Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Загородский посад и его древние храмы

2018-01-29 483
Загородский посад и его древние храмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Загородский посад располагался на правом берегу Волги, за стенами Кремля, за городом. Через Загородье проходили важнейшие дороги на Москву и Владимир. Здесь проживали и трудились рыбаки, кузнецы, оружейники, ямщики. Местность, занимаемая в древности Загородским посадом, находится в наши дни, на территории Центрального района Твери.

Формирование Загородского посада началось в первой половине XIV века. В этот период летописи упоминают появление за стенами Кремля рынка и первых жилых домов 1.

В XVI веке в Загородском посаде насчитывалось 20 церквей и монастырей, все они были деревянными. Загородье защищал острог - высокий частокол из толстых бревен и глубокий ров перед ним 2.

От центральных проездных Владимирских ворот кремля, через оборонительный ров, был переброшен деревянный подъемный мост. От моста начиналась Московская улица, за Московской заставой переходящая в одноименный тракт. От Благовещенских ворот кремля в Загородский посад шла еще одна дорога.

На берегу Волги неподалеку от оборонительного рва располагалась пристань. Сюда подходили многочисленные струги и насады с товарами: солью, зерном, домоткаными полотнами, деревянной и глиняной посудой, кузнечными изделиями: топорами, гвоздями, скобами. Товары перевозили в стоявший поблизости Гостиный двор. Рядом располагался Соляной двор, соль была жизненно необходимым товаром и ею торговали во многих лавках. В XVII веке Гостиный двор располагался на месте здания драмтеатра. Торговые ряды находились у городского рва, недалеко от Тьмаки, примерно напротив здания современного цирка. От пристани, вдоль рва, к торговым рядам шла накатанная дорога. В промежутке между дорогой и городовым рвом, (от Волги к Тьмаке) цепочкой стояли деревянные церкви: священномученика Автонома, Святого Георгия, Варлаама Преподобного, Леонтия Великого. Эти церкви разобрали на строительный материал для оборонительных сооружений в 1617 году, во время осады города польско-литовскими войсками и больше не возобновляли.

В XVI веке рядом с городовым рвом у Владимирского моста возвышалась церковь Николая Чудотворца подальше, в глубине посада, стояли Богоявленский и Вознесенский храмы, а на берегу Волги, недалеко от церкви Константина и Елены, (позже здесь располагался каменный Ильинский храм) стоял храм Козьмы и Дамиана «на Волге».

В начале XVII века около Владимирских ворот запретили строительство, сюда из кремля перекочевали торговые ряды, и образовалась обширная Торговая площадь.

От Торговой площади у Владимирских ворот отходило несколько улиц, названия которых сохранили для нас писцовые книги. Ближе к Тьмаке проходила Семеоновская улица, затем Козьмодамиановская. В конце этой улицы стоял храм Козьмы и Дамиана «на посаде». Рядом проходила Мироносицкая улица, начинавшаяся храмом святых Жен Мироносиц.

В конце XVII века на Козьмодамиановской улице, на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана, осталось только кладбище церковь, по каким-то причинам, перенесли в конец Мироносицкой улицы. В 1763–1767 годах церковь Козьмы и Дамиана отстроили в камне на средства богатого купца Татаринцева. Храм славился тем, что сверху и донизу был покрыт фресковой живописью. Предположительно в 1930 году, церковь Козьмы и Дамиана снесли, и на ее месте построили здание гимназии № 12 3 .

Недалеко от берега Волги, почти рядом с Торговой площадью, после переписи 1685–1686 годов, поставили деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1736 году эта церковь сгорела, в 1740-е годы ее возобновили в камне. Активное участие в строительстве каменного Знаменского храма приняли тверские купцы В. И. Янковский и И.С. Протопопов. Во время пожара 1763 года храм сильно пострадал, его даже собирались разобрать, но в 1790-е годы несколько богатых прихожан, на свои средства, отремонтировали церковь.

В 1822 году тверской губернатор Н.С. Всеволожский испросил разрешения на перестройку паперти Знаменского храма. Разрешение было получено, но сооружение паперти растянулось более чем на два десятилетия и завершилось только в 1844 году. У Знаменской церкви появился парадный портал, повторяющий главный вход Екатерининского храма на Невском проспекте в Петербурге.

После капитального ремонта 1850 года, в Знаменском храме оборудовали новый придел – во имя князей Александра Невского и Михаила Тверского. Храм разрушили в 1930-е – 1940-е годы. В 1954 году, на месте Знаменской церкви, построили Тверскую областную библиотеку имени Горького. Главный вход в здание библиотеки венчают колонны уцелевшего портика Знаменского храма 4.

От Владимирских ворот отходила Московская улица, от нее ответвлялась и уходила за острог улица Вознесенская, получившая свое название по расположенному на ней Вознесенскому храму. Этот храм, подобно птице фениксу, много раз горел и вновь возрождался из пепла. Рядом с Вознесенской церковью располагался храм Богоявления Господня. Обе церкви были в XVI веке деревянными и сгорели во время польско-литовской интервенции. В 1624 году церковь Вознесения отстроили заново, в 1709 году, рядом с ней, уже стоял Богоявленский храм.

В 1725 году в Твери бушевал сильный пожар, при котором сгорела церковь Богоявления, более она не возобновлялась.

Каменный Вознесенский храм построили в 1749-1760 годах. Во время страшного пожара 1763 года Вознесенский храм вновь пострадал. В 1768 году его полностью восстановили и освятили, в 1805 году построили каменную колокольню. В 1826–1836 гг., по проекту И.Ф. Львова и на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва Вознесенский собор перестроили, предав северному фасаду парадный облик. Вознесенский собор многие годы служивший городу верой и правдой в 1930-х годах был закрыт. Вначале помещение храма использовали как склад, в 1936 году здание церкви передали областному Краеведческому музею, в последние десятилетия советской власти здесь располагалась промышленная выставка.

В конце XX столетия Вознесенский собор передали Церкви. В храме восстановили приделы: Вознесения Господня, Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. Первое богослужение прошло в соборе на Рождество 1993 года 5.

Ближе к центру города проходила Мироносицкая улица (Нынешняя ул. Новоторжская). В начале XVII века эта улица начиналась деревянной церковью святых Жен Мироносиц, ее построили до переписи 1685–1686 гг. В 1767 году возвели каменный Мироносецкий храм. В 1788 году, богатый купец Корнила Саввич Бураков, в память о своем отце, пристроил к храму Жен Мироносиц, малый придельный храм во имя преподобного Саввы Освященного. Корнила Бураков жил в доме напротив (ул. Новоторжская 15) и был прихожанином Мироносицкой церкви. В 1815 году построили новое каменное здание храма. Снесли церковь Жен Мироносиц в 1930-е годы и на ее месте построили многоэтажный жилой дом, рядом с которым сиротливо доживает свой век старинный двухэтажный особняк притча храма Жен Мироносиц.

Недалеко от церкви Жен Мироносиц, в XVI веке, располагался храм Акилы Апостола. В конце XVII века самого храма уже не было, но оставалось кладбище храма Акилы Апостола. Можно предположить что эта церковь была деревянной потому что, каменные храмы в XVI веке в городе были еще редкостью и о каждом из них особо упоминали писцовые книги.

В конце XVI века территория Загородского посада, находящаяся за острогом, была уже густо заселена. За острогом, напротив храма Козьмы и Дамиана, стояли церкви Лазарева Воскресения и Афанасия и Кирилла. К концу XVII века, оба храма обветшали и разрушились, от них остались только кладбища, которые до конца XVII века не застраивали. Если смотреть на современную карту города, церкви Лазарева Воскресения и Афанасия и Кирилла, располагались за зданием гимназии №12, где-то в районе площади Капошвара.

На пересечении улиц: Советской, Володарского и Новоторжской, на месте Мариинской женской гимназии, (современное здание Дома работников просвещения) в XVI веке существовал Михайловский монастырь. Обитель упразднили до издания штатов 1764 года.

По Московской дороге, мимо Михайловского монастыря в середине XVI века в Тверь ворвалось опричное войско Ивана Грозного. Михайловский монастырь был разграблен и опустошен одним из первых в городе.

Площадь у Михайловского монастыря стала ареной кровопролитных боев в начале XVII века, когда в Тверь прорывались польско-литовские захватчики. В 1606 году горожане, воодушевленные архиепископом Феоктистом, встретили здесь врага во всеоружии и долго держали оборону города. Защитникам города очень помогли мощные стены острога.

Благовещенские ворота кремля находились в районе современной гостиницы «Центральная», напротив здания Тверского цирка. В 300 метрах, к юго-востоку от Благовещенских ворот, располагалась деревянная церковь Симеона Столпника. Рядом стоял храм, освященный в честь святого благоверного князя Михаила Ярославича Чудотворца. Как и в былые времена два первых в Тверском княжестве человека - князь и епископ стояли рядом, воплощенные в святых храмах. Храм Симеона Столпника сгорел в Смутное время, деревянная церковь Михаила Тверского во время «литовского разорения» уцелела. Дальнейшая судьба Михайловского храма не известна, в летописях он более не упоминается.

В 1676 году, на старом церковище, построили каменный храм Симеона Столпника с приделом святых Зосимы и Савватия Соловецких. Впоследствии церковь многократно ремонтировалась и перестраивалась. В 30-е годы XX столетия храм снесли и на его месте в 1958 году выстроили здание автовокзала. Вскоре обнаружилось, что место для строительства автовокзала выбрано неудачно. Площадь оказалась слишком тесной для стоянки автобусов, шум машин причинял беспокойство жителям окрестных домов и автовокзал перенесли на окраину города.

Тверь сохранила память, об уничтоженном храме. Улица, на которой находилась церковь Симеона Столпника, в наши дни называется Симеоновской.

От Владимирских ворот кремля, отходила Береговая улица, она вела в слободу «Рыбаки». На берегу Волги в Рыбацкой слободе стояла церковь Рождества Христова. Впервые она упоминается в писцовых книгах в 1626 году как деревянная «клетская». В апреле 1725 года церковь сгорела, в период с 1729 по 1743 года, ее отстроили в камне.

Во время пожара 1763 года, храм Рождества Христова, сильно обгорел. Спасая святыни, погибли 33 человека вместе со священником Алексием Михайловым и дьячком. При пожаре чудом уцелела икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость», ее оборотная сторона обуглилась, но лик Пресвятой Девы остался нетронутым. Впоследствии икона прославилась как чудотворная. После трагического пожара 1763 года, ежегодно в Рождественском храме совершались заупокойные службы по погибшим прихожанам и священнослужителям. В память об этом бедствии, был учрежден крестный ход от кафедрального Спасо - Преображенского собора, в церковь Рождества Христова.

У храма Рождества Христова «в Рыбаках» было немало благотворителей. В 1775 году императрица Екатерина II пожертвовала деньги, на которые построили каменный дом притча. В 1836 году, на средства купца Кобелева, к храму пристроили придел во имя святого Митрофана Воронежского.

Храм Рождества Христова закрыли в 1918 году. За годы советской власти церковь сильно пострадала: были утрачены завершения храма, снесен верхний ярус колокольни, полностью утеряно внутреннее убранство церкви. В 1999 году храм Рождества Христова возвратили верующим, его привели в относительный порядок и в 2001 году возобновили богослужения 6.

За прошедшие годы церковь Рождества Христова залечила нанесенные годами забвения раны. Храм украсил новый купол, восстановлено шатровое завершение колокольни, восстановлены внутренние интерьеры храма.

Рядом с Рыбацкой слободой располагалась Ямская слобода с Ямским двором. Здесь останавливались передохнуть и поменять лошадей проезжающие. В Ямской слободе содержались лошади, жили ямщики, конюхи, шорники и другой ремесленный люд, чей труд обеспечивал «ямскую гоньбу», утомительные поездки по ненадежным проселочным дорогам.

В Ямской слободе стоял деревянный храм Воскресения Христова «на Хлынове» и каменный храм Зачатия Богоотец Иоакима и Анны, неподалеку располагалась Владимирская церковь. Во время пожара 1725 года, уничтожившего многие тверские храмы, деревянная Владимирская церковь сгорела, а каменный храм Иоакима и Анны сильно пострадал. После ремонта, проведенного в 1747-1750 годах, каменный Зачатьевский храм переосвятили во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, создав в храме придел Богоотец Иоакима и Анны.

В 1793 – 1796 гг. возвели каменную пятикупольную красавицу Владимирскую церковь. В 1861 году, на деньги купца А.П. Уткина, в память об освобождении крестьян от крепостного права, во Владимирском храме создали придел Александра Невского.

Тверичи любили Владимирскую церковь и приходили сюда, чтобы поклониться великой русской святыне – Владимирской иконе Божией Матери.

Во второй половине XIX века во Владимирском храме служил священником известный тверской краевед В.Ф. Владиславлев 7 . В 1934 году Владимирскую церковь взорвали и на ее месте построили гостиницу «Селигер».

Недалеко от Владимирской церкви стоял деревянный храм Варвары Святой. В конце XVII века от храма осталось только кладбище, сама церковь сгорела в Смутное время.

Дозорная книга 1626 года упоминает о существовании в Загородском посаде деревянной церкви Царей Константина и Елены с приделом Ильи Пророка. В 1760-е годы ветхую деревянную церковь разобрали и на ее месте построили каменный Ильинский храм. Новый храм отличался красивым стройным силуэтом и был прекрасным украшением волжской набережной. Ильинский храм дал название переулку, на котором он располагался. В 1760-е годы Ильинский переулок, играл роль неширокого проезда, ведущего из центра города, к Волге. После пожара 1763 года, обгоревшую церковь Ильи Пророка отремонтировали и рядом выстроили каменный двухэтажный дом причта.

В 1930-е годы было принято решение о расширении Ильинского переулка за счёт сноса построек на его восточной стороне. Под снос попала Ильинская церковь, дом причта; снесли также здание, стоящее рядом с Вознесенским собором. Собор Вознесения вышел торцом на новую магистраль и к нему, со стороны колокольни, пристроили крыльцо.

Образовавшийся проспект получил название Тверского, он стал одной из главных магистралей города и связал посредством Нового моста центральную часть города с Заволжьем. На месте уничтоженного Ильинского храма так и осталась проплешина. Стояла церковь Ильи Пророка у Нового моста, на пересечении Тверского проспекта и улицы Вольного Новгорода.

Находящуюся рядом с острогом Скорбященскую улицу (ныне ул. Володарского) стали активно застраивать после пожара 1763 года. Ранее это была городская окраина, где находилась богадельня при кладбище «с убогими домами». На «Убогом кладбище» хоронили неопознанных покойников и тех, кого хоронить было некому. В 1750 году при богадельне построили деревянную церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 1760 году (по другим данным в 1762 г.) церковь Живоносный Источник сгорела. На следующий год стараниями священника Петра Алексеева, была построена маленькая деревянная церковь, а затем более вместительный деревянный храм. Его освятили в 1766 или в 1667 гг. В 1782-1792 годах построили красивый каменный храм. В середине XIX века, по проекту архитектора И. Ф. Львова, в храме расширили трапезную и устроили придел во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Это единственная в Твери церковь с ротондальной основой. В народе эта церковь более известна как Скорбященская 8.

Вдоль Московской дороги, в древности, стояли монастыри. На самом берегу Волги, с XIV века был печально известен Михайло-Архангельский «на всполье» монастырь. В его стенах тверичи встречали тела своих князей, казненных в Орде, и отдавали им священный долг любви и признания, провожая в последний земной путь к месту их вечного упокоения в Спасо-Преображенский собор.

В 1319 году горожане прощались в стенах обители с телом святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Траурная процессия прибыла к стенам монастыря по Волге. Далеко за городом ее встретили княгиня Анна, сыновья князя и его ближайшие родственники. У Михайло-Архангельского монастыря печальную процессию встретили епископ Варсонофий и духовенство тверских церквей. Народу собралось великое множество, стоял безутешный вопль и плач, невозможно было протиснуться к храму, гроб с телом Михаила Ярославича установили во дворе обители. До позднего вечера тверичи не покидали монастырь, отдавая последний поклон своему князю. Поздним вечером, траурная прецессия медленно проследовала к Спасо – Преображенскому собору. Гроб несло на плечах духовенство, горожане с плачем шли вслед.

В стенах Михайловского монастыря тверичи встречали мощи тверского князя Александра Михайловича и его сына Федора, казненных в Орде в 1339 году.

В 1764 году Михайловский монастырь упразднили. На его территории остались две деревянные церкви, ставшие приходскими: храм благоверного Михаила Ярославича и церковь Рождества Пресвятой Богородицы 9. Вскоре ветхий Михайловский храм разобрали. В 1772 году началось строительство каменного храма Рождества Богородицы с приделом Михаила Тверского, освятили новый храм в 1784 году. Церковь Рождества Богородицы благополучно пережила безбожные годы и в наши дни является действующим храмом.

Если бы можно было повернуть время вспять и пройти по древней Московской улице до Михайло-Архангельского «на всполье» монастыря, а затем свернуть к речке Лазури, дорога привела бы нас на старинное Смоленское кладбище. Во времена Тверского княжества Смоленское кладбище еще не существовало. Это была далекая окраина Твери. На высоком берегу светлой Лазури тогда еще впадавшей в Тьмаку, среди высокой травы стояли шатры татарских табунщиков, слышалась чужая гортанная речь, ржание полудиких татарских коней. Табунщики поили лошадей чистой и прозрачной водой из речки Лазури и сами черпали полные ладони прохладной речной влаги и пили без опасения. Тверь до сегодняшних дней сохранила память о тех далеких временах. Высокий берег Лазури и в наши дни называют Татарскими горками. С горок к центру города спускается неширокий Татарский переулок.

В XVIII веке на Татарских горках размещалось кладбище. В 1782 году здесь построили каменную Смоленскую церковь с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Тучная Гора». Церковь разрушили во время боев в октябре 1941 года. В наши дни от Смоленского кладбища не осталось и следа. В 1953 году на фундаменте Смоленской церкви построили здание городской школы №22.

За Михайло-Архангельским монастырем, в районе современной площади Гагарина, находилась Московская Застава. В XVI веке эти места считались глухой окраиной. У Московской заставы стояла стража, к путникам, въезжающим в Тверь, присматривались, стараясь не пропустить в город лихих людей. За Московской заставой начинался Московский тракт, его направление не изменилось и в наши дни. Все также у дороги стоят старинные деревни Малые и Большие Перемерки (в старину Перемеры), только от древних монастырей не осталось и следа.

Монастыри деревень Большие и Малые Перемерыстояли в четырех верстах от Твери при впадении в Волгу маленькой речки Перемерки. В летописях упоминаются Благовещенский монастырь Большой Перемеры и Егорьевский монастырь Малой Перемеры.

В далеком 1390 году внук святого благоверного князя Михаила Ярославича, Михаил Александрович встречал у этих обителей приезжавшего в Тверь митрополита Киприана, о чем осталось сообщение в летописных источниках 10.

В 1569 году, при погроме Твери, в этих местах стояло опричное войско Ивана Грозного.

В Благовещенском монастыре, согласно описи 1629 года, было две деревянные церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. В 1672 году монастырь был приписан к Тверскому архиерейскому дому. В середине XVII века в обители упоминается деревянный храм во имя Николая Чудотворца с приделом Иоанна Предтечи. В 1680-х годах этот храм, в связи с бедностью прихожан, запустел и разрушился, приход был приписан к Яминскому монастырю (стоял на месте пос. Эммаус). Около пятидесяти лет это церковное место пустовало. В 1732 году помещики Бобарыкины и Угрюмовы построили здесь деревянную церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. Через пятьдесят лет помещица Н.Г. Псищева на свои средства возвела каменный храм того же наречения с приделом Николая Чудотворца11.

В настоящее время каменный храм Казанской Божией Матери находится на территории входящего в черту города, поселка Власьево. Казанская церковь стала первым в Твери храмом, открывшимся после падения советской власти. 20 июля 1989 года в Казанском храме состоялось первое богослужение.

Недалеко от деревни Большие Перемерки, наБобачевском кладбище,приход Скорбященской церкви в 2008 году построил храм во имя священномученика Алексия Бенеманского. Отец Алексий Бенеманский был последним настоятелем Скорбященского храма и служил в нем в 30-е годы, перед закрытием церкви.

Берега речки Тьмаки за острогом занимали монастыри: Спас Высокий и «Святых отец иже в Никеи».

Спас Высокий монастырь упоминается в писцовых книгах с 1361 года. Точная дата его основания не сохранилось, но известно, что обитель сильно пострадала в Смутное время. Позднее монастырь упоминается в летописях как Трёхсвятский. В документах XVII века монастырь именуется и Трёхсвятским и Троицким. Двойное наименование обусловлено существованием в обители Троицкого храма с приделом во имя трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 1637 году, разорённый литовцами и поляками, монастырь передали Тверскому архиерейскому дому. В обители отремонтировали Троицкую церковь, выстроили здание консистории, настоятельский и братский корпуса. Обустроили парк, выкопали пруды. Тверские владыки, до конца XIX века, обустраивали Троицкий монастырь как летнюю резиденцию.

В советское время на территории архиерейской усадьбы размещался сельскохозяйственный техникум. В 1930-е годы, бывший архиерейский дом приспособили под жильё, а сад, разбитый ещё в XVIII веке, превратили в детский парк. Рядом с парком открылась Станция юных натуралистов. В 1979 году на месте архиерейской резиденции возвели Дворец пионеров. Сейчас он называется Дворцом детей и молодежи.

Недалеко от Трехсвятского монастыря находился мужской монастырь «Святых отец Иже в Никеи».Эту обитель разрушили в Смутное время и более не возобновляли. В писцовой книге 1628 года сказано, что в монастыре «...было 20 мест в запустении». Находился монастырь «Иже святых отец в Никеи» в районе современной улицы Проезд Дарвина 12.

Район железнодорожной станции до революции находился в нескольких верстах от города. В этих местах на реке Тьмаке в XVI веке существовал Ивановский (или Иоанно - Богословский) мужской монастырь. По описи 1626 году в нем была в запустении церковь Иоанна Богослова. Монастырь упразднили в 1764 году. Находился Иоанно - Богословский монастырь в окрестностях нынешней железнодорожной станции13.

1 Клюг Э. 1994 С. 84

2Виноградовы 2002 С. 207, 290- 292

3 Виноградовы Е.А., А.Д. С. 200245–46

4 Михня С. Б. 2005 С. 28

5 Михня С. Б. 2010 С. 97, 98

6 Михня С.Б. 2005 С.26-30

7 Владиславлев В. 1836 С. 95

8 Михня С.Б.2010 С. 100

9 Финкельштейн В.Б. 1996 С.195

10 Борзаковский В.С. 1994 С. 45

11 Михня С.Б. 2010 С. 88, 89

12 Виноградовы Е.А., А.Д. С. 47

13 Зверинский В.В. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп.,1892


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.