Понятие конфликта, классификация видов конфликтов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие конфликта, классификация видов конфликтов

2018-01-30 489
Понятие конфликта, классификация видов конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конфликты практически возникают во всех сферах челове-ческой деятельности, в том числе и в образовании. Конфлик-ты между учениками, между учащимися и педагогом, конфлик-ты между родителями и педагогом, между педагогами всегда встречаются в профессиональной педагогической деятельно-сти. Как отмечал Б. Вул: «Жизнь – процесс решения бесконеч-ного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может участвовать в решении конфликтов или предоставить это другим». Педагогу отстраниться от решения конфликтов не-возможно, необходимо его непосредственное участие. Поэтому каждому педагогу необходимо иметь знание о конфликте, его видах, способах поведения в конфликтной ситуации и способах решения конфликта.

 

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Кон-фликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов, это накопившиеся противоречия. Конфликтные ситуации часто возникают при дис-куссиях, спорах.

 

Конфликт (от лат. «conflictus» – столкновение) – это отсут-ствие согласия между двумя или более сторонами.

 

В научной психологической литературе конфликт определя-ется как столкновение противоположно направленных, несовме-стимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными пережи-ваниями. Как следует из этого определения, основу конфликт-ных ситуаций в группе, между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интереса-ми, мнениями, целями, различными представлениями о спосо-бе их достижения. Отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия наруша-ют нормальное взаимодействие людей, препятствуют достиже-нию поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия или вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

 

Если конфликты способствуют принятию обоснованных ре-



шений и развитию взаимоотношений, то их называют конструк-тивными конфликтами.

 

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодей-ствию и принятию решений, называют деструктивными.

 

Главную роль в возникновении конфликтов играют так назы-ваемые конфликтогены.

 

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), мо-гущие привести к конфликту. Слово «могущие» является ключе-вым, так как раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдитель-ность по отношению к нему.

 

Еще большая опасность проистекает из-за игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Со-стоит она в том, что на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным.

 


Конфликтоген → Более сильный → Еще более → Конфликт

ответный сильный

конфликтоген конфликтоген

 


Рис. 4. Схема конфликта

 

 

Данная схема помогает понять, почему 80 % конфликтов воз-никает самопроизвольно. Первый конфликтоген часто появля-ется ситуативно, а дальше вступает в действие эскалация кон-фликтогенов45.

Традиционно причинами конфликта являются:

1) информация, которая не приемлема для какой-либо сторо-ны (неполные факты), слухи, сомнения в надежности информа-ции, спорные вопросы;

2) структурные факторы, которые связаны с существующей формальной или неформальной организацией социальной груп-пы (социальный статус, социальные нормы, традиции, система поощрений, наказаний);

 

3) ценностные факторы – это принципы, которые мы провоз-глашаем или отвергаем (общественные, групповые, личностные убеждения, верования, этические и моральные нормы);

 

4) факторы отношений, связанные с чувством удовлетворе-

 


45 Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 210.



ния от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учи-тывать основу отношений (добровольные или принудительные).

 

Наиболее оптимальной классификацией конфликтов являет-ся классификация по признаку объема, длительности протека-ния, источнику возникновения.

По объему конфликты выделяются: внутриличностный – тре-бования общества и ценности не согласуются с личными потреб-ностями; межличностный – вовлекает двух или более индивидов, которые воспринимают себя как противоборствующие оппози-ции в отношении целей, ценностей, действий; между личностью

 

и группой – противоречия между требованиями отдельной лич-ности и сложившимися в группе нормами и ценностями; меж-групповой – конфликты между группами целостного коллектива.

По длительности протекания выделяются кратковремен-ные – как следствие взаимного непонимания или ошибок, ко-торые быстро осознаются; затяжные – связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительные конфликты очень опасны, так как в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное со-стояние.

По источнику возникновения конфликты можно разделитьна: объективно обусловленные – зависят от условий, ситуаций, в которые попали люди (плохие условия, нечеткое разграничение функций, ответственности); субъективно обусловленные – свя-заны с личностными особенностями сторон.

Особенностью профессиональной педагогической деятель-ности педагога является то, что субъектами общения являются ученики, педагоги, родители. В зависимости от того, какие субъ-екты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; учитель – учитель; учитель – родитель; ученик – администратор; админи-стратор – родитель. Рассмотрим наиболее распространенные конфликты в педагогическом общении46.

 

Конфликты между учениками

Конфликты среди учеников, особенно в подростковом воз-расте, характерны для школьной практики всех времен, приме-рами являются произведения Н. Помяловского, А. Макаренко, К. Федина. На основе анализа психологических исследований

 


46 Ритс, А. Л. Стратегии разрешения педагогических конфликтов / А. Л. Ритс. – Режим доступа: http://md.islu.ru/node/287



можно выделить следующие причины конфликтов между учащи-мися:

 

● проблема лидерства, при которой отражается борьба одно-го или двух-трех учеников на первенство в классе, на право быть признанным лидером. В подростковом возрасте часто конфлик-туют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспых-нуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демон-страцией цинизма, жестокости, безжалостности. Как отмечает

 

А. Я. Янцупов: «Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стад-ности, немотивированной жестокости»47;

 

● агрессивное поведение. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности;

 

● возрастная особенность – формирование морально-крити-ческих критериев оценки сверстника и связанных с этим требо-ваний к его поведению.

 

Полностью изжить конфликты среди учеников невозможно, но предупредить, изменить интенсивность конфликтов возмож-но на основе организации эффективной социализации личности ребенка, в основе которой должно быть заложено усвоение ду-ховных, нравственных ценностей.

 

Значимую роль в предотвращении конфликтов играет дисци-плина в ученическом коллективе, которая обеспечивает ребенку необходимые условия для его полноценного развития в рамках разумного подчинения порядку.

 

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Воздействие личности учителя мо-жет проявляться в различных аспектах. Во-первых, стиль взаи-модействия учителя с учениками служит примером установле-ния взаимоотношений и между учениками. Демократический стиль управления, стиль общения, основанный на сотрудниче-стве, и модель поведения «Союз» обусловливают наиболее бес-конфликтные отношения детей. Как показывает практика, боль-шинство конфликтов возникает в ученической среде, в которой учитель придерживается авторитарного стили управления.

 

Во-вторых, учитель, прежде всего, должен стараться предот-вращать конфликты, для чего необходимо вовремя увидеть соз-

 

 


47 Янцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Янцупов, А. И. Шипилова. – Питер, 2008. – С. 322.


 


давшуюся конфликтную ситуацию и создать такие условия, чтобы она не переросла в конфликтную стадию. Если конфликт имеет место, педагог обязан вмешаться и найти пути его решения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.