), которые объединяют детские сады, общеобразовательные школы и спортивные школы. В этих центрах применяют современные педагогические технологии, значительно увеличен объем физкультурно-спортивной работы Васильева, Л. Ю. Обоснование необходимости реализации технологии спортивно ориентированного физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе (на примере общеобразовательной школы №13 г. Чайковский / Л. Ю. Васильева, Ю. Ю. Борина, Д. В. Вахрушев // Дети России образованы и здоровы: материалы VII Всерос. науч. - практ. конф. – Москва, 2009. – С. 37 – 40.

Важно, что в различных физкультурных движениях, а также в рамках деятельности спортивных клубов происходит переоценка их значимости для привлечения учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Отражением этого можно считать то, что в «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020г.» (утвержденной от 7 августа 2009г.№ 1101-р) уделено большое внимание созданию в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристических клубов.

Таким образом, в настоящее время наблюдается зарождение новой системы клубной спортивной работы в рамках гуманистически ориентированного спортивного движения России. Продолжается поиск новых форм, методов и подходов к организации работы спортивных клубов, которые способны поднять престиж физической культуры и спорта, вовлечь в физкультурно-спортивное движение лиц различного возраста, пола, состояния здоровья и т.д. Демократичность и гуманизм становятся отличительными чертами не только клубной спортивной работы, но и физкультурно-спортивного движения в целом

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.