Как находить, анализировать и систематизировать научную, учебную и нормативную информацию в электронном виде. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Как находить, анализировать и систематизировать научную, учебную и нормативную информацию в электронном виде.

2018-01-30 186
Как находить, анализировать и систематизировать научную, учебную и нормативную информацию в электронном виде. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях интенсивных процессов информатизации всех областей деятельности человека у практикующего преподавателя появляются новые специфические задачи, в частности, он должен стать путеводителем молодых по новым необозримым массивам совершенно разнокачественных информационных источников.

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом в определенной области знаний и достойно реализовать право обучать других, сегодня необходимо научиться искать, исследовать и оценивать много новой информации, которая стала теперь общедоступной. Необходимо уметь отбирать все лучшее, что сегодня имеется в Интернете и других общедоступных информационных системах и давать квалифицированные рекомендации своим воспитанникам.

Эта задача достаточно сложна, решить ее качественно в одиночку трудно и педагогу нужны помощники. Такими помощниками могут стать те же студенты, которых Вы учите.

Современные студенты весьма мобильны, многие из них быстрее своих учителей осваивают тот же Интернет и компьютерные технологии. Если правильно организовать их деятельность, правильно поставить перед ними задачи, они будут для Вас бесценными помощниками.

При работе с информационными источниками следует соблюдать законодательство об авторских правах.

Рассмотрим основные положения законодательства в этой области:

Основным нормативным актом правовой защиты интеллектуальной собственности является Федеральный Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года N 5351-I (с изменениями на 20 июля 2004 года) (далее – Закон).

Согласно ст. 9 Закона авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

- латинской буквы "С" в окружности: ©;

- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

- года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения».

Статья 18 Закона допускает без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 Закона, когда производится выплата авторского вознаграждения.

Положение данного пункта не применяется в отношении: репродуцирования книг (полностью).

В соответствии со статьей 19 данного Закона:

«1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (абзац в редакции, введенной в действие с 28 июля 2004 года Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 72-ФЗ):

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме (пункт дополнительно включен с 28 июля 2004 года Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 72-ФЗ)».

Статья 20 Закона допускает: «без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

- отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

- отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий».

Информация из Интернета

С 1 сентября 2006 года в соответствии с внесенными изменениями в Закон к исключительным правам автора, относится возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Таким образом, новая редакция Закона "Об авторских и смежных правах" определила правовую позицию государства по отношению к объектам авторского права, размещенным в сети Интернет.

Интернет это та область, из которой полезно в первую очередь сделать выборку доступных для копирования учебных и научных источников при наличии права на доведение до всеобщего сведения. Лучше всего эту работу поручить студентам в качестве учебной практики. Студенты также могут выполнить и предварительную оценку найденных источников в форме реферата или эссе. Следует иметь в виду, что большинство из того, что они обнаружат, окажется устаревшим, поэтому целесообразно сразу установить ограничение по дате создания источника. В особенной степени это касается учебников по экономическим и юридическим дисциплинам.

Информация на продаваемых дисках

В последнее время в розничной продаже появляется большое количество электронных учебников, сборников, каталогов и других полезных материалов. Работать необходимо только с лицензионными дисками. Из ихчисла также целесообразно сделать выборку наиболее полезных для изучаемой дисциплины материалов, исследовать и дать рекомендации студентам об использовании их в учебном процессе.

Информация из правовых информационных систем (Кодекс, Гарант, Консультант Плюс)

Информационные правовые системы являются наиболее полными и качественными источниками нормативно-правовой, экономической, статистической информации. Большинство источников в данных системах является общедоступными их копирование и использование в учебном процессе не ограничено. Согласно ст. 8 Закона: «Не являются объектами авторского права:

- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер».

В случае ограничения права свободного копирования отдельных статей, комментарий законодательства, монографий и учебников, содержащихся в базе данных информационной системы они сопровождаются предупреждением о том, что материал является авторским.

Для учебных целей владельцами информационных систем создаются специальные выборки общезначимых документов российского права, которые предоставляются учебным заведениям бесплатно, либо по невысокой цене. А консорциум Кодекс предоставляет бесплатно вузам Санкт-Петербурга свою полную регулярно обновляемую Интернет-версию информационно-правовой системы с правом ее сетевого использования в рамках вуза.

В случае приобретения вузом лицензии "Кодекс: Обучение. Модуль создания электронных учебников (профессиональный вариант)", он вправе без приобретения каких-либо дополнительных лицензий распространять как сами базы данных, так и программу для ЭВМ "Кодекс: Пользовательская оболочка" в локальном и в сетевом варианте (на пятьдесят рабочих мест).

Для распространения созданных Изготовителем баз данных (электронных учебников) на компакт-дисках также не требуется приобретения дополнительных лицензий.

Перевод в электронную форму печатных текстов

Как было указано выше, Закон Об авторском праве и смежных правах допускает без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения в личных целях, за исключением репродуцирования книг (полностью). Таким образом, преподаватель, создающий электронный учебник, вправе для личной библиотеки создавать в одном экземпляре электронные копии фрагментов изданных учебников, научных статей, монографий и т.п.

Наличие электронных источников значительно упрощает работу по их рецензированию, комментированию, цитированию и в процессе создания индивидуального электронного курса лекций.

Кроме того, электронные книги не занимают много места в квартире, с них не нужно стирать пыль, они не оттягивают руки при перевозке, они не пострадают от воды и почти не горят (по крайней мере, их гораздо проще защитить от огня). Если применить архивирование, то на трех CD дисках с емкостью 700 Mб или на одном диске DWD можно поместить боле 10.000 томов книг.

А также электронные книги можно значительно комфортнее, чем обычные бумажные книги, читать с компьютера (что мы обсудим в следующем разделе).

Каждый преподаватель, применяющий в учебном процессе информационные технологии, может быстро освоить перевод в цифровую форму печатных текстов. Для этого ему необходим сканер (стоимостью около 1,5 тысяч рублей) или цифровой фотоаппарат (стоимостью около 3 тыс. рублей). Также необходимо приобрести и установить на ваш компьютер программу Fine Reader - 7 и выше. С их помощью при определенном навыке Вы сможете за рабочий день отсканировать (с исправлением ошибок, форматированием и организацией гипертекстового оглавления) более 200 страниц книжного текста.

Естественно, не все, что Вы таким образом приобрели для своей личной библиотеки можно включать в состав создаваемого электронного УМК, предназначенного для тиражирования. При соблюдении законодательства об авторских правах возможно сформировать в составе УМК:

- подборку в любом объеме полнотекстовых нормативно-правовых источников и официальных комментариев к ним;

- библиотеку электронных учебников, монографий, проблемных статей, при наличии «права на доведение до всеобщего сведения», «народного творчества» или «народного достояния». Кроме того, вы можете сформировать учебную хрестоматию, включив в нее отдельные цитаты из авторских источников в объеме необходимом для учебных целей с указанием автора и источника.

- библиотеку лучших студенческих работ с согласия студентов на их опубликование и тиражирование.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.