Анализ влияния индивидуально-психологических особенностей личности на функционирование подструктур учебной деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Анализ влияния индивидуально-психологических особенностей личности на функционирование подструктур учебной деятельности

2018-01-29 300
Анализ влияния индивидуально-психологических особенностей личности на функционирование подструктур учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимосвязь и влияние индивидуально-психологических особенностей личности на функционирование подструктур учебной деятельности, проявляющееся через отношения между преподавателем и студентом, а также студентом и сверстниками, представлены на рис. 2.2. Так, на функционирование уровня познавательной деятельности и ее успешность оказывают влияние: особенности высшей нервной деятельности (темперамент), функциональная симметрия–асимметрия полушарий головного мозга, общие способности, когнитивные стили, уровень развития психических познавательных процессов, направленность, проявляющаяся в склонности студента к определенной профессиональной инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности, мотивацией к достижению успеха или избегания неудачи, особенностями характера, как системы отношений личности и волевых качеств. Эти же особенности личности оказывают влияние на уровень поведения. На уровень психических состояний наибольшее влияние оказывают особенности нервной системы, функциональная симметрия–асимметрия полушарий головного мозга, темперамент, характер личности, ее направленность. При этом отмеченные личностные особенности через уровень отношений и познавательной деятельности оказывают влияние на развитие интеллекта, способностей к антиципации (предвидению), а также гностических, проектировочных, конструктивных, профессиональных, творческих. Эти особенности через уровень поведения оказывают влияние на развитие способностей коммуникативных, организаторских, к самовоспитанию, саморазвитию, а через уровень психических состояний – на эмоциональное состояние личности, которое может проявляться в форме хорошего или плохого настроения, аффекта, стресса, фрустрации и т.д. Более подробно анализ влияния личностных особенностей на функционирование каждой из подструктур учебной деятельности будет проведен ниже при рассмотрении отдельных компонентов учебной деятельности.

 

2.2.2.Подструктура отношений педагог–студент

 

Самым высшим уровнем в структуре учебной деятельности является уровень отношений между преподавателем и студентом, между студентом и сокурсниками, уровень отношений самого студента к учебной, познавательной деятельности. При этом отношения между педагогом и учащимися в процессе

общения определяются следующим:

1) при единстве целей у преподавателя и студента, отношения между ними могут быть творческим содружеством, сотрудничеством;

2) если преподаватель при общении со студентом ставит цель, например, сформировать систему знаний, а студент рассматривает общение с преподавателем как средство (получение зачета, оценки), то отношения между ними будут на уровне управления.

Отношения, формирующиеся в учебном процессе при общении между педагогом и учебной группой, безусловно, оказывают влияние на формирование и становление личности студента. При этом только субъект - субъектные и паритетные отношения, когда каждый из общающихся понимает друг друга и принимает таким, каков он есть, способствуют развитию творческих способностей студента, становлению его индивидуальности.

Установлению благоприятных, доброжелательных отношений между преподавателем и студентом, студенческой группой способствует знание преподавателем индивидуально-­психологических особенностей студентов (их темперамента, характера, самооценки, уровня развития интеллектуальных способностей, мотивации и т.д.), системы ценностных ориентаций группы. Все это позволяет педагогу активизировать и индивидуализировать учебный процесс, формировать благоприятный психологический климат в студенческой группе. Этому способствует и проведение тренингов общения.

Оптимальными, как очевидно, следует считать отношения творческого сотрудничества между преподавателем и студентом, отношения взаимопонимания и уважения, при которых возможна наиболее полная реализация потенциальных возможностей студентов, развитие у них мотивации и направленности не только на учебную, но и на будущую профессиональную деятельность, развитие их коммуникативных, гностических, конструктивных и организаторских способностей. И наоборот, авторитаризм педагога, отсутствие достаточных эмоциональных контактов со студентами не только не способствует их личностному развитию и направленности на будущую профессиональную деятельность, но и оказывает неблагоприятное влияние на эмоциональное состояние студентов, их познавательную активность и в конечном итоге на соматическое здоровье, качество обучения и качество подготовки в вузе.

2.2.3. Подструктура отношений студент–сверстники

На успешность учебной деятельности студента большое влияние оказывает его отношение со сверстниками, которые зависят от индивидуально-психологических особенностей, психологической и общей культуры каждого из членов студенческой группы, наличия в ней когнитивных, эмоционально-коммуникативных и практических лидеров, уровня развития группы, ее референтности. При этом следует иметь в виду, что, вступая в новую социальную группу, каждый человек проходит три этапа: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. Причем на первом этапе происходит усвоение норм, действующих в группе, овладение средствами и приемами деятельности, которыми обладают другие члены группы. На втором – происходит поиск средств предъявления своей индивидуальности. И если выявившиеся отличия принимаются и поддерживаются коллективом, происходит интеграция личности в коллективе, в противном случае противоречия между индивидом и группой окажутся неустраненными и возникает дезинтеграция с последующим вытеснением личности из группы.

Оптимальным, по нашему мнению, является такой вариант отношений между студентом и сокурсниками, группой, при котором последняя становится для него референтной, а он в ней занимает положение, способствующее раскрытию и развитию его индивидуальности. Этому, безусловно, способствуют самопознание и социально-психологические тренинги общения, особенно с группами первокурсниками.

 

Подструктура поведения

В структуре учебной деятельности поведение студента имеет особое значение, оказывая влияние на познавательную деятельность, межличностные отношения в студенческой группе и психическое состояние ее членов, на взаимоотношения студента с преподавателями, успешность учебной деятельности в целом.

Оптимальным считается поведение, при котором студент способен управлять и регулировать свою деятельность и общение, в частности обладать хорошей самоорганизацией. Нашими исследованиями было установлено (и нашло подтверждение в исследованиях психофизиологов), что более высокий уровень самоорганизации свойственен эмоционально устойчивым и неустойчивым интровертам (соответственно флегматикам и меланхоликам) и эмоционально неустойчивым экстравертам (холерикам), а недостаточная самоорганизация чаще присуща эмоционально устойчивым экстравертам (сангвиникам). Наряду с этим, недостаточная самоорганизация студентов часто связана с тем, что приобретаемая специальность не соответствует их профессиональным склонностям, что, в свою очередь, не содействует развитию мотивации учебной деятельности, ее систематичности, развитию волевых черт характера, стремлению к достижению успеха.

Оптимальное поведение, на наш взгляд, должно форми­роваться у студентов в большей степени за счет самовоспитания на основе самопознания своих индивидуально-психологических осо­бенностей и знаний: о структуре личности, ее нормальном и аномальном развитии; об особенностях психических познавательных процессов; структуре интеллекта и условиях развития интеллектуальных способностей; межличностных отношениях; особенностях общения и восприятия человека человеком и пр.

На формирование оптимального поведения студентов большое влияние

могут оказывать отношения сотрудничества и взаимопонимания с

преподавателями, между студентом и сокурсниками, обучение с учетом их

индивидуально-психологических особенностей и склонностей к определенной

профессиональной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.