Повышение качества читаемых учебных курсов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Повышение качества читаемых учебных курсов

2018-01-30 149
Повышение качества читаемых учебных курсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Переход на информационные технологии обучения предусматривает повышение качества читаемых курсов по следующим основным направлениям:

1) приведение их в соответствие с ГОС, современным состоянием науки и законодательства,

2) обеспечение их вариативности, как по глубине освещения материала, так и по широте охвата различных аспектов дисциплины;

3) оснащение комплектов методического обеспечения современными учебно-дидактическими средствами информационных технологий;

4) обеспечение регулярного обновления читаемых курсов.

Первое направление повышения качества обеспечивается уже самим фактом опубликования читаемого курса, а новые возможности информационных технологий позволяют регулярно и оперативно обновлять курс по мере развития соответствующей научной отрасли и совершенствования законодательства.

Как известно, бумажный формат ограничен по объему помещаемого в него учебного материала и не может обеспечить большую вариативность, его носитель имеет довольно высокую себестоимость. В формате электронном этих ограничений нет.

Бумажный вариант не может переиздаваться чаще, чем раз в два - три года, а правовые, экономические и социальные нормативы в современной России столько времени не сохраняет своей актуальности. Как известно, Государственная Дума в год принимают не одну сотню новых законов. Электронный формат может корректироваться и ежегодно и ежеквартально и даже еженедельно.

Электронный формат обладает многократно большими технологическими возможностями, позволяет применять разнообразные мультимедийные приемы – гипертекстовую свободу перемещений, включать видео и аудио фрагменты, анимацию и др.

В электронном формате могут применяться и новые обучающие технологии, в частности, методика обучающего тестирования, на основе которой создается тестовый тренажер, методика опорного конспекта. Обе эти технологии помимо прочтения теоретического курса, требуют его аналитического разбора, что обеспечивает концентрацию внимания и более эффективное запоминание.

Только электронный формат позволяет обеспечить высокую степень вариативности учебного курса. Электронный учебно-методический комплекс может быть выполнен с организацией разноуровнего изложения учебного материала:

- опорный конспект - это первый уровень детализации учебного материала. Он представляет собой краткое изложение базовых понятий, раскрывающих содержание учебной дисциплины. Он выполняется в виде конспективного изложения учебного материала каждой из тем курса в наглядной форме с применением структурно-логических схем, рисунков и т.д.;

- основной курс лекций – структурно организованный теоретический курс, содержащий необходимый и достаточный объем учебного материала, его объем соответствует лекционному курсу, который возможно прочитать за время, отведенное учебным планом на лекционные часы аудиторных занятий. Для среднего лекционного курса (36 часов) его объем может составлять 100-150 страниц печатного текста, а в электронном виде – 0,8 – 1,4 Мб. текста без иллюстраций.

- расширенный курс может представлять собой объемный фундаментальный учебник с детальным углубленным освещением учебного материала с примерами, подтверждающими теоретические положения, иллюстрированный схемами, графиками, таблицами и т.п. В электронной оболочке может быть выполнен в виде основного курса с помещенными в тексте активными кнопками «об этом подробнее», через которые вызываются дополнительные учебные материалы, более подробно раскрывающие необходимые теоретические положения, различные версии и концепции.

В комплект учебно-методического комплекса могут включаться хрестоматии, практикумы, а также полнотекстовые подборки электронных учебников, монографий, проблемных статей, полные тексты нормативно-правовых источников и комментариев к ним. В отдельных случаях могут создаваться альтернативные курсы, с предоставлением студенту права выбора.

В частности, так может быть построен комплекс дисциплины «Психология и педагогика», по которой в ГОС специальности «Юриспруденция» отсутствуют требования к его содержанию.

Данная дисциплина является синтетической, может быть многовариантной, и в настоящее время учеными разрабатываются в качестве самостоятельных направлений научного знания такие ее подотрасли, как социальная психология, политическая психология, юридическая психология, возростная (в том числе детская) психология, психология власти, психология общения и т.д.

Учитывая многоплановость данной дисциплины можно выделить и различные цели, которые могут послужить базовой основой для формирования содержания учебного курса:

1. Самопознание и самосовершенствование;

2. Самоактуализация.

3.Профессиональное совершенствование. Изучение психических свойств человека, социальных групп и социальных процессов с целью совершенной организации профессиональной деятельности в определенной специальной области.

4. Воспитание и обучение взрослых. Выполнение функций учителя и воспитателя (преподавателя среднего или высшего учебного заведения ).

5. Воспитание и обучение собственных детей и внуков от момента их рождения (и даже несколько раньше).

Если учесть требования по содержанию данной дисциплины в стандартах для тех профессий, где специальные требования установлены, то основной из вышеназванных является третья цель и в какой-то степени – четвертая цель на ее начальном ознакомительном уровне реализации.

Поэтому основной курс лекций в рамках нашей Программы построен таким образом, чтобы в максимальной степени выполнить требование стандартов главным образом различных специальностей гуманитарной и социально-экономической направленности.

Вместе с этим реализация любой из иных указанных целей может иметь для конкретного студента не менее существенное значение и даже оказаться преобладающей. Имея в виду поощряемый в образовательном процессе принцип вариативности, созданный учебный комплекс предоставляет такую возможность выбора в виде различных вариантов курса лекций.

Безусловно, все собранные в данном комплексе учебные материалы, являются абсолютно необходимыми для изучения каждым человеком, получающим высшее образование, однако учебным планом, например для специальности «юриспруденция» на изучение и аттестацию по данной дисциплине отведено всего 90 часов учебного времени, включая лекционные, семинарские часы и часы самостоятельных занятий. За указанное время студенту не возможно освоить представленный учебный материал в полном объеме. Указанное противоречие возможно разрешить следующим образом:

студент выбирает один из четырех предоставленных ему вариантов учебного курса, за освоение которого вуз его и аттестует;

другие направления дисциплины студент изучает в качестве факультативных и по ним также может быть аттестован вузом;

изучение остальных направлений, а также углубление своих знаний в области психологии и педагогики студент может осуществить за пределами вузовского учебного процесса самостоятельно.

Он также сможет углубить и расширить свои знания в этой области с помощью дополнительных учебных и научных источников, приведенных в приложении к данному комплекту, а также ознакомившись с теми источниками, которые указаны в перечне рекомендуемой литературы. Учитывая, что современная система образования ориентирована на непрерывный процесс обучения в течение всей жизни человека, у каждого найдется при желании время для этого.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.