Вопрос №15 Методы педагогических исследований и их классификация — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вопрос №15 Методы педагогических исследований и их классификация

2018-01-30 518
Вопрос №15 Методы педагогических исследований и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под методикой педагогического исследования понимают совокупность прин­ципов, методов, приемов, техники, процедур и организации исследовательской работы. Методы педагогического исследования — это способы (приемы, операции) изуче­ния педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установле­ния закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Принципы отбора методов исследования-.

- Использование разнообразных, взаимодополняющих методов исследования; дли­тельные наблюдения; неоднократная проверка результатов исследования с соблюде­нием статистических (социологических) норм. Это вызвано тем, что педагогические явления очень сложные, их трудно точно воспроизвести несколько раз, они неодноз­начны и многофакторны.

- Соответствие методов исследования существу изучаемого явления, а также воз­можностям воспитуемых и самого исследователя. Например, тесты должны быть доступны учащимся определенного возраста; нельзя делать окончательные выводы только по результатам анкетирования или опросов, необходимы длительные наблю­дения и т. д.

- Недопустимость использования методов исследования, противоречащих нормам морали или способных нанести вред участникам исследования.

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. Мы остановимся на общепринятой классификации. Методы педагогического исследо­вания подразделяют на общенаучные и конкретно-научные.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

- общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);- социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);- социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);- математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые, в свою очередь, подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоре­тических положений и эмпирических данных — это теоретический анализ литерату­ры, архивных материалов и документов, анализ основных понятий и терминов иссле­дования, метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнози­рование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпири­ческого материала — фактов педагогического содержания, продуктов воспитатель­ной деятельности. Их иначе называют методами изучения педагогического опыта.

К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации. методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и другие), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. д,). а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Охарактеризуем основные методы педагогических исследований. Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Для этого он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебники и методические пособия и т. д. Иначе говоря, исследователь изучает историю вопроса, сравнивает и анализи­рует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения, определяет свое отношение к решению проблемы, выясняет, какие вопросы еще не решены. Этим самым он осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа. Нередко исследователь применяет и метод моделирования — нагляд­но-образную характеристику изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чер­тежей.кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие связи и факторы

Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением литературы и умета­ем работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию — список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно, в соответствии с библиографическими требованиями.

Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование — краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов — кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника. Применяются также такие методы, как конспектиро­вание — более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных идей и положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. л.); реферирование — сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Для изучения реального педагогического процесса (или педагогического опыта) как в естественных (например, изучение массовой педагогической практики), так и в специально измененных (педагогический эксперимент, опытная проверка выво­дов исследования) условиях применяются, как указывалось выше, практические (эмпирические) методы.

Их рассмотрение начнем с метода наблюдения.

Наблюдение это организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений. Цель наблюдения — накопление фактов и образование первоначальных представлений об опре­деленном педагогическом явлении. Оно может быть включенным, если наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения, и невключенным (опосредованным), наблюдением «со стороны». Объектами наблю­дения могут быть: деятельность группы учащихся (класса) или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации (например, ситуации выбора); деятельность (общение с учащимися) учителя на уроке.

К методу наблюдения предъявляются следующие требования:

- постановка цели наблюдения и осуществление наблюдения по определенному плану;- прогнозирование поведения объектов наблюдения (учащихся, педагогов, родителей) в наблюдаемых ситуациях, т. е. продумывание возможных вариантов поведения;- длительность наблюдений (серия наблюдений) и их осуществление по возможности несколькими лицами по одной и той же программе для того, чтобы избежать субъективности в выводах;- регистрация фактов с максимальной точностью;- скрытый характер наблюдения (учащиеся не должны догадываться, что за ними наблюдают);- описание и анализ наблюдаемых фактов (выявление причин поведения, мотивов деятельности и т. п.).

Этапы наблюдения следующие: определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать?); выбор объекта, предмета наблюдения (что наблюдать?); выбор способа наблюдения (как наблюдать?); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Преимущества данного метода состоят в доступности, а также в возможности изучать педагогические явления и процессы в естественных условиях. Вместе с тем метод наблюдения имеет свои недостатки. Например, не все доступно наблюдению, нередко обращается внимание на внешнюю сторону изучаемого. Кроме того, интере­сующее исследователя явление может и не наступить. Он не может охватить большое количество объектов для наблюдения. Личностные особенности (установки, интере­сы, психическое состояние и т. и.) исследователя оказывают влияние на результаты наблюдения.

Наиболее распространенными являются методы опроса (письменные и устные). К ним относятся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения и т. п. учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса.

Так, анкетирование (метод разработан в социологии) — письменный опрос боль­шого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. Анкетирование может проводиться с указанием лица респондента, но чаще для большей объективности оно проводится анонимно, т. е. без указания фамилии анкетируемого. При составлении анкет важно соблюдать следую­щие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны; они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемо­го ответа, вопросы в них должны быть взаимопроверяемыми; то, что непосредствен­но интересует исследователя, должно выявляться косвенно через ряд частных вопро­сов. Особенно важно проверить подготовленную анкету на небольшом количестве испытуемых и внести, если требуется, необходимые коррективы.

Достоинства метода анкетирования заключаются в том, что он позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью статистических методов с использованием вычислительной техники. К основным недостаткам можно отнести возмож­ность искажения ответов либо из-за неправильного понимания вопроса анкеты, либо преднамеренно несерьезного отношения к ответам на вопросы. Поэтому при обработ­ке анкет заведомо сомнительные из них (неполные, заполненные не по инструкции и т. п.) для обсчета не берут. Очевидно, что количественные данные, полученные путем анкетирования, потом дополняются качественным анализом.

Исследовательская беседа, а также интервьюирование требуют обычно больших затратвремени, чем анкетирование. Это наиболее эффективные методы для выявле­ния мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний, оценок и позиций опрашиваемых.

Исследовательская беседа — диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. До беседы необходимо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Фиксируются дата, место беседы, данные о собеседнике (фамилия, имя, отчество, профессия, должность и т. д.). Ценность беседы как метода заключается в том, что, во-первых, можно корректно направить содержание беседы в нужное русло (варьиро­вать и задавать уточняющие вопросы); ответы испытуемого дополняются личным впечатлением от общения с ним; это всегда непосредственное общение, живой кон­такт исследователя с изучаемым. Сложность же этого метода заключается в том, что собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания, введя тем самым исследователя в заблуждение.

Интервьюирование — разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиций опрашиваемого. Интервью проводится, как правило, по заранее подготовленным вопросам, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

К методам опроса тесно примыкают написание сочинения и метод обобщения независимых характеристик. В первом случае группа людей пишет свободное сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализиру­ются и обобщаются.Во втором случае речь идет о получении характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источ­ников, обрабатывается.

Метод педагогического консилиума (Ю. К. Бабанский) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания - рейтинг и самооценку.

Рейтинг — это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли могут выступать, например, ученые-педагоги, психологи, сотрудники научных центров, опытные учителя, директора школ, учителя п т. п. Эксперты дают оценку тем или иным качествам, свойствам в соответствии с предложенной оценочной шкалой (проявления или признаки качества фиксируются в виде числовых величин, каждой из которых дается качественная характеристика). Данные анализируются: количе­ственный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.

Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т. д. При этом также yстанавливается шкала оценок в баллах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Вместе с тем данный метод достаточно субъективен.

Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результа­ты разных видов деятельности учащихся.

Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тестирование, которое позволяет с помощью специально разработанных задания (задач, опросников и т. п.) объективно измерять изучаемые характеристики педаго­гического процесса. В самом общем виде тест (от английского test — испытание, исследование, проверка) — это объективное и стандартизированное измерение вы­борки поведения индивида. В зависимости от назначения выделяют тесты достиже­ний, интеллекта, креативности (способностей), личностные и другие.

В целом на практике тесты выполняют функции контроля знаний, диагностики и прогноза развития индивида. Инструментом исследования они выступают в последних двух случаях.

Проективные методы - это разновидность тестов. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Ситуация задаётся вопросом: "Как бы вы поступили, если бы...". Суждения анализируются исследователем.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.