Этапы профессионально-педагогического общения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Этапы профессионально-педагогического общения

2018-01-30 2208
Этапы профессионально-педагогического общения 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Для организации эффективного педагогического общения необходимо знать структурные компоненты организации обще-ния, то есть этапы. Этапы профессионально-педагогического общения разработаны В. А. Кан-Каликом.

 

Первый этап. Моделирования. Моделирование общения осу-ществляется на основе планирования коммуникативной струк-туры:

 

–  прогнозирование результатов общения;

–  определение педагогических целей и задач общения;

 

–  анализ общей педагогической и нравственно-психологиче-ской ситуации в классе или аудитории;

 

–  учет творческой индивидуальности самого педагога; –  учет индивидуальных особенностей учащихся;

 

–  определение предлагаемой системы методов и приемов общения.

 

Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Правильно прогнозированная методическая и со-держательная структура общения должна способствовать эф-фективному результату.

 

Второй этап. Организационный. Это начальный период обще-ния, организация непосредственного взаимодействия с учащи-мися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психоло-гического аспектов педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого этапа являются:

•  конкретизация спланированной модели общения;

•  уточнение условий и структуры предстоящего общения;

•  осуществление изначальной стадии непосредственного общения.


 


Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью из-бранных на предварительном этапе методов работы.

 

Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он орга-низует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации не-посредственного педагогического общения, зависит успех. Управ-ление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.

 

Третий этап. Управление развивающимся процессом обще-ния. Методы обучения, воспитания и система общения должныбыть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная ра-бота преподавателя и учащихся.

Четвертый этап. Анализ осуществленной системы общения

 

и моделирование общения в предстоящей деятельности. Пре-подаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым про-гнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.  Выделите особенности педагогического общения как пси-холого-педагогической категории.

 

2.  Назовите факторы, характеризующие профессиональную готовность педагога к общению.

 

3.  Функции педагогического общения и их основные харак-теристики.

 

4.  Раскройте сущность этапов педагогического общения.

 

Задания для практической работы:

Работа в группах по пять-шесть человек. На основе анализа представленных кейсов определите роль педагогического обще-ния в учебно-воспитательном процессе.

 

Вариант 1

Я не отношусь к тем людям, которые схватывают все налету. Для того, чтобы все понять и запомнить, мне необходимо какое-то время. И к тому же я очень ранима. Из-за этого я часто стра-дала в школе. На меня часто повышали голос преподаватели, так как я не могла дать вразумительного ответа по новой теме, которая была только что объяснена. Зато на следующем уроке

 

я поражала всех, включая учителя, глубиной знаний по данной теме. Преподаватели любили меня за это, но, объяснив новый


 


материал, забывали о моей особенности, и все начиналось сно-ва. Я с этим свыклась.

 

Но когда перешла в четвертый класс, я попала к Галине Ива-новне, она преподавала у нас английский язык. Во время перво-го урока она задала какой-то вопрос и обратилась ко мне. Мне очень понравился английский, и я прекрасно поняла с первого раза! Но, встав с места, я не смогла дать вразумительного отве-та на первый поставленный вопрос. Сработал старый комплекс.

 

Я просто стояла и смотрела на нее. Слезы начали наворачи-ваться на глаза. Я ждала, что она накричит на меня или просто поставит «2». Но она просто улыбнулась и сказала: «Не бойся, соберись с мыслями. Я уверена, что ты все поняла». И я, дей-ствительно, успокоившись, ответила на поставленный вопрос.

 

Вариант 2

В классе, куда был переведен Сергей, русский язык препо-давал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Под-росток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. Сергей стал пропускать уроки русского языка и небрежно отно-сился к выполнению заданий по этому предмету.

 

Новая учительница через несколько уроков предложила Сер-гею заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей:

– Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте на-прасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.

– Откуда тебе это известно?

– Все так говорят.

– И ты веришь в это?

– Верю…

– Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет – тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.

Занимались они усердно целую четверть. И вот Сергей получил первую заслуженную четверку по русскому языку. Мальчик хоро-шо ответил на уроке и грамотно выполнил письменное задание.

На следующий день пришла к учительнице мама Сергея.

– Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил чет-верку по русскому языку?

 

– Правда. Он стал лучше заниматься.

– Екатерина Алексеевна, вы не представляете, что у нас было вчера дома. Прибегает Сергей из школы и кричит:

 

– Четверка! Четверка!



– Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка?

– Учительница мне поставила четверку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Сергей стал усерднее

 

учиться и не только по русскому языку.

 

Вариант 3

Наше знакомство состоялось задолго до того момента, как она впервые вошла в наш класс. Это учительница – директор нашей школы, преподаватель русского языка и литературы – Инна Алек-сандровна. Этот человек отлично знал свой предмет и умел пре-подать его так, что было интересно всем без исключения. Я счи-тала, что в школе учитель – прежде всего носитель материала, а его человеческие качества должны быть на втором месте. Так вот, каждый раз, когда Инна Александровна входила в класс, нас всех охватывала дрожь. Мы никогда не знали, что ожидать от каждо-го ее урока. К сожалению, она проводила у нас уроки литерату-ры только два последних года. Это была учительница, которую я называла «зверь». Она прекрасно знала литературу, отлично ее преподавала и, соответственно, требовала такой же отдачи. Мы читали все произведения, которые только можно было достать в библиотеках, забросили все предметы. Она научила нас думать, размышлять. Можно сказать, что она разбудила наши мозги. Но в то время она казалась мне извергом, который ничего не понимает, ничего не видит, кроме своей литературы. Я не спала ночами, чита-ла, конспектировала, цитировала, учила. Я просто ее ненавидела. Но к концу обучения, увидев, какой огромный скачок в знаниях я получила, была ей просто благодарна. Чуть позже я узнала ее как человека. Она оказалась честной, правдивой.

 

Вариант 4

Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рас-сказы. У доски обычно он произносил две-три первые фразы и умолкал. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учи-тельницы и ученика. От ребят Мария Александровна узнала, что Миша очень самолюбив.

 

– Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, – рассказыва-ла потом своим коллегам Мария Александровна, – после очеред-ного вызова к доске она поставила тройку в дневник Мише, ска-зав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешность в интонации.

 

Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.

– Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удив-ление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале

и в дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была



победа. Вскоре Миша стал успешно учиться по литературе.

 

Проверочный тест

1.  Выберите правильный вариант из представленных де-

финиций профессионального педагогического общения:

 

а) это взаимодействие педагогов и воспитанников с целью передачи информации, установления контактов;

 

б) это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержание, методы и средства которого способствуют обмену информацией, взаимному познанию личностей, оказанию вос-питательного воздействия;

 

в) это взаимодействие педагога с целью решения учебно-воспитательных задач.

 

2.  Выберите положения, которые характеризуют готовность педагога к профессионально-педагогическому общению:

а) знание основ педагогического общения;

б) умения организовать общение и управлять им и собствен-ным психическим состоянием;

в) возрастные особенности педагога;

г) сформированность определенных нравственно-личност-ных качеств педагога.

 

3.  Соотнесите функции педагогического общения с ос-новными характеристиками:

1) перцептивная; а) передача информации;
2) информационная; б) организация и регуляция
3) интерактивная; совместной деятельности;
    в) восприятие и познание людьми
    друг друга.

 

4. Выделите признаки интерактивной функции:

а) установление границ поведения для учащихся; б) познание людьми друг друга;

в) учет возрастных особенностей в процессе передачи ин-

формации.

 

5.  Выделите принципы реализации информационной функции:

а) обмен научно обоснованной информацией;

 

б) научная информация должна соответствовать современно-му уровню развития науки;

в) учет интересов ребенка;

г) предоставление воспитаннику полной свободы в общении.




Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.