Структурно-логических схем (СЛС) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Структурно-логических схем (СЛС)

2018-01-29 294
Структурно-логических схем (СЛС) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Структурно-логические схемы кратко и наглядно отражают содержание основных разделов и тем учебной дисциплины, логику курса в целом и

методику его изложения. На каждой из таких схем изучаемый материал представлен в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде графиков, чертежей, схем, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал – символ, точнее обобщенный образ восприятия, который, с одной стороны, объединяет вопросы, представленные на СЛС, а с другой – помогает учащемуся увидеть

особенности отдельных вопросов, тем или разделов изучаемого курса.

Проведенный анализ показывает, что применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю:

· реализовать принцип крупноблочного представления теоретических знаний, сократить время на изложение теоретического материала;

· установить более тесные контакты с аудиторией и активизировать работу студентов, контролировать качество изучаемого материала.

Использование СЛС учащимися при изучении теоретических разделов курса, решении задач, выполнении заданий обеспечивает:

· систематизацию знаний, возможность видеть логические связи между вопросами, темами и разделами изучаемой дисциплины;

· развитие мышления, в том числе творческого, активизацию познавательной деятельности в целом;

· сокращение времени на изучение теоретической части курса, а следовательно, возможность индивидуальной самостоятельной работы учащегося по более углубленной проработке отдельных тем изучаемой дисциплины.

Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, значительно повышает ее эффективность. Так, например, чтение лекций с применением СЛС в виде слайдов позволяет преподавателю, объясняя материал вести диалог со студентами, вовлекая их в дискуссию, побуждая к рассуждениям, совместному доказательству и выводам. Преподаватель может пояснить или доказать наиболее сложные вопросы, а более простые выводы поручить учащимся сделать самостоятельно.

Обобщение и структуризация изучаемого материала, представленного на СЛС, способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, что, в свою очередь, активизирует познавательную деятельность учащихся, студентов в целом (см. далее в 4.4.1).

Нами экспериментально установлено, что применение СЛС обеспечивает эффективность мыслительных операций дифференциации, нахождения сходства, сравнения. Это согласуется с исследованиями Н.Ф. Тищенко (127), который эмпирически доказал, что при применении СЛС

· сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;

· увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах;

· повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;

· сильными студентами обязательный программный материал

осваивается в три раза быстрее, а остальное время используется для решение исследовательских, творческих задач.

Наши наблюдения показали, как по-разному студенты воспринимают и занимаются с информацией, представленной на СЛС. После определения индивидуально-психологических особенностей студентов, их темперамента было выяснено, что для интровертов (по темпераменту это – флегматики и меланхолики) СЛС является хорошим стимулирующим материалом. Схемы способствуют активизации их познавательной деятельности и вдумчивому изучению тех или иных вопросов, тем или разделов курса. Эмоционально-неустойчивые экстраверты (холерики) часто задают вопросы по последующей теме, рассматривая предыдущую. Несколько преувеличивают свои возможности в понимании того, что изображено на СЛС без дальнейшей самостоятельной проработки этого материала эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники). Анализ влияния других индивидуально-психологических особенностей студентов на восприятие и переработку информации, представленной на СЛС, представлен в 4.4.2.

Таким образом, структурно-логические схемы (СЛС), обеспечивая формирование системного знания, активизацию психических познавательных процессов и познавательной деятельности в целом, требуют такой организации учебного процесса, при которой наиболее полно реализовывались бы потенциальные возможности студентов. Это возможно при индивидуализации обучения, когда учитываются индивидуально-психологические особенности студентов, их склонности к определенной профессиональной инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности, а также учитываются психологические особенности учебной информации по той или иной теме курса, численный состав аудитории и ее общая активность.

Отмеченное вносит разнообразие в методику преподавания дисциплины на лекциях и других занятиях с применением СЛС. Это требует высокой психолого-педагогической квалификации преподавателей, знание ими индивидуально-психологических особенностей студентов, способностей разрабатывать задания – задачи, которые содействовали бы развитию соответствующих интеллектуальных, предметных и профессиональных способностей обучающихся (см. в 4.4.2 и 4.4.4).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.