Применение обучающего тестирования в рамках традиционной методики обучения. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Применение обучающего тестирования в рамках традиционной методики обучения.

2018-01-30 156
Применение обучающего тестирования в рамках традиционной методики обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционная методика учебного процесса по гуманитарным дисциплинам, включая и дисциплины специальности «юриспруденция», в большинстве случаев сегодня состоит из следующих составных частей:

- чтения курса лекций с его конспектированием (в настоящее время чаще всего - записыванием под диктовку) студентами в течение семестра;

- семинарских занятий, на которых заслушиваются доклады студентов по специально оговоренным темам, иногда решаются задачи;

- самостоятельная работа студентов в форме написания курсовых работ, рефератов, эссе и др.;

- итоговый контроль в конце семестра в форме зачета или экзамена.

При такой технологии практически нет текущего контроля работы студента, усвоения им учебного материала в процессе обучения, да и само усвоение практически отсутствует. В школе, какой-никакой, текущий контроль все же был.

Специальные исследования, проведенные в США, показали, что в процессе чтения лекций учебный материал усваивается не более чем на 20%. Те же исследования, проведенные в России дали результат -16%.

Интенсивное освоение студентом основного объема учебных материалов происходит в период зачетной недели и экзаменационной сессии в течение трех – четырех дней, отведенных для подготовки по каждой дисциплине.

Технология обучающего тестирования поможет устранить этот недостаток при минимальных дополнительных затратах и даже без изменений привычного порядка учебного процесса.

Завершая чтение лекции по определенной теме учебного плана необходимо 10 –15 минут уделить проверке усвоения прочитанного материала.

Студентам раздаются листки с контрольными заданиями и бланки индивидуальных протоколов, и предлагается выполнить 10-15 тестовых заданий (проставить крестики и нолики в клетках протокола), соответствующих данной теме. Предварительно студент должен заполнить шапку протокола, вписав в нее номер группы, свою фамилию с инициалами и дату тестирования. Результаты тестирования каждого студента проверяются с помощью трафарета за 10 секунд, заносятся в сводный протокол проставлением крестиков в клетках заданий, выполненных верно, и тут же каждому сообщается его результат. Необходимо строго проконтролировать возврат студентами всех экземпляров тестовых заданий без каких-либо пометок и помарок в них.

Процедура тестирования, проведенная первый раз, покажет весьма невысокий результат усвоения студентами учебного материала, но уже на второй лекции, как показывает практика, заметно повысится посещаемость и внимательность студентов. Результат тестирования будет значительно выше. При регулярном использовании этого приема работоспособность студентов на лекции значительно повысится.

Сводный протокол показывает объективную картину усвоения учебных материалов студентами всей группы, показывает, какие разделы вызвали наибольшее затруднение, а для кого из группы затруднений не возникло.

Работая с группой на семинаре, преподаватель может, используя материалы сводного протокола, организовать эффективную работу группы по закреплению изучаемого материала с привлечением к активному участию тех студентов, которые, как стало известно, знают правильные ответы на трудные вопросы.

По результатам дополнительной проработки учебного материала может быть проведено повторное тестирование, либо устный опрос, после которого оставленные после первого тестирования клетки с точками и «черточками» сводного протокола заполняются крестиками, когда на них даны верные ответы. Работа студента над данным учебным материалом может быть закончена, когда на все задания тестов им даны верные ответы.

На следующей лекционной паре за 10-15 минут до ее окончания проводится такое же тестирование, при этом бланк протокола и вариант тестового задания студент получает те же, что и на первой лекции, и он продолжает заполнять таблицу индивидуального протокола.

После завершения чтения всех учебных тем, охваченных первым комплектом тестовых заданий, с группой может быть проведено групповое зачетное тестирование рубежного контроля, которое поможет еще раз закрепить полученные за месяц знания.

В конце семестра проводится итоговое тестирование по дисциплине, по результатам которого может быть выставлен зачет или принято решение о допуске к экзамену.

Целесообразно оформить и регулярно заполнять вынесенную на стенд сводную таблицу контроля знаний студентов группы аналогичную по форме сводному протоколу тестирования с указанием в вертикальных столбцах не номеров тестовых заданий, а номеров учебных тем.

Таким образом, применение обучающего тестирования при очной форме обучения даже при традиционно организованном учебном процессе обеспечивает существенное повышение качества обучения.

 

9.6. Преобразование учебного процесса на информационную технологию с применением средств обучающего тестирования.

 

Преобразование системы обучения на информационную технологию может быть осуществлено как по отдельной дисциплине, по группе дисциплин так и по всем дисциплинам специальности.

Применение информационной технологии предусматривает создание в электронном виде по всем дисциплинам специальности:

v программ с тематическими планами, перечнями тем для написания письменных работ, перечней нормативных источников, учебной и научной литературы, перечнями вопросов для контроля знаний.

v курсов лекций, приведенных в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта;

v практикумов для дисциплин, предусматривающих практические занятия;

v комплектов тестового контроля (рубежного, итогового по каждой дисциплине и контроля остаточных знаний по группам дисциплин).

Создание курсов лекций в электронном виде и комплектов обучающего тестирования открывает дополнительные возможности преподавателям для ителлектуализации учебного процесса, повышения его научного уровня, повышения качества обучения. Достигается это благодаря освобождению своего рабочего времени от рутинного труда надиктовывания студентам учебного материала, проверки больших объемов письменных работ.

Основной вес в учебном процессе переносится на самостоятельную работу студентов с регулярным тестовым контролем, а аудиторные занятия организуются для углубленного изучения материалов по наиболее сложным положениям учебного курса с усилением воспитательной составляющей в процессе обучения.

Высвобождающееся время преподаватель может использовать для формирования электронных комплектов вспомогательных источников по дисциплине. По правовым дисциплинам – это подборки в электронном виде нормативных, учебных и научных источников (текстовых выдержек) для отдельных тем, по которым предполагается углубленная работа студентов в процессе написания рефератов и курсовых работ.

Предоставление студентам таких подборок поможет экономить их учебное время, использовать его на более серьезную аналитическую работу с различными нормативными, учебными и научными источниками и, следовательно, обеспечит в еще большей степени повышение качества их образования. Формирование таких электронных тематических подборок с краткими рецензиями может осуществляться и студентами вместо написания рефератов.

Учебный процесс, обеспеченный электронными методическими комплектами, может строиться уже в иной форме. Студентам предоставляется в самом начале учебного семестра курс лекций в электронном виде, либо в печатном варианте и предоставляется право самостоятельной подготовки по первым трем темам курса. Им предоставляется также право не посещать первые пары семинарских занятий (проведение которых и так не целесообразно без начитанных начальных разделов курса).

Чтение поточных лекций одновременно трем - четырем группам (как это организуется в большинстве случаев, например, для дисциплин ГСЭ и ЕН федерального компонента), заменяется на поочередное тестирование каждой группы в отдельности по учебному блоку с обсуждением результатов тестирования и разъяснением тех вопросов, которые вызвали затруднения у большинства студентов. При этом остальные группы на занятии не присутствуют, а занимаются самоподготовкой. На следующем лекционном занятии такая работа проводится со второй группой, потом – с третьей и затем – с четвертой.

Если такая технология студентам еще не знакома, то первые результаты тестового контроля будут невысокими. Но уже со второго занятия все студенты будут приходить уже подготовленными и в регулярной системе такого обучения качественные показатели значительно повышаются.

Пропустившим занятие студентам, либо получившим низкую оценку при тестировании, предоставляется право повторить тестирование в любой день в лекционные часы не со своей группой.

На следующем лекционном занятии с данной группой проводится тестовый контроль уже по второму учебному блоку изучаемого курса и соответствующий разбор результатов тестирования.

Наилучшие результаты данная методика обучения может принести в случае ее применения с первых дней занятий студентов в вузе, пока у них еще не утрачена школьная привычка регулярного выполнения домашних заданий, готовность к возможному контролю знаний на каждом уроке.

Студентам группы может предоставляться право изучения дисциплины и прохождения тестового контроля в режиме экстерната досрочно (смешанная форма обучения).

Устные экзамены делают студента потенциально зависимым от мнения, а порой и от настроения экзаменатора, который при желании всегда может найти изъяны в ответах студента, не ходившего на лекции и консультации, а следовательно, социально незащищенного. При наличии регулярного тестового контроля в процессе обучения данная проблема существенно нейтрализуется.

Данный режим самоподготовки и контроля знаний в ряде случаев целесообразно дополнить чтением специальных лекций, включающих демонстрацию схематических, графических и иных видеоматериалов, а также демонстрацию слайдов и видеофильмов. Целесообразно также организовать специальные лекции, насыщенные материалами воспитательного характера, примерами из личного опыта преподавателя, материалами его научных разработок.

Практике преподавания в высшей школе известна «предметная система», организация учебного процесса, которая не требует от студентов обязательного посещения всех занятий, сдачи зачетов и экзаменов в установленные сроки. В этом случае студенты сдают зачеты и экзамены по каждому из предметов учебного плана в удобное для них время без ограничения времени обучения.

Применяется также "предметно-курсовая» система обучения,- организация учебного процесса, не требующая от студентов (учащихся), в отличие от курсовой системы, обязательного посещения всех занятий, сдачи зачетов и экзаменов по семестрам учебного года. В этом случае студенты (учащиеся) сдают зачеты и экзамены за соответствующий курс (год) в удобное для них время в течение всего учебного года".

Для таких вариантов учебного процесса методика обучающего тестирования подходит идеально.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.