Вопрос №17 Факторы и условия, детерминирующие развитие личности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вопрос №17 Факторы и условия, детерминирующие развитие личности

2018-01-30 163
Вопрос №17 Факторы и условия, детерминирующие развитие личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наследственность - свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Наследственность обеспечивается самовоспроизведением генов, находящихся в хромосомах клетки и цитоплазмы. Ген - это участок молекулы ДНК. При клеточном делении хромосомы самоудваиваются и распределяются в определённом порядке по дочерним клеткам. Этим и обеспечивается передача наследственных свойств от поколения к поколению. Молекулы ДНК, являющиеся носителями на­следственности, отвечают за все жизненно важные процессы в организме (за сохранение информации о протекании всех процессов, за обновление клеток, за защиту от мутаций и т. д.). Биологическая наследственность имеет огромное значение и жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к безусловным рефлексам (по И. И. Павлову). Это пищеварительные (сосание, слюноотделение), ориентировочные (реакция на свет, звук и т. д.), оборонительные (зажмуривание глаз при ярком свете) реф­лексы.Передаются и «собственно человеческие задатки»: предрасположенность к прямохождению, развитию речи, к целенаправленному труду, развитию мышле­ния, самосознания и т. д. Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные, группу крови и резус-фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм). Генотип определяет также свойства нервной системы. Нервная система новорож­денного несет в себе огромные возможности образования новых форм поведения и их нервных механизмов. В частности, человек наследует такие особенности строения и функционирования нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность тормозного и возбудительного процессов. Их сочетания определяют тот или иной тип высшей нервной системы, или темперамент. Типологические свойства нервной сис­темы оказывают влияние на формирование черт характера человека. Важно также знать, что человек наследует природные способности к развитию в виде задатков к различным видам деятельности. Задатки — это природные (потенциальные) воз­можности развития способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-­функциональными различиями головного мозга и речедвигательного аппарата, а так же органов чувств. Иначе говоря, это анатомо-физиологические предпосылки развития способностей.Вместе с тем для развития "собственно человеческих задатков", второй сигнальной системы, способностей индивиду необходимы социальная среда, благоприятные условия жизни и воспитание. Все имеющиеся в науке факты о жизни малолетних детей с дикими животными свидетельствуют о том, что у них не развивались человеческие качества, и по возвращению в человеческое общество они так и не смогли восстановить эти качества, не стали личностями. Следует отметить, что по наследству передается также предрасположенность к некоторым заболеваниям и аномалиям (гемофилии, сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства и другое), а также особенности протекания психических процессов. Известно, что нарушение генной наследственности вызывается радиаци­ей, тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, влиянием бытовых канцерогенов (алкоголь, курение, медикаменты и т. п.).

Все генетически заданные свойства человеческого организма характеризуют его способность к саморазвитию. Это внутренняя природная активность индивида, его организма, проявляющаяся как в анатомо-физиологическом созревании, так и в психическом развитии. Вот как процесс саморазвития описал в свое время известный педагог Каптеров: «Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами орга­низма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием дей­ствовать... Иным путем, помимо самодеятельности, человек развиваться не может: такова его природа". Установлено, что биологически здоровый человек имеет колоссальные возможно­сти развития, но практические реализует их не более чем на 10—15 %. В чем причи­на? Отчасти, видимо в том, что не создаются оптимально благоприятные условия для их реализации. Более того, неблагоприятные условия жизни (плохое питание, тяже­лые условия жизни и т. п.) задерживают рост и развитие ребенка.

Подчеркнем, что наследственность наряду с деятельностью и общением относится к внутренним факторам развития личности. Для того чтобы наследственные возмож­ности растущего человека реализовались в качества личности, необходима среда, взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми. Иначе говоря, все, что отли­чает человека от животных, является результатом его жизни в социальной среде.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.