Повышение пофессионального мастерства — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Повышение пофессионального мастерства

2019-05-27 197
Повышение пофессионального мастерства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интернет ресурсы

Swimming.ru»-портал плавания

2. http://1september.ru - Методическая газета для учителей физкультуры и тренеров «Спорт в школе»

3. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту – http://lib.sportedu.ru/

4. Физическая культура в школе elibrary.ru

5. Научные исследования и инновации elibrary.ru

6. Теория и практика физической культуры elibrary.ru

7. Вестник спортивной наук elibrary.ru

8. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка elibrary.ru

 

Лекции 1. ОБРАЗОВАНИе и ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Задачи физического воспитания в контексте развития современного образования

Каждому человеческому сообществу присуща специфическая культура, нормы и ценности которой молодыми поколениями генетически не наследуются, а усваиваются через систему образования (воспитания), с соответствующими общественному укладу целями и способами их достижения.

Образование - это социально-генетический механизм постоянной передачи культуры последующим поколениям, предопределяющий становление личности. Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать человека, общество и культуру, формируя ценности, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущую культуру и общество ее питающее, так и судьбу отдельных людей (79, С.17).

Физическая культура и образование (воспитание) человека в сфере культуры физической находятся в таких же связях и отношениях как культура и образование человеческого сообщества и поскольку содержание образования представляет собой слепок культуры, отражая основные ценности, знания, технологии и инновации определенного социума, то модернизация физического воспитания требует понимания тенденций развития современного образования, позволяющих определить ценностно-целевые ориентиры предстоящих преобразований и эффективные механизмы достижения поставленных целей.

Чтобы обозначить актуальные задачи физического воспитания следует рассмотреть основные тенденции развития современного образования и некоторые устойчивые закономерности мирового развития, оказывающие на него влияние.

Согласно оценкам специалистов (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Г.Ф.Красноженова, Е.С.Полат, С.Д.Смирнов, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко, И.Г.Фомичева, П.Г.Щедровицкий и др.) сегодня на сферу образования существенное влияние оказывают следующие основные тенденции, проявляющиеся в общемировом масштабе:

Во-первых, обострение глобальных проблем человеческой цивилизации (экологических, экономических, межкультурных, этнических и др.), плодотворно решающихся только в рамках толерантного международного сообщества, требует нового взгляда на образование как социального института, создающего условия для расширения диалогового межкультурного пространства, и соответственно иных акцентов в воспитательно-образовательной сфере, а именно: постановку человека в центр воспитательно-образовательного процесса; перехода от технократизма к гуманизму; от монокультуризма к мультикультуризму; от авторитарно-репродуктивной - к рефлексивно-гуманистической педагогической модели  для воспитания открытого миру человека планеты Земля, уважающего себя и других, постигающего и преумножающего общечеловеческие ценности и идеалы.

Согласно В.Н.Сагатовскому «…общим Делом для современного человечества является созидание ноосферы, где люди сознательно переходят от идеологии максимума (обществу побольше взять от природы, личности – от общества) к идеологии оптимума – гармоничного совместного развития, со-творчества личности, общества и природы. В идеале ноосферы преодолеваются крайности традиционного общества, не способного взять на себя ответственность за окружающую среду, и индустриальной цивилизации, насилующей эту среду во имя собственной суетности» (266, С. 211.).

Во-вторых, увеличение наукоемких производств, интенсивный рост объема научно-технической информации и быстрое ее старение, интеграция научного знания, изменение требований к производственно-технической сфере, актуализировали необходимость повышения уровня и качества профессиональной подготовки специалистов на основе овладения методологией самостоятельного добывания знаний и непрерывности образования в течение всей жизни, что закономерно изменило представления о целях, содержании и способах образования человека.

Попытки дать «образование на всю жизнь», основанные на представлении о стабильности условий будущей деятельности подрастающего поколения, перестают соответствовать требованиям момента и как подчеркивает А.Г.Асмолов, «...главное - это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее есть ответы на все вопросы, а четко сказать: «Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности» (373).

В-третьих, ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, требуют готовности к такому выбору, что обусловливает необходимость гуманитаризации, демократизации и персонификации образования, предоставления свободы выбора и ответственности за принятые решения.

«Вариативное образование понимается как процесс расширения возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности. В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию» (359, С.5-6).

В-четвертых, изменение экологических (загрязнение окружающей среды) и социально-экономических условий жизни (сокращение доли физического труда, умственные и психические перегрузки) привели к снижению биоэнергетического потенциала и адаптационных возможностей человека, что выдвинуло на передний план проблему «сохранения человека как биосоциальной структуры» (В.С.Степин) в контексте формирования физической культуры и здорового, физкультурно-спортивного стиля жизни человека, но не по традиционному сценарию, через систему задаваемых извне целеориентиров образа жизни и конкретных способов их достижения, а через «осознание осознания» (М.М.Бахтин) или понимание человеком оснований собственных мироориентаций.

В своем учении о «благоговении перед жизнью» А.Швейцер писал, что в процессе жизнеутверждения человек «…престает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». Кроме того, человек «…испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Благом считает он сохранить жизнь, способную к развитию; злом – уничтожить жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию» (52, С.54).

Рассмотрим общие подходы к развитию образования в современном мире.

Во-первых, представления в мире о праве на образование постепенно претерпели некоторые изменения: концепция «обязательного бесплатного начального и общего образования» сменилась сначала концепцией «базового образования», направленной на удовлетворение «базовых образовательных потребностей», а затем концепцией «образования в течение всей жизни» (251).

Концепция непрерывного образования ориентирует образовательное сообщество и современного человека к постоянному («в течение всей жизни») обновлению знаний и опыта и рассматривает образование как систему, где «основной ствол» образования составляет единое целое со всеми параллельными образовательными структурами (клубы, центры и т.д.), которые уже существуют и имеют сильную тенденцию к развитию (79, С.50). Речь идет, таким образом, о создании своего рода «образовательной среды», которая объединяет все структуры образования (дошкольное, школьное, профессиональное и дополнительное) и придает им равноправный статус, чего нет в настоящее время. При такой постановке вопроса формальное (основное) образование становится уже не единственным источником образования, а работает рядом с другими структурами, что, на наш взгляд, является главным в концепции непрерывного образования.

Кроме того, конец ХХ века ознаменовался появлением документов об интеграции европейского образования (1997 г. Лиссабон, 1998 г. Сорбонна, 1999 г. Болонья, 2001 г. Прага), способствующих «необходимой конвергенции и большей прозрачности квалификационных структур в Европе», с целью соизмеримости и конкурентноспособности его с американским образованием, дополненным идеей непрерывного образования (311, С.5-24). Причем согласно заявлению Европейской Ассоциации международного образования, целью политики интеграции не может являться отказ от реального многообразия традиций в образовании, а мультикультуризм содержания и форм образования неизбежен; «сопоставимость, а не гомогенность должна быть целью; основополагающими принципами должны стать плюрализм в паре с прозрачностью» (370).

Во-вторых, в ответ на требования рынка труда система профессионального образования индустриально развитых стран ответила многоплановым перестроечным процессом, в котором, в дополнение к вышеизложенному, можно выделить следующие общие тенденции: интеграцию и дифференциацию, индивидуализацию и стандартизацию, информатизацию образования и компетентностный подход.

Компетентностное образование - очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной, где переход от академической модели образования к компетентностной рассматривается как переход от немецкой понятийной философии к философии эмпиризма (347, С.85-86.).

История данного вопроса начиналась в 70-е годы прошлого столетия в связи с изменением квалификационных требований к специалистам на основе запросов рынка труда и решалась в Германии (Д.Мартенс) через введение «ключевых квалификаций» как характеристик личности, не связанных с конкретной специальностью, а в России - через подготовку рабочих широкого профиля на основе интеграции рабочих профессий как характеристик деятельности (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, А.П.Беляева и др.) (123).

В то же время идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой обобщения лучшего опыта индивидуализации обучения в образовательных учреждениях в процессе разработки теории каррикулума (поиска эффективности через придание процессу обучения большей осмысленности и рефлексивности). Главная идея интегрированного развития компетентности состояла в том, что не следует ограничиваться суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования (в основной школе), чтобы достичь подлинной эффективности эти знания должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретенных человеком вне системы формального образования (семейное воспитание, культурно-просветительская деятельность т.д.) (79, С.56). Связь подхода с концепцией непрерывного образования очевидна.

Сегодня многие университеты США и Англии не принимают абитуриентов без экзамена на ключевые компетенции, при оценке которых используются три основных критерия:

• умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;

• способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, графиками, текстами, таблицами и т. д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

• умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д. (119).

На семинарах, проводимых Советом Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе» подчеркивалось, что цель образования «вооружить» компетенциями это поколение, «спуститься от уровня образовательной интенции к уровню конкретных определенных условий». В этом контексте ключевая компетенция соответствует наиболее широкому кругу специфики, более универсальна для различных видов деятельности, а понятие «компетенция» является интегративным и описывает не столько элементы, сколько связи между ними. (347, С.86).

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в- третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.) (372).

Для отечественной педагогики такая постановка вопроса не является новой. Исследования в сфере проблемы формирования умений и навыков учащихся часто выходили на уровни компетенций, только без употребления данного термина. Достаточно назвать исследования А.Н.Леонтьева (169), И.А.Зимней (126), Н.А.Лошкаревой (185), И.С.Якиманской (357), П.Я.Гальперина (68), Н.Ф.Талызиной (300) и многих других ученых. В целом же идея компетентностного подхода, пришедшая к нам с Запада, согласуется с отечественной идей личностно-деятельностного подхода.

В-третьих, не менее важной общемировой тенденцией развития образования является пристальное внимание педагогического сообщества к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи.

Осуществление в первой половине ХХ века международных исследований с применением, в первую очередь, медико-биологических методов позволило определить конкретные количественные показатели, характеризующие состояние здоровья людей (И.И.Брехман, Д.Н.Давиденко, Г.И.Царегородцев и др.). Однако констатация фактов снижения уровня здоровья способствовала лишь привлечению огромных средств на производство лекарственных препаратов, и не позволяла разработать и, тем более, реализовать комплексные программы оздоровления населения.

Сегодня общество с большим трудом начинает понимать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека - функция главным образом воспитания, а не лечения, поскольку известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15% (36).

В этой связи в начале 70-х годов XX века в международных исследовательских проектах особое внимание было уделено изучению проблем образа жизни и его влияния на здоровье различных групп населения, а также вопросам самосохранительного поведения на основе анализа ценностно-мотивационной структуры личности и значимости в ней здоровья.

Исследование особенностей самосохранительного поведения в рамках программы «Heat Promotion» (обеспечение здоровья), появилось в связи с увеличением удельного веса хронических неинфекционных заболеваний, что потребовало выработки определенных стереотипов поведения у реально и потенциально больных людей. Впервые за рубежом был осуществлен радикальный переход в политике охраны здоровья «от рассмотрения людей как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной роли в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья» (310).

В начале 90-х годов XX века к реализации социологических исследований, ориентированных на изучение образа жизни подростков (Международный научный проект «Health Behaviour in School-aged Children») и студентов (Здоровье студентов: кросс - европейский анализ) подключились специалисты отрасли «Физическая культура и спорт», поскольку именно им принадлежит решающая роль в формировании у детей и молодежи установок на освоение ценностного потенциала физической культуры и массового спорта как средств формирования самосохранительного поведения. 

В настоящее время приоритетным становится не просто физическое развитие молодого поколения, приобретение им двигательных умений и навыков, а формирование культуры здоровья и физической культуры личности, приобщение к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни.

Образовательная политика России в целом соответствует общемировым тенденциям развития сферы образования и в тоже время имеет ряд особенностей, отличающих ее от систем образования других стран.

Во-первых, начиная с 90-х годов, происходит либерализация и гуманизация отечественного образования и в этой связи существенное изменение его нормативно-правовой базы, в основу которой были положены идеи международных законодательных актов в области охраны окружающей среды (декларация «За наше будущее», программа «Повестка дня на ХХ1 век»), прав человека и ребенка («Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Концепция образования в течение всей жизни») и курс на интеграцию российского образования в Европейское образовательное пространство («Болонская декларация»).

Первым либеральным законодательным актом стал Закон «Об образовании» (1992 г., 1996 г.). Затем последовал ряд документов, имеющих существенное значение для целостного процесса реформирования и модернизации системы образования, а именно: Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1998), Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2005 года (1999), Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы (2000), Федеральный закон «О дополнительном образовании» (2001), Концепция модернизации российского образования до 2010 г.(2001), Доктрина национального образования до 2020 г. (2005).

Согласно указанным документам основные направления образовательной политики России связаны с конструированием современного содержания и оптимизации структуры образования; с обеспечением доступности образования и его непрерывности в течение всей жизни; с повышением роли, статуса и поддержки государством и обществом основных субъектов образовательной деятельности: обучающегося, педагогического работника, образовательного учреждения; с государственной поддержкой и ресурсным обеспечением образования.

Однако сегодня одной из основных проблем обновляющейся законодательной базы российского образования является недостаточная согласованность, последовательность и преемственность нормативно-правовых актов и нивелировка либеральных устремлений Закона об образовании редакции 1992 года.

Так, по мнению О.Смолина, заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы, за прошедшие более чем 10 лет с момента принятия «Закона об образовании» в первой редакции до сих пор не реализованы на практике ответственность Правительства за реализацию образовательной политики России; упорядочение финансирования и налогообложения системы образования; государственная поддержка малообеспеченных лиц; создание независимой системы контроля качества образования; интеграция образовательных и научных учреждений; развитие общественных начал в системе управления образованием; обеспечение охраны здоровья учащихся и студентов и др. (280, С.34-45).

Кроме того, Федеральные законы, принятые в 2004 году, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», исходя из общей идеологии по уменьшению расходов госбюджета, лишили российские школы всех льгот и упразднили госфинансирование тех школ, которые, по мнению чиновников, способны зарабатывать и самостоятельно (225).

Во-вторых, особенностью развития отечественного образования является, склонность к непоследовательному революционизированию, когда кардинальное изменение государственной политики в сфере образования, отметает весь, даже позитивный, опыт прошлого, а принятые постановления, программы, концепции заменяются новыми без подведения итогов и анализа процесса их выполнения, что позволяло бы не допускать серьезных ошибок и просчетов в будущем.

Как известно несоответствие качества «образовательного продукта» требованиям современного социокультурного развития привело в конце 80-х годов уходящего века к осознанию в мире необходимости коренного реформирования системы образования. Однако процесс эволюционных преобразований образовательной сферы, осуществляющийся на Западе и в США в течение последних пяти десятилетий, в России, в силу особенностей ее менталитета, решено было провести «иным путем», и по привычке революционным, который после череды не совсем удачных постановлений и программ, опушенных спонтанно «в слепую», как правило «сверху», а также отчасти из-за неверного прочтения программно-нормативных документов на местах, стал соответствовать тактике «шаг вперед, два шага назад» или «игры в слепую».

В частности, несмотря на социальные гарантии, закрепленные законодательно, образование сегодня, по мнению Э.Д.Днепрова, Е.В.Ткаченко, В.Д.Шадрикова, сводится к одной из сфер рыночных услуг, а государство фактически уходит из образования, отдавая его на откуп рыночной экономике через механизмы заказов на специалистов, оплаты образовательных услуг на всех его уровнях, включая дошкольный. Настойчиво проводится линия на превращение образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации (94).

В этой связи В.И.Загвязинский (371) подчеркивает, что «Концептуальной основой любых планируемых преобразований должна быть идея преемственности гуманистических стратегических традиций мирового и отечественного образования, причем любые реформы должны не разрушать, а укреплять и развивать позитивное содержание, накопленное в образовании, с учетом особенностей социально-образовательной ситуации, которая определяет некоторые акценты и предпочтения».

В-третьих, неопределенность социально-экономических условий и идеологических установок, влияние агрессивной внешней среды, в условиях полной нивелировки государственной системы воспитания привело в последние десятилетия к распространенности девиантного поведения, снижению духовности и утрате позитивных идеалов. В связи с этим одной из важнейших проблем отечественного воспитания является возрождение системы традиционных российских духовных ценностей (гражданственности, нравственности, согласия, добропорядочности и др.) и интеграции их с индивидуалистскими и корпоративными ценностями, нарождающейся постиндустиальной культуры (материального благополучия, личной выгоды, свободной конкуренцией и др.), что позволит будущему поколению России, быть признанным на международной арене, сохраняя свое лицо.

В-четвертых, либерализация образовательной политики, обернувшаяся в начале 90-х годов бумом не всегда обоснованных педагогических инноваций, связанных нередко с психоэмоциональными перегрузками и ограничением двигательной активности учащихся, и упразднение Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества (ВДФСО) Профсоюзов, финансировавшего клубную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, негативно сказались на массовости внеурочных занятий физической культурой, что в целом способствовало ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Сегодня по данным Госкомстата РФ около 40 % детей и подростков страдают хроническим заболеваниями, лишь 10 % молодежи можно считать практически здоровыми, около 30 % юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию (216, С.102).

Поскольку для организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура», требуются значительные материально-технические ресурсы (залы, площадки, инвентарь, форма), которых хронически не хватает, то одних образовательных учреждениях по решению администрации занятия физической культурой были заменены на «более важные», в других – проводились на низком организационно-методическом уровне, принося порой больше вреда, нежели пользы, от чего значительно пострадало качество учебно-воспитательного процесса, а главное, у части молодого поколения сформировалось негативное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Рассмотрим положение дел в отечественном физическом воспитании.

По свидетельству В.К.Бальсевича, М.Я.Виленского, Л.И.Лубышевой, В.И.Столярова и др. в последней четверти ХХ века, в следствии механистического подхода, в отечественном физическом воспитании сложилась кризисная ситуация, характеризующаяся снижением интереса у детей и молодежи к обязательным занятиям физической культурой и падением её престижа.

Причины низкой эффективности физического воспитания студентов исследователи видели не только в недостатке времени, отводимом на обязательные занятия, но и в их слабой образовательной направленности (В.Н.Кряж, Л.И.Лубышева и др.), в отсутствии научно обоснованных методов построения процесса тренировки в условиях вуза (В.К.Бальсевич, Е.А.Зайцев, С.В.Малиновский, Ф.В.Мамычкин, В.В.Попенченко и др.), несоблюдении принципа преемственности школьных и вузовских программ (В.И.Лях, Г.Б.Мейксон). Не менее значимым фактором, снижения эффективности физического воспитания в вузе, как показывает анализ работ Р.Д.Дребнера, С.В.Малиновского и др., является нарушение принципа систематичности в организации учебных занятий, несоблюдение элементарных правил построения учебно-тренировочного процесса.

Кроме того, снижение государственного финансирования образования, физической культуры и спорта привело к отказу от организации оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту учебы и жительства студентов.

В последние годы проявляется явная заинтересованность Правительства России в формировании здорового образа жизни и физической культуры детей и молодежи. Свидетельством тому служит принятие ряда нормативно-правовых актов: «Концепция совершенствования национальной системы обеспечения безопасности среды обитания и жизнедеятельности и охраны здоровья населения России» (1994); Закон «О физической культуре и спорте» (1999); Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.; Постановление «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи» (2001), Постановление «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» (2002) и др.

Согласно указанным нормативно-правовым документам приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях должны стать:

- создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников и учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации;

- совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

- объективизация оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности;

- профилактика асоциального поведения учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

- оснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.

Гуманистические тенденции развития российского образования отразились на содержании образовательной области «Физическая культура», сформированного на основе культурологического подхода (М.Я.Виленский, Г.М.Грузных, В.И.Ильинич, Л.И.Лубышева и др.), ориентированного на формирование физической культуры личности через решение двух групп задач: естественно-культурных (завершение гармонизации биологического развития молодых людей) и социально-культурных (формирование мотивационно-ценностных ориентаций здорового стиля жизни, свойств и  качеств личности). Учебными программами по дисциплине «Физической культуре» предусмотрен довольно большой по объему вариативный компонент, что позволяет педагогам самостоятельно проектировать содержание и процессуальную сторону физического воспитания, учитывая индивидуальные особенности учащихся, ресурсное обеспечение образовательного учреждения, традиции развития физической культуры в регионе.

Однако отсутствие у педагогов, воспитанных в лучших традициях авторитарной школы, и долгие годы работающих по строгим инструкциям и планам, опыта самостоятельного построения вариативного «человекоцентрированного» физического воспитания приводит к серьезным трудностям и нередко кискажению идеи гуманизации всего процесса.

Консервативные формы и унифицированные методы массовой практики физического воспитания, основанные на авторитарно-репродуктивной концепции, негативно сказываются на отношении студенческой молодежи к учебным занятиям физической культурой, отнюдь не стимулируют их самостоятельности, творческой активности и заинтересованности в физкультурном самоопределении, самосовершенствовании.

В современных условиях необходимо совершенствование физического воспитания в плане обогащения содержания предметной области «Физическая культура» и внеучебной оздоровительной и спортивно-массовой работы с целью подготовки социально и профессионально компетентной, самостоятельной и активной, мобильной и толерантной личности, а также разработка инновационных гуманистически ориентированных психолого-педагогических подходов и технологий формирования физической культуры и физкультурно-спортивного стиля жизни студенческой молодежи.

Существенного улучшения требует ресурсное обеспечение сферы физического воспитания (необходимое финансирование, укрепление материально-технической базы, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров).

Лекция 2

В России и за рубежом

Исследованием вопроса возникновения и развития спортивных клубов на разных этапах историипосвящены работы Е.Ю. Зеликсона (1940), Д.А. Крадмана (1945), Н.Ю. Мельниковой (1996), Н.А. Панина-Коломенкина (1951), В.В. Столбова (1989), К.Б. Цуркана (1966) и др. Наиболее полно анализ развития спортивных клубов в Росси представлен в работах А.А. Перевозникова (1998).

Так в развитии спортивных клубов России он выделяет три основных этапа: дореволюционный (до 1917 года), советский (1917-1991 гг.), современный или постсоветский (после 1991 года).

Дореволюционный этап:

Отмена крепостного права в 1861 году и либеральные реформы 60-80-х годов (земская, городская, судебная, военная, реформа образования т.д.) которые способствовали развитию капитализма и формированию нового класса - буржуазии. Вследствие развития капиталистического производства постепенно ликвидировалась средневековая обособленность, причем не, только отдельных местностей, но и отдельных предпринимателей и производителей, материальных благ. Новые социально-экономические условия жизни способствовали тому, что, города стали центрами буржуазной культуры, одна из особенностей которой - потребность жителей в объединении по интересам Зырянов, П. Н. История России, XIX век: учебник для 9 классов средних школ (под редакцией Сахарова А. Н.). – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.

.

А.А. Перевозников выделяет причины, определившие возникновение первых физкультурно - спортивных клубов в России:

- популяризация и распространение в стране различных видов спорта, особенно национальных (кулачный бой, борьба, поднятие тяжестей, садка, петушиные бои, верховая езда, скачки и т.д.);

- необходимость в объединении любителей того или иного вида спорта с целью его более успешного развития, потребность в регламентации развлечений, обусловленная интересами государства;

- влияние Западной Европы, где организационная форма объединения по интересам (клуб, кружок, общество и т.д.) являлась гарантом успешного развития той или иной области культуры, в том числе физической культуры и спорта.

В дореволюционной России существовало три вида клубов: физкультурно-оздоровительные, физкультурно-спортивные и спортивные. Клубы формировались как по территориальному, так и по производственному принципам. Официально зарегистрированные клубы были объединены в городские и Всероссийские лиги по видам спорта. Направления деятельности спортивных клубов: учебно-методическая и спортивная работа, пропаганда физической культуры и спорта, формирование гигиенических навыков, создание и развитие материальной базы, а также подготовка квалифицированных кадров в области физического воспитания и спорта.

Спортивные клубы внесли большой вклад в развитие системы физического воспитания и спортивного движения дореволюционной России. Они способствовали децентрализации управления этими сферами социальной жизни, развитию международных спортивных связей. Необходимо отметить, что благодаря клубам спорт вышел и на международную арену (Н.Ю. Мельникова, В.Е. Петракова, 1997г.). Отсутствие материальной помощи со стороны правительства и городских властей, а также единой системы физического воспитания в стране, развитой системы детского и юношеского спорта, элитность и недоступность многих видов спорта и членства в спортивных организациях, препятствовали массовости и росту спортивных достижений российских спортсменов (К.В. Цуркан, 1966г.).

Советский этап:

Новая социально-экономическая система и господство идеологии марксизма-ленинизма изменили характер развития, как спортивных клубов, так и спортивного движения в целом. Эти клубы имели выраженную политическую направленность, развивались в основном как государственные учреждения, и только с 60 – х гг., в связи с изменениями в области политики и идеологии, еще и как негосударственные учреждения.

Государственные спортивные клубы формировались по производственному принципу, имели ведомственное подчинение, подвергались жесткому идеологическому контролю. Управление ими было централизовано. Подобные клубы были поставлены на службу государству: вначале для подготовки к военной и трудовой деятельности, а позднее для завоевания ведущих позиций в мире по различным видам спорта, в целях демонстрации превосходства советской политической системы в целом и системы физического воспитания, в частности. Государственные спортивные клубы, несомненно, осуществляли общественно-значимые функции. Однако в них практически отсутствовало неформальное общение как таковое. Собственно функции клуба в СССР выполняли негосударственные клубы [98], а государственные являлись скорее клубными кружками, в которых полностью не реализовывались принципы клубной деятельности (В.Б. Столбов, 1989г.).

По мнению автора В.В. Воробьева, большие изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества в конце восьмидесятых и начале девяностых годов оказали существенное влияние на физкультурно-спортивное движение страны, в том числе на систему клубной физкультурно-спортивной работы. Вследствие недостаточного финансирования сократилось число спортивных секций, кружков и клубов Воробьев, В. В. Клубы, какие они есть / В. В. Воробьев // Физическая культура в школе. – 1998. – №6. – С. 60 - 61.

. Серьезные изменения коснулись не только материальной базы и организационной структуры, но также идеологии спортивных клубов. Многообразие форм клубной работы, использовавшейся в советское время, перестал отвечать требованиям нового времени и либо утратил свое значение, либо прекратил свое существование. Если говорить об общеобразовательных учреждениях, то процесс формирования спортивных клубов протекал медленно как в дореволюционный, так и в советский период.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.