Вопрос №36 Процесс воспитания и его структура — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос №36 Процесс воспитания и его структура

2018-01-30 142
Вопрос №36 Процесс воспитания и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Критериев, по которым можно это анализировать, много, потому что процесс очень сложный. Чаще всего она выделяется с учетом целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий его протекания, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов развития процесса во времени.
Рассмотрим некоторые из них.
По целям структура воспитательного процесса представляет собой последовательность задач, на решение которых он направлен, а именно:
• формирование всестороннего, гармонически развитого человека;
• развитие духовности;
• воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
• приобщение школьников к ценностям в области науки, культуры, искусства;
• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
• развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований;
• организацию личностной и социально ценной многообразной деятельности;
• развитие социальной функции личности – общения.
В своем развитии воспитательный процесс проходит определенные этапы (рис. 12). Первый этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности невозможно успешным, и приступать к нему надо без промедления. Типичный подход авторитарной педагогики: чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам.

Рис. 12. Структура воспитательного процесса
Гуманистическая педагогика склоняется к тому, что детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, поступать и действовать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.
Знания должны перейти в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни.
Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, не достигнет желаемого результата.
Воспитание чувств – еще один очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние, невозможно поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность – движущая сила поведения. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
Конечно, главный этап воспитательного процесса – деятельность. Сколько ни проводи хороших бесед, объяснений и увещеваний – практического результата не будет. Если ребенок лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы, если не ошибается, не набивает шишек, не набирается опыта в делах, овладение нормами поведения не происходит. Вот почему воспитатели предоставят как можно больше разумной свободы детям, незаметно и гуманно корректируя их поведение. В практике воспитания этот этап сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Самый главный вывод, который можно вынести из этого раздела, тот, что воспитательный процесс должен пройти через все этапы и что только тогда он будет эффективным, если знания, убеждения, чувства сливаются с практической деятельностью.

 

 

Вопрос №37 Содержание воспитательного процесса и егоособенности

Воспитание является приоритетным направлением педагогики высшей школы. Особую роль оно призвано играть в психолого-педагогической подготовке инженерных кадров.

Воспитание – сложный, многогранный, диалектически противоречивый, целенаправленный процесс формирования и развития личности человека. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Таким образом, воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения. Различают воспитание в широком (общем) и узком (конкретном) смысле.

В широком смысле воспитание отождествляется с социализацией личности человека. Поэтому оно может рассматриваться как общественное явление, состоящее в воздействии общества на личность, как процесс и результат усвоения социального опыта и активного его воспроизводства человеком в своей производственной и общественной деятельности, в межличностном общении, в поведении и нравственной оценке своих поступков и поступков других людей. Кстати, даже сам выбор человеком критериев такой оценки также определяется характером его воспитания в широком смысле.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам. Иными словами, воспитание представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей, занимающую важное место в целостном педагогическом процессе.

Рассмотрим основные особенности воспитательного процесса. К ним можно отнести следующие его характерные черты.

Во-первых, воспитательный процесс отличатся длительностью. По сути, он длится всю жизнь. При этом школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что его нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.

Во-вторых, характерной особенностью воспитательного процесса является его непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю, то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании обучаемого, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и навыки поведения.

В-третьих, воспитание представляет собой сложный комплексный процесс. Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления воспитательного процесса.

В-четвертых, воспитательному процессу присущи как вариативность, то есть неоднозначность результатов, так и в значительной мере неопределенность результатоввоспитания. Это обстоятельство обусловлено существенными индивидуальными различиями обучаемых, их различным социальным опытом, различным отношением к самому процессу и целям воспитания.

В-пятых, процесс воспитания имеет двусторонний характер. Это означает, что от воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее оказывается в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее он может выбрать средства и методы воспитания, организовать воспитательное воздействие.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.