Основные характеристики речи педагога — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основные характеристики речи педагога

2018-01-30 2073
Основные характеристики речи педагога 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

С целью определения средств общения необходимо вернуть-ся к основным функциям делового общения.

 

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, которая должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает наличие следующих знаний:

 

– знать средства коммуникации, как правильно ими пользо-ваться в процессе общения;

 

– как преодолевать коммуникативные барьеры непонимания;

– с помощью каких средств сделать коммуникацию успеш-ной.

 

Все средства общения делятся на вербальные и невербаль-ные.

 

Вербальное общение – использует в качестве знаковойсистемы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков. Речь является самым уни-версальным средством коммуникации, поскольку при переда-че информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения.

Речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык – это совокупность звуковых, сло-варных и грамматических средств выражения мыслей.

Как писала Г. И. Щукина: «Через призму речевой деятельно-сти можно проследить стиль и характер общения, личностное от-ношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам.

 

В речевой деятельности проявляется эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащими-ся, это его профессиональное средство, “ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника”»35.

 

В зависимости от цели речь педагога может быть развлека-тельной, где главное – занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной – дает новое представление о пред-мете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям че-ловека; убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение, призываю-щей к действию. В профессиональном педагогическом общении

 


35 Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в об-учении / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – 174 с.



присутствует все разнообразие видов речи, независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция;

4) грамотное произношение слов;

5) правильное использование специальной терминологии.

В профессиональном педагогическом общении убедитель-ность речи достигается грамотностью, ясностью, выразительно-стью, которые определяют культуру речи педагога.

 

Грамотность построения фраз предполагает твердое знание грамматических правил, это дает возможность педагогу пра-вильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, ос-мысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и по-нимание учебного материала.

 

Другой составляющей является простота и ясность изложе-ния. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для по-нимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что от них требуется. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояс-нения примеров.

 

Выразительность как составляющая культуры педагога до-стигается как подбором нужных слов и синтаксических конструк-ций, так и активным использованием основных компонентов вы-разительности устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Интонация и тональ-ность воздействуют не только на сознание, но и на чувства уче-ников, так как придают речи эмоциональную окраску словам и фразам.

 

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло, невырази-тельно, с запинками и речевыми ошибками. И, наоборот, мало-содержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.



Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной. В зависимости от си-туации педагог должен использовать все богатство тональности. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя.

 

Выразительность определяет и темп речи. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку ученикам при ней трудно со-средоточиться на том, что говорит педагог, так и очень медлен-ная речь, подавляющая активность учащихся.

 

Включение в речь пауз при их правильном использовании по-зволяет лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи пе-дагога, его сообщения.

 

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточно громкая речь неблагоприятно действует на слушателя. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которые вследствие этого перестают следить за содержанием речи педагога. Одинаково громкая речь на протяжении всего общения также имеет отрицательные последствия: ученики от-ключаются от восприятия. Следовательно, педагог должен с по-мощью динамики в своей речи выделять значимое, постоянно варьировать силой голоса, что придаст речи эмоциональность, выразительность, красочность.

 

Словарное богатство способствует приданию речи красочно-сти, а через нее – и выразительности. Умелое применение по-словиц, поговорок, метафор, афоризмов делает речь образной, эмоционально насыщенной. При этом необходимо учитывать, что пользоваться надо только доступными для детей определен-ного возраста речевыми средствами.

 

Дикция – ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога.

 

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.