Общая характеристика методов физического воспитания — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общая характеристика методов физического воспитания

2018-01-14 847
Общая характеристика методов физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет №1

Общая характеристика методов физического воспитания

Под методами ФВ понимаются способы применения ФУ. В ФВ прим. 2 гр. мет.специф. (харак. только для процесса ФВ) и общепед. (применяемые во всех случаях обуч. и воспит.) К специф. ФВ относятся;

1) методы строго регламен-го упр.

2) игровой метод (испол. упр. в игр.форме)

3) сорев. метод (испол. упр. в сорев. форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обуч. тех. выполнения ФУ и воспитанием ф. качеств. Общепед. мет.включ. в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Применения общепед. мет.в ФВ зависит от содержания учеб. материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающ., их возраста, особенностей личности и подготовки заним., особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-тех. базы, возможностей ее использования. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике ФВ как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач ФВ.

 

Характеристика правильной осанки и методика ее формирования на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье».

Осанка — характер.состояния опорно-двигательного аппарата, уровня ф. разв. и сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая способность чел. поддерживать оптимальное эстетическое и физиол. положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профес.движ.Правильная осанка характер.симметричным расположением частей тела относительно позвоночника; при этом голова держится прямо, подбородок слегка приподнят, плечи развернуты, надплечьяраспол. на одном уровне, углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечием, симметр., живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; грудная клетка не имеет западений или вытягиваний и симметрии. относительно средней линии; лопатки прижаты к туловищу, их углы расположены на одной горизонт.линии; треугольники талии симметри. Позвоночник в профиль образует волнообразную линию с равномерно выраженными изгибами в шейном, грудном и поясничном отделах.Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов:

I. Внутренние: уровень развития навыка поддержания правильной осанки и мотивация на ее коррекцию - внутренний контроль; наследственность; темп физической конституции; состояние костного скелета, связок, мышц; уровень развития ф. к.: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость; двигательный режим, определяемый самим человеком и его ближашим окружением; уровень развития внутри и межмышечной координации; темпы роста.

II. Внешние факторы: качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка - внешний контроль; любые заболевания; экологические факторы; фактор питания; социальные факторы; недостаточное или неправильное ф. в., нерациональные занятия спортом; нарушения гигиены труда и учебы; навязанный извне (обществом, родителями) двигательный режим.Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функции всех органов и систем организма как одного целого.

 

Билет № 2

1 Общеподготовительное направление использования физической культуры (базовая и фоновая физическая культура).

Общеподготовительное направление (оно представлено прежде всего курсом ФВ общеобразовательной школы) обеспечивает обязательный для всех уровень всесторонней физической подготовленности, выраженный в освоении жизненно необходимого фонда двигательных умений, навыков и в определенных показателях развития физических способностей.

Базовая физическая культура включена в систему образования и воспитания подрастающего поколе­ния в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Она называется «базовой» т.к. характеризуется приобретением ос­новного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей и является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельно­сти (профессиональной, спортивной и т. п.). К базово физической культуре отно­сится:

• Физическая культура в рамках школьного физического воспитания (урок по физической культуре)

• Секционные и самостоятельные занятия физической культурой

• Занятия спортом, (массовый спорт)

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным наименованием объединены так на­зываемые гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта (ут­ренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативная физическая культура, При этом имеются в виду преимущественно те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текуще­го, относительно быстро меняющегося, функционального состояния организма и нормализации его на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым форми­рованию благоприятного функционального «фона» для основной жизнедеятельности.

Подготовка учителя к уроку физической культуры (заблаговременная и непосредственная).

Организация и проведение урочных занятий представляет собой сложную многостороннюю деятельность. Поэтому для того, чтобы достичь высокого качества урока, преподавателю необходимо заблаговременно и тщательно готовиться к нему, в частности:

а) определить задачи урока;

б) разработать конкретный его план:

в) предусмотреть необходимое материальное оснащение.

Эти разделы подготовки взаимосвязаны, в то же время каждый из нх требует специальной работы.

Задачи урока должны быть посильными для решения в данном занятии. Определить задачи урока – выявить его место в системе занятий и с возможной полнотой представать его место в системе занятий и с возможной полнотой представить себе его результаты. Этому способствует рабочее планирование. Следующий момент в подготовке к уроку – это составление подробного плана проведения его, плана-конспекта урока.. Далее подробно разрабатывается содержание основной части урока, порядок выполнения упражнении и их дозировка, объяснения, распоряжения, указания учащимся и т.д. Все это записывается в конспект. Разработав содержание основной части урока, преподаватель планирует подготовительную и заключительную части, учитывая их биологические и педагогически закономерности. При этом важно, как и при разработке плана основной части, чётко продумать форму постановки задач, смысл и назначение упражнений. Дозировку нагрузки, методы организации занимающихся, переходы и перестроения, своё место на рабочей площадке урока. В заключение планируется домашнее задание. Это не исключает надобности дополнять его в связи ошибками учащихся, допущенными в уроке.

Заблаговременно перед уроком преподаватель должен подготовить места занятий и опробовать упражнение. К подготовке мест занятий привлекаются и занимающиеся, но контроль преподавателя при этом не снимается. Практика показывает, что именно из-за неподготовленности мест занятий бывает большинство простоев в уроках и травм.

 

Билет № 3

Билет № 4

1 Организация занятий по методу круговой тренировки в физическом воспитании.

В практике физического воспитания даже отдельные занятия чаще всего имеют комплексное со­держание потому включают ряд различных видов двигательных действий. При этом возникает необходи­мость методически упорядочить их влияние на занимающихся, соответственно организовав в составе целостной комплексной деятельности. Для этого опять-таки могут быть использованы подходы, ха­рактерные для методов строго регламентированного упражнения.

«круговая тренировка» - это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения.

Основу «круговой тренировки» составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений; подобранных и объединенных в комплекс в соответст­вии с определенной упорядочивающей схемой. Упражнения выполняются в порядке последователь­ного прохождения 8—10 «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направ­ленность, т. е. воздействует преимущественно на определенную мышечную группу, но есть и 1—2 упражнения общего воздействия. Число повторений на каждой «станции» устанавливают индивиду­ально.

В комплексы круговой тренировки включают в большинстве случаев технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения, главным образом из числа средств об­щеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлети­ки и некоторые другие.

В «круговой тренировке» хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособно­сти и положительных эмоций.

 

Общая характеристика специфических принципов физического воспитания. Требования к их реализации в процессе физического воспитания

Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, крае­угольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.

Специфические принципы выра­жают специфические закономерности физического воспитания.

Специфические принципы ФВ:

непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

сбалансированности нагрузки и отдыха;

принцип цикличности;

возрастная адекватность направлений физического воспи­тания.

Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важ­нейших принципов, обеспечивающих последовательность и пре­емственность между занятиями, частоту и суммарную протяжен­ность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие мор-фофункциональных свойств организма, которые развиваются и со­вершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип не­прерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. выражает поступательный характер и гаран­тирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе фи­зического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от зако­номерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

Сбалансированность нагрузки и отдыха -нормирование нагрузки.

Принцип цикличности - заключается в повторяющейся последова­тельности занятий, что обеспечивает повышение тренированно­сти, улучшает физическую подготовленность ребенка.

Принципа возрастной адекватности. Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функцио­нальные возможности организма развиваются в физическом вос­питании (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)..

3 Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов основного учебного отделения.

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям на основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

В основном отделении учебный процесс направлен на:

— всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, про­
фессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;

— формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на

воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущест­венно учебно-тренировочный характер (моторная плотность не понижается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130—160 уд./мин).

Задачи:

1. обеспечить развитие и упрочение у обучающихся в высшей школе глубоко осознанной потреб­ности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;

2. обогатить и усовершенствовать у них знания, умения и навыки в сфере физической культуры с учетом требований профессиональной и общественной деятельности, обязанностей по качественной постановке семейного физического воспитания;

3. обеспечить повышение (или поддержание достаточно высокого) уровня общей физической подготовленности и спортивной тренированности, развитие профессионально важных физических качеств и сопряженных с ними психомоторных способностей будущих специалистов;

4. полноценно реализовать возможности использования факторов физической культуры для про­филактики заболеваний, сохранения и упрочения здоровья.

 

Билет № 5

Принцип наглядности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.

Наглядность необходимо рассматривать как фактор адекватного разучивания двигательных дейст­вий. Чем полнее чувственный образ вновь разучиваемого двигательного действия, тем, несомненно, благоприятнее предпосылки к его формированию, к становлению нового двигательного умения.

Для реализации этого принципа на практике применяются:

*показ двигательного действия преподавателем;

*демонстрация наглядных пособий;

*кинофильмы;

*видеофильмы;

*звуковая и световая сигнализация

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идёт на 3 уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – только на уровне представления. Человек запоминает15 % информации, получаемой им в речевой форме, и 25 % - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно. Он может воспринять до 65 % содержания этой информации.

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для ФВ. Её значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению». Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил. Особенно инерционных и реактивных.

Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и разви­вает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование Дви­гательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей

 

2Методика тестирования уровня физической подготовленности на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагается состав тестов и нормативные требования к ним. Они определяются исходя из следующих требований:

*Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как из­вестно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следо­вательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех пе­речисленных двигательных качеств.

*Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать имен­но то качество, которое измеряется. При этом на достижение результата тестирования не должны оказывать существенного влияния сопутствующие для тестирования факторы.

*Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.

Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов (число и состав системы тестов может варьировать в зависимости от возраста занимающихся, что определено про­граммой по физическому воспитанию школьников и ее нормативными требованиями):

челночный бег 4х 9 м - тест характеризует ловкость и быстроту: ловкость проявляется при поворотах, быстрота проявляется в скорости перемещения;

прыжок в длину с места - тест характеризует скоростно-силовую подготовленность;

 

Билет № 6

Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания.

«Принцип» - наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимаю­щихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражаю­щие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов.

Общие принципы физического воспитания:

1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;

3.Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принцип всестороннего гармонического развития личности.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармо­ническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в сво­их биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность. Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопре­деляет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных поло­жениях:

1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую лич­ность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умст­венного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навы­ки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование фак­торов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жиз­ненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с фор­мированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответст­вии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать един­ство общей и специальной физической подготовки.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требо­вания:

• строго соблюдать единство различных сторон воспитания

• обеспечивать широкую общую физическую подготовленность

 

 

2 Аэробная выносливость и методика ее направленного развития в физическом воспитании.

Общей выносливостью в широком смысле понимают совокупность функциональных свойств ор­ганизма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах дея­тельности. Общей выносливостью в узком смысле чаще всего называют выносливость, проявляе­мую в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, ко­торая совершается в режиме аэробного обмена. Учитывая, что выносливость такого типа в очень большой мере определяется аэробными возможностями организма, ее называют также «общей аэробной». Большинство двигательных действий в быту и в сфере физического труда протекает пре­имущественно в аэробном режиме. Развитие общей аэробной выносливости играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности и здоровья.

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процесс занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне вы­ражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакции, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка отно­сительно полно определяется следующими факторами: абсолютная интенсивность упражнения (ско­рость передвижения и т.д.), продолжительность упражнения, продолжительность интервалов отдыха, характер отдыха, число повторений упражнения.

Воздействуя на аэробные возможности организма в процессе физического воспитания, решают три задачи:

1) повышение максимального уровня потребления кислорода;

2) развитие способности поддерживать этот уровень длительное время;

3) увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие мак­симальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Более эффективны те упражнения, в которых участвует больше мышечных групп (передвижение на лыжах, например, предпочтительнее бега). Занятия, если это возможно, лучше переносить в есте­ственные условия местности, в места, богатые кислородом (лес, река). Упражнения рекомендуется выполнять с интенсивностью, близкой к критической.

В качестве основных методов для повышения аэробных возможностей используют:

*методы равномерного,

*непрерывного (широко применяется на начальных этапах воспитания выносливость),

*повторного,

*переменного упражнения.

Для повышения аэробных возможностей необходима правильная постановка дыхания.

 

3 Научно-методические основы построения урока физической культуры (динамика работоспособности занимающихся, структура урока, содержание и продолжительность частей урока).

Каждый урок ФК состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма и влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счёт постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону её увеличения, снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма работоспособность занимающихся постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.

1. Подготовительная часть урока. Цель – подготовить занимающихся к выполнению упражнений основной части занятия. Включаются игровые задания (2-3 мин.) для активации внимания и повышения эмоционального состояния. В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочерёдным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки. Разнообразие упражнений обеспечивается путём обновления в каждом занятии нескольких упражнений. Рекомендуется такой порядок выполнения ОРУ: ходьба, бег.упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног. прыжки, дыхательные упражнения и на расслабление. Общая продолжительность подготовительной части 10-20 % от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть. Цель – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. В основной части вначале разучиваются новые ДД или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, точной координации движений выполняют в начале основной части урока, а упражнения связанные с силой и выносливостью – в конце. Основную часть следует завершать подвижными играми, игровыми заданиями. Продолжительность основной части зависит от продолжительности занятия, объёма и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. в рамках школьного урока ФК она обычно длится 25-30 мин.

3. Заключительная часть. Цель – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствие с этой целью решается ряд методических задач:

Билет №7

Принцип сознательности и активности. Требования к его реализации в процессе ФВ.

Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Необхо­димо довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагает­ся именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения. Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлека­тельного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, кото­рая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.

Последовательная реализация в физическом воспитании принципа сознательности и активности предполагает квалифицированное выполнение специалистом следующих требований:

*формирование у воспитываемых осмысленного отношение и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам поставленным в занятиях. Значение этого требования очевидно, однако выполнить его бывает не просто, особенно в физическом воспитании детей. Первоначальные моти­вы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны и нередко с педагогиче­ской точки зрения случайны или малосущественны.

*Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физи­ческих упражнений. То, насколько рациональными и эффективными окажутся двигательные действия, формируемые и воспроизводимые в процессе физического воспитания, зависит, кроме прочего, от степени участия занимающихся в анализе этих действий, оценке их качества, поиске путей устра­нения ошибок и совершенствования действий.

*Всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности и творческих на­чал в поведении воспитанников. Хотя педагогу по праву принадлежит ведущая роль в педаго­гическом процессе, было бы принципиально неверным видеть ее основную линию в противо­стоянии самонаправленной активности воспитанное. Уже на начальном этапе физического воспитания нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать доступные двига­тельные задачи, искать адекватные способы их решения.

Ясно, что инициативность и самостоятельность лишь тогда при обретают смысл, когда они со­пряжены с целеустремленностью, а она во многом зависит от твердой убежденности в зна­чимости того, на что направлена, причем значимости, признаваемой не только лично, но и обще­признанной. В интересах содействия формированию такого отношения есть смысл использовать, в частности, систему официально установленных поощрений за физкультурные и спортивные дости­жения (знаки, удостоверяющие выполнение общих нормативов физической подготовленности, грамо­ты, присвоение спортивных разрядов и званий и т. д.), но этим нельзя, разумеется, подменять под­линную цель физкультурной деятельности.

2 Методы строго регламентированного упражнения в физическом воспитании при обучении двигательным дейст­-виям ("целостно-конструктивный" и "расчлененно-конструктивный").

Методы строго регламентированного упражнения - строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т. д.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод;

2) расчлененно-конструктивный. Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

3) целостно-конструктивный - применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т. е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении этого метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

3 Методика оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках по предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культу­ры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используются для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно за­ниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в об­ласти физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориенти­роваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

В I и II классах система контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без использования цифровых отметок. Для учета успеваемости учащихся указанных классов рекомендуется использовать учебное издание «Журнал учета успевае­мости по физической культуре» Минск, 2003.

Начиная с 3-го года обучения, оценка результатов учебной деятельности сопровождается выстав­лением отметки по десятибалльной шкале. В III-IV классах учитель оценивает учащихся текущими отметками на уроках физической культуры:

1. Знания: а) общие теоретические сведения о медико-биологических основах и истории физкуль­туры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных и на­родных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий.

2. Умения и навыки: контроль результатов освоения учащимися техники физических упражнений (комплексов). Отметка может выставляться как за законченное движение (итоговая отметка), так и за отдельные его элементы (текущая отметка).

3. Домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера.

4. Прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достиже­ниям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных занятий.

Итоговые четвертные отметки должны учитывать все вышеперечисленные стороны деятельности учащихся. Причём ни одна из них не должна превалировать над другими


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.