Вопрос №14 Методология педагогики и её уровни — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вопрос №14 Методология педагогики и её уровни

2018-01-30 151
Вопрос №14 Методология педагогики и её уровни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания. Это возможно в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Для этого наука и сам исследователь должны опираться на систему принципов и способов организации построения теоретической (научной) и практической деятельности, т. е. на методологию.

Под методологией понимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека.

С учетом вышесказанного, методология педагогики — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э. Г. Юдину):

Высший, философский, уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией; методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преоб­разования действительности.

Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, приме­няемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).

Конкретно-научная методология — совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.

Технологическая методология представлена методикой и техникой исследованият. е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Все уровни методологии, образуя систему, соподчинены друг другу. При этом философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены многообразно: неото­мизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон переход количественных изменений в качественные). Кроме того, большинству отечествен­ных педагогов присуще материалистическое мировоззрение. Они признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.

В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы единства социального и биологического, единства общего, особенного и единичного, единства теоретического и практического, единства логического и исторического, соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков.

Например, принцип единства теоретического и практического применительно к педагогике формулируется как принцип единства педагогической теории, эксперимента и педагогической практики. Существуют определенные циклические связи междупрактикой и наукой. Педагогическая практика является и критерием истинности научных знаний, и источником новых проблем образования, которые требуют прове­дения исследований.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Систем­ный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, что позволяет получать знание о за­кономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как "педагогическая система», «взаимодействие», «целостность». Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть пред­ставлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая базовая культура, профессиональная культура) и материальная база (средства). Их взаимосвязанное движение, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором.

Методология педагогики общенаучного уровня раскрывается также в таких общенаучных методах, как моделирование, кибернетический, информационный, статистический, методы теории вероятности, социологии и др. К этой же группе причисля­ют логические методы: сопоставление, сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация, обобщение и абстракция.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.