Структура личности и теории ее развития — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Структура личности и теории ее развития

2018-01-29 344
Структура личности и теории ее развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прежде чем рассматривать вопрос о развитии личности, необ­ходимо получить представление о ее структуре, что позволит выде­лить основные направления развития личности в процессе обучения. Разными авторами даны различные определения понятию личность и разработаны ее структурные модели.

По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее удачной является структура личности, обеспечивающая переход от психических процессов к пси­хическим состояниям и от них к психическим свойствам личности. Он подчеркивал, что «структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно:1) субординационному (иерар­хическому); 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах» /3, с. 162/. Такая субординационная структура личности разработана К.К. Платоновым /87/, она названа им динамической функциональной структурой личности. В этой структуре выделяются четыре подструктуры:

1. социально-обусловленная подструктура, или направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы);

2. опыт – подструктура знаний, навыков, умений, привычек, приобретенных в личном опыте путем обучения;

3. особенности психических процессов – подструктура индивидуальных особенностей отдельных психических процессов: памяти, мышления, ощущений, восприятия, эмоций, воли, чувств;

4. биопсихические свойства – подструктура включает свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности.

При этом каждая из подструктур личности может формироваться за счет соответствующего воздействия: направленность – воспитанием, опыт – обучением, психические процессы – упражнениями, биопсихические свойства – тренировкой.

В соответствии с общим для всего законом взаимодействия, при взаимодействии личности, сознания и деятельности изменяются причинно-следственные связи. По словам К.К. Платонова, личность, проявляясь в деятельности, является ее причиной, но формируясь в деятельности, она ее следствие. Деятельность как проявление личности ее следствие, а как фактор ее формирования – причина. Деятельность, формируя личность, формирует и ее сознание, являясь причиной и его. Но сознание в форме сознательной цели, формирует деятельность /87, с. 143/.

Основное достоинство разработанной Э.А. Голубевой схемы соотношения природного и социального в структуре индивидуальности в том, что она наглядно отражает связи биологических, психодинамических (темперамент) и личностных свойств индивидуальности. На схеме (рис.2.2) представлены связи между характером и способ­ностями, способностями и темпераментом, последним и мотивацией. Из схемы видно, что составляющими темперамента являются актив­ность и эмоциональность, а способности формируются и развивают­ся за счет активности личности и саморегуляции (воли) /109, с. 11/.

Принимая отмеченное выше и утверждение Н.В. Кузьминой о том, что структура личности должна соответствовать структуре деятельности /52, с. 29/, приходим к выводу, что структура личности К.К. Платонова наиболее соответствует структуре учебной деятельности, разработанной Н.М. Пейсаховым. Действительно, подструктура биопсихических свойств соответствует уровню физиологического обеспечения, подструктура индивидуальных особенностей отдельных процессов – уровню психических состояний и уровню познавательной деятельности, подструктура опыта соответствует уровням познавательной деятельности и поведения, а социально-обусловленная подструктура, или направленность личности, формируется, в большей степени, при общении студента с преподавателями и сокурсниками, т.е. на уровне отношений. Поэтому при разработке психолого-педагогических технологий обучения в любой образовательной системе следует ориентироваться на структуру личности К.К. Платонова и схему Э.А. Голубевой, полагая, что формирование творческой личности-индивидуальности – одна из основных задач любой образовательной системы.

Развитие личности неразрывно связано с развитием ее способностей, основой и задатками которых являются анатомо-физиологические особенности, структура и функции центральной нервной системы, функциональная симметрия–асимметрия полушарий головного мозга, органы чувств.

Взгляд Б.М. Теплова на соотношение способностей и задатков, способностей к деятельности явился основополагающим в концепции способностей, сложившейся в отечественной психологии. Он отмечал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, на основе которых развиваются способности, и писал: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» /1985, с. 15/.

Эти положения явились основой для экспериментального исследования способностей – математических (В.А. Крутецкий), изобразительных (В.М. Кириленко), летных (К.К. Платонов), музыкальных (Б.М. Теплов), мнемических (Э.А. Голубева, С.А. Изюмова, А.А. Смирнов), мыслительных (О.К. Тихомиров, И.С. Якиманская), способностей к антиципации (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), способностей к прогнозированию (Л.А. Регуш), педагогических (Ф.Н.Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов), способностей к самоконтролю (Г.С. Никифоров) и др.

Проведенный выше анализ предложенных разными авторами теорий развития личности позволяет сделать следующие выводы.

1. Развитие психических процессов и функций происходит гетерохронно с возникновением «сензитивных» периодов, когда при меньших энергетических затратах обеспечивается наиболее интенсивное развитие психических функций и личности в целом. Одним из таких периодов является возраст 18–20 лет, т.е. у студентов младших курсов вуза.

2. Структура личности К.К. Платонова и схема соотношения природного и социального Э.А. Голубевой могут служить моделями развития личности, индивидуальности студента в учебном процессе вуза.

3. Для формирования в любой образовательной системе, в частности в техническом вузе, всесторонне развитой и гармоничной личности необходимо применение таких технологий, методов и форм обучения, которые обеспечивали бы развитие психических процессов и свойств личности, в том числе интеллектуальных способностей.

4. Самопознание студентом своих индивидуально-психологических

особенностей, своих сильных и слабых сторон является основой самовоспитания и саморазвития – значимой составля­ющей общего развития личности, индивидуальности студента, основой формирования психологической готовности его к профессиональ­ной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.