Возникновение конфликтов между педагогами и учениками — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Возникновение конфликтов между педагогами и учениками

2018-01-30 782
Возникновение конфликтов между педагогами и учениками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Процесс обучения и воспитания, основанный на общении, не-возможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация педа-гогов с детьми является составной частью реальности, хотя ее и нельзя назвать благоприятной.

 

М. М. Рыбакова выделяет следующие виды конфликтов меж-ду учителем и учеником:

 

конфликты деятельности, которые проявляются в завы-шенном требовании педагога, в отказе ученика выполнить учеб-ное задание, поручение по причине его трудности или переутом-ления ученика;

 

конфликты поступков, основанных на неправильном ана-лизе учителем поступка ученика (не выяснил мотивы, сделал не-обоснованный вывод);

конфликты отношений возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как пра-вило, длительный характер. Данные конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика

 

к учителю48.

 

На основе перечисленных видов конфликтов можно выде-лить причины возникновения конфликтов между педагогом и учащимися:

 

1) отсутствие у конфликтующих полных и адекватных пред-ставлений друг о друге. Школьники занижают, а учителя завы-шают свои оценки уровня сформированности профессиональ-ных качеств и умений;

 

2) доминирование педагога. Стиль управления, общения пе-дагога направлен на подавление личности ученика или на его неприятие;

 

3) отсутствие учета индивидуальных и возрастных особенно-стей учащихся в общении;

 

4) нежелание педагога учитывать мнение учащихся;

5) отсутствие авторитета у педагога;

6) негативное отношение учителей к школьникам, особенно к

 


48 Рыбакова, М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 54.


 


слабоуспевающим и недисциплинированным, и как следствие – агрессивность со стороны учителей;

 

7) смысловой барьер, проявляющийся в том, что учителя и учащиеся по-разному оценивают факты, явления, события;

8) переутомление педагогов.

Рассматривая конфликт как процесс, Е. П. Ильин выделяет фазы развития педагогического конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, совместной деятельностью, предметом об-щения. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения раз-говора: повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправда-ния, игнорирование реакции партнера, а с другой – в неречевых характеристиках поведения: уход от разговора, прекращение совместной деятельности или ее нарушение, внезапное увели-чение дистанции с партнером по общению, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики и жестику-ляции. При этом беседа остается в рамках делового обсужде-ния, разногласия не принимают необратимый характер, оппо-ненты контролируют себя.

 

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда вза-имная неудовлетворенность оппонентами друг другом, способа-ми решении вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность и общение становятся неконтролируемыми.

 

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологическая характеризуется стремлением завысить свои возможности и за-низить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замеча-ний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последними как личные оскорбления и вызывают противодействие, то есть ответное конфликтное поведение49.

 

Конфликтное поведение учащихся выражается в действиях и поступках, направленных на то, чтобы прямо или косвенно пре-пятствовать достижению цели и намерению педагога. Упорство педагога в осуществлении своего намерения вызывает еще большее сопротивление учащихся в виде разных форм протеста

 

и непослушания. Если педагог не поменяет свою тактику взаи-моотношений с учащимися, то такие столкновения становятся

 

 


49 Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб.: Пи-тер, 2012. – С. 64.



систематическими, а негативизм учащихся еще более упорным.

В ряде случаев педагог для упрочнения своих позиций в кон-фликте начинает использовать отметку. Ставятся неудовлет-ворительные отметки за несущественные ошибки, отдельные недоработки, иногда – за дисциплину на уроке. Отметке прида-ется карающая функция, она становится средством утвержде-ния психологического превосходства педагога. О. И. Ефремова отмечает: «Выраженность у педагога манипулятивных дефор-маций отметки положительно коррелирует с уровнем макиа-веллизма и отрицательно – с гуманистической педагогической направленностью, выраженностью стратегии сотрудничества в сложных, конфликтных ситуациях»50. Возникает уже не острый,

 

а хронический конфликт, переходящий в следующую стадию де-структивной фазы.

 

Вторая стадия, недопустимая во взаимоотношениях педа-гога с учащимися, характеризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушени-ем восприятия реакций партнера вплоть до полного искаже-ния смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личности и оскорбления. На этой стадии сами конфликтующие стороны вернуться к конструктивному обсуж-дению вопроса не могут. Процесс становится неуправляемым и необратимым.

 

С целью предупреждения конфликтов между педагогами и учащимися нами разработаны следующие рекомендации для педагогов:

 

● проявлять внимание к учащемуся, уважительное отноше-ние, сочувствие, терпимость к нему, выдержку, спокойный тон; ● быть объективным, контролировать свои эмоции, дать воз-

 

можность учащимся обосновать свои претензии; ● постоянно поддерживать с учащимися обратную связь,

 

смотреть ему в глаза, следить за изменениями его мимики, позы; ● попытаться медленно поставить себя на место учащегося и

 

понять, какие события привели его в это состояние; ● не приписывать ученику свое понимание его позиции;

 

● не оскорблять ученика, не отвечать на агрессию агрессией; ● дать ребенку право на ошибку; ● не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их кон-

 

структивного разрешения.

 

 


50 Ефремова, О. И. Манипулятивная деформация функций педагоги-ческой оценки / О. И. Ефремова // Ананьевские чтения-2007: Материа-лы науч.-практ. конф. – СПб., 2007. – С. 294.


 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.