Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Древние храмы и монастыри Затьмацкого посада

2018-01-29 593
Древние храмы и монастыри Затьмацкого посада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Затьмацкий посад располагался за рекой Тьмакой, на запад от кремля. По площади он был не меньше Загородского посада, его территорию защищал острог. В Затьмачье проживали литейщики, кузнецы, скорняки и другой рабочий люд.

В начале XVII века на территории Затьмачья находился Татарский двор, в котором проживали татарские купцы.

На островке, образованном при слиянии рек Тьмаки и Волги, располагался древний Федоровский монастырь. В Никоновской летописи говорится, что в 1323 году цареградский игумен Иоанн построил в обители церковь святого Федора Стратилата, второй каменный храм Твери. В Федоровском монастыре проживали иноки, пришедшие на Русь с востока, предположительно обитель была центром небольшой греческой колонии. По преданию в Федоровском монастыре начиналось тверское летописание.

Храм Федора Стратилата простоял почти сто лет, в 1421 году его снесли, и на его месте возвели деревянную церковь Федора Тирона.

В 1445-1446 годах князь Борис Александрович разорил Федоровский монастырь и поставил на его месте городок - укрепление Люблин (Любовен). Постройку городка обставили очень торжественно. Были приглашены священники, поместные князья и бояре. Закладка города закончилась веселым пиром. Архимандрию и монахов из Федоровского монастыря перевели в обитель Григория Богослова, находящуюся в Затьмачье, на реке Тьмаке 1.

В писцовой книге 1549 - 1552 гг. 2. вновь упоминаются владения Федоровского монастыря. По-видимому, в XVI веке монастырь возобновили на старом месте. Деревянный храм Федора Тирона дожил до Смутного времени и был сожжен во время польско-литовской оккупации. В 1655 году, по приказу патриарха Никона, в Федоровском монастыре построили патриаршие покои, в которых патриарх остановился посетив Тверь через год в 1656 году.

В 1722 году, по приказу Петра I, обитель превратили в училищный монастырь и в нем открылось первое учебное заведение Твери – архиерейская школа для образования детей духовенства. В 1739 году, архиепископ Митрофан (Слотвинский), преобразовал архиерейскую школу в семинарию. Весной, во время разлива рек, в семинарию можно было попасть только на лодке. Внимая многочисленным жалобам и просьбам горожан и духовенства, семинарию перевели из Федоровского монастыря на территорию кремля.

Федоровский монастырь упразднилив 1773 году. Монастырские постройки разобрали, а каменный материал перевезли в Трехсвятский архиерейский дом, иконы и утварь передали в храм Николая Чудотворца «на Зверинах».

Остров в устье Тьмаки где в древности стоял Федоровский монастырь в наши дни известен как остров Памяти. В 2002 году, на месте древнего Федоровского монастыря, по проекту тверских архитекторов Валерия Курочкина и Андрея Барковского был построен храм-часовня во имя небесного покровителя Твери, святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Строительство велось на частные пожертвования по инициативе главы Твери А.П. Белоусова. Храм-часовня выполнен во владимиро-суздальском стиле. Он органично вписался в окружающий пейзаж, и является прекрасным украшением города.

До начала XVII века на посаде, напротив Федоровского монастыря, стояли храмы и кельи женской Марфиной обители, о которой сведений в писцовых книгах почти не сохранилось. Марфин монастырь был разорен в Смутное время и более не возобновлялся.

В устье Тьмаки в 1730 –е годы построили каменную церковь Николая Чудотворца «на Зверинах». По предположению краеведов Виноградовых, Зверинами называлось расположенное поблизости урочище с небольшим озерком 3. Владиславлев трактует словосочетание «на Зверинах» по-другому. По его утверждению недалеко от Никольской церкви располагался княжеский зверинец, давший название храму 4.

Никольский храм «на Зверинах» построили на старом церковище, ранее здесь располагалось множество деревянных и каменных храмов, посвященных святителю Николаю Чудотворцу.

В 1656 году патриарх Никон, совершая с царевичем Алексеем Алексеевичем путешествие в Вязьму, остановился в Твери по причине болезни то ли своей, то ли царевича. По его приказу, в благодарность за благополучное выздоровление, в устье Тьмаки за две недели срубили деревянную одноглавую церковь Афанасия и Кирилла 5. Афанасьевский храм стоял рядом с Никольской церковью. В 1740 году эти церкви заменили каменным Никольским «на Зверинах» храмом. Строили его более двадцати лет, заложили еще в 1730-е годы, но только в 1754 году был освящен главный престол. Работы возглавил тверской купец С. Вагин. В 1767 году приступили к строительству каменной колокольни. Храм перестраивался и украшался усердием прихожан, среди которых документы называют тверских купцов и мещан Нечаевых, Вагиных, Окновых.

В начале XX века, при подготовке к подрыву Спасо-Преображенского собора, праздничные иконы из иконостаса соборного храма перенесли в Никольскую церковь. В настоящее время эти иконы хранятся в Русском музее и в Третьяковской галерее.

XX век храм Николая Чудотворца «на Зверинах» встретил с приделами Нила Столобенского и Арсения и Варсонофия Тверских. Закрыли Никольскую церковь в 30-е годы. Храм Николая Чудотворца, пережив хрущевские гонения, простоял до конца 70-х годов. Уничтожили церковь в 1970-х годах, при постройке мемориального комплекса «Обелиск Победы». Незадолго до разрушения храма у его паперти кто-то посадил три березки. Храма больше нет, а березки по-прежнему полощут на ветру свои ветви, указывая место нахождения уничтоженной святыни.

От Тьмацких ворот кремля, через мост дорога вела на Большую улицу, одну из главных улиц Затьмацкого посада. За острогом Большая улица продолжалась как дорога на Старицу.

В XVII веке в начале современного проспекта Калинина город заканчивался, здесь стояла Старицкая застава. В конце Затьмацкого посада, у Старицкой дороги располагался Воздвиженский монастырь, дальше шли пастбища и высились сосны Желтиковой рощи.

В XVI веке на Большой улице стояло 9 церквей и 5 монастырей 6.

В начале Большой улицы располагался деревянный храм Иоанна Предтечи. В 1784 -1809 годах на средства прихожан построили каменный храм того же наречения. Имена архитекторов и строителей этого храма не известны. Некоторое время два храма – старый ветхий деревянный ветеран и новый величественный каменный храм стояли рядышком. Старую церковь вскоре разобрали на дрова для отопления нового храма.

Храм Иоанна Предтечи закрыли в 1930-е годы, до 1968 года в нем располагался склад, инкубатор, мастерские. В середине 70-х годов в храме провели реставрационные работы, в 2000 году восстановили колокольню. С 1998 года в храме проходят регулярные богослужения 7.

В древности на берегу Волги на тихой Борисоглебской улице располагались две деревянные церкви: Рождества Христова и святых князей Бориса и Глеба. В 1759-1771 гг., вместо двух деревянных церквей, был построен, на средства прихожан, двухэтажный каменный храм. Теплый храм Рождества Христова в нижнем этаже освятили в 1762 году, верхний летний храм с престолом Бориса и Глеба – в 1771 году. Во второй половине XIX века пристроили северный придел. В 1972-1975 гг. церковь отреставрировали. Ныне храм действующий. С 2013 года церковь Бориса и Глеба является подворьем Нило – Столобенской пустыни 8.

Вдоль берега Волги в Затьмачье тянулись дворы Кожевой слободы. Ее жители построили для себя церкви Воскресения Христова и Козьмы и Дамиана. На берегу Волги в Кожевой слободе стояла деревянная церковь Параскевы Пятницы.

От Тьмацкого моста, расположенного почти напротив Никольской «на Зверинах» церкви отходила улица Пироговая. У Тьмацкого моста лежало урочище Зверины (сырая ложбина в районе сквера с памятником Крылову и ул. Софьи Перовской). Урочище «Зверины» с южной стороны обходила небольшая Введенская улица. При пересечении Введенской и Пироговой улиц стоял деревянный храм Петра и Павла.

За рекой Тьмакой в XVI веке при епископе Акакии, на средства богатого посадского человека Гавриила Андреевича Тушинского, была построена Троицкая церковь.

После присоединения Твери к Московскому государству между Москвой и Тверью произошел обмен «лучшими людьми». Ряд крупных купцов из Твери уехали на жительство в Москву. Среди московских торговых людей прибывших в Тверь значился Андрей Тушинский. Его сын Гавриил Тушинский развернул в Твери мыловаренное производство и торговлю мылом. На подворье Тушинских стояли три большие мыловарни, приносившие немалые доходы.

В 60-е годы XVI века, на средства купцов Тушинских началось строительство каменной Троицкой церкви. После своей смерти Гавриил Андреевич Тушинский все свое состояние и построенный им храм завещал Троице-Сергиевой лавре.

Южный придел Троицкой церкви строился на средства торговца солью Петра Ламина и его племянников Ивана и Тита. Богатые купцы Ламины владели вместительными амбарами на Соляном дворе и пожелали принять участие в строительстве Троицкого храма 9. 15 августа 1564 года, построенный на их средства придел Николая Чудотворца освятили. В XVII веке Никольский придел переосвятили как Введенский 10.

В наши дни в храме Троицы Живоначальной 4 предела: во имя Пресвятой Троицы (главный); Введения в храм Пресвятой Девы Марии; преподобного Ефрема Новоторжского; святителя Арсения Тверского и святой мученицы Татьяны.

Троицкая церковь в Затьмачье – древнейшая из сохранившихся городских церквей. В XVII веке, при составлении писцовой книги, Потап Нарбеков назвал Троицкий храм в Затьмачье «Белой Троицей». С его легкой руки название прочно закрепилось и уже четыре с половиной века тверичи с любовью называют свою самую древнюю церковь Белой Троицей 11.

Храм много раз ремонтировался и перестраивался. В результате перестроек 1787 и 1860-х годов церковь приобрела 7 глав, но четверик её остался неизменным и датируется XVI веком. Сохранилась надпись на западной стороне храма: «Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальныя Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьском замышлением и строением раба Божия Гавриил Андреева Тоушиньского» 12.

В Троицком храме и в его приделах сохранилось немало памятников старины: иконостас XVIII века, настенная живопись конца XVIII – начала XIX веков, несколько древних икон и старинные богослужебные предметы.

В Белой Троице, после закрытия Николаевского Малицкого монастыря, бережно сохранялась главная святыня Николо-Малицкой обители - чудотворный образ святителя Николая, епископа Мир – Ликийского.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий, одно из которых говорит о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов неприятелей. Под главами храма имеются два свода. Между сводами устроены три потайных помещения, в которых хранили церковную утварь и находили убежище жители во время вражеских набегов.

После Смутного времени когда все церкви города были разрушены или сожжены а, обгоревший Спасо-Преображенский собор не годился для проведения богослужений, службы проводились только в Троицком храме. В те годы Белая Троица являлась кафедральным тверским собором. Троицкая церковь – единственный в Твери храм, в котором богослужения не прекращались даже в советский период 13.

Большую улицу Затьмацкого посада пересекал ряд других посадских улиц. На перекрестках обыкновенно ставились небольшие клетские церкви, было их в Затьмачье более двадцати

По границам посада близ острога и за ним стояли монастыри. В конце XVI в. их насчитывалось шесть.

За острогом, у Старицкой дороги, располагался Воздвиженский монастырь. Возле реки Тьмаки, неподалеку от Рождественской женской обители, стоял Никитский монастырь. В 1609 году Никитский монастырь был выжжен литовцами и больше не возобновлялся 14.

В излучине Тьмаки, в древние времена, находился старинный Афанасьевский «на песках» монастырь. История этой обители уходит в глубокую старину.

10 февраля 1293 года в Твери состоялось тайное пострижение в монахини княжны Софьи, старшей сестры святого князя Михаила Ярославича Тверского. Постриг совершал ночью в глубокой тайне епископ Андрей. На момент пострижения княжне Софье было не более 26 и не менее 22 лет.

В 1294 году епископ Андрей и княжна Софья заложили в поле деревянную церковь во имя Афанасия Александрийского. В день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (30 сентября по н.ст.) церковь освятили. При храме был основан Афанасьевский девичий монастырь, настоятельницей которого стала Софья Ярославна Тверская.

По словам летописцев княжна вела строгую иноческую жизнь: спала на полу, постоянно пребывала в посте и молитве, носила тяжелые вериги. В 1305 году князь Михаил Ярославич проживал в Орде, куда отправился за ярлыком на великое княжение. Зная опасность таких поездок Софья Ярославна, по словам летописи, «затужила и затосковала о нем, разболелась и скончалась»15. В народе Афанасьевский монастырь был более известен по имени его первой игуменьи как Софийский девичий.

В Софийском монастыре приняла монашеский постриг мать Михаила Ярославича Тверского великая княгиня Ксения Юрьевна. В 1319 году, после гибели Михаила Ярославича в Орде, в Софийском монастыре постриглась в монахини его супруга великая княгиня Анна Дмитриевна (Анна Кашинская).

В 1626 году в Афанасьевском женском монастыре стояли две деревянные церкви: Афанасия и Кирилла и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Софийский Афанасьевский монастырь просуществовал до 1723 года и был упразднен за малочисленностью. Игуменья с сестрами и все имущество обители были переведены в Тверской Рождественский девичий монастырь. К этому времени Афанасьевский храм разрушился, оставшаяся Покровская церковь стала приходской. Имя первой игуменьи Софийской обители со временем забылось. В начале XVIII века монастырь был известен как Афанасьевский «на песках» 16.

Первая игуменья и устроительница Афанасьевского Софийского монастыря Софья Ярославна Тверская в православном календаре числится как местно чтимая тверская святая. Житие Софьи Ярославны является одним из самых древних литературных памятников Твери.

В 1774 году на месте деревянной Покровской церкви на средства купца Григория Жижина и горожан построили и освятили каменный Покровский храм. Позднее на средства тверского купца Петра Буракова возвели колокольню.

В 1930 году колокольню взорвали, снесли ограду, а здание церкви отвели под склад. В 1987 году началось восстановление Покровского храма, а в 1992 году в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме прошло первое богослужение 17. С 1994 года приходская церковь Покрова Пресвятой Богородицы является архиерейским подворьем. В храме существует три предела: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы; левый - Грузинской иконы Божией Матери; правый - Казанской Божией Матери и святителя Афанасия Великого.

Недалеко от Покровской церкви на берегу Тьмаки стоял древний Григорьевский монастырь. В 1626 году на месте обители находились остатки деревянного храм Григория Богослова, сожженного «литовскими людьми».

Низменные территории Затьмачья часто страдали от наводнений. Жителям посада приходилось спасаться, перебираясь на лодках в Загородье. Покровский храм не раз заливало водой. Разговоры о необходимости строительства в Затьмачье защитной дамбы шли с XVI века, но построили заградительный вал только в 1865-1866 гг., по инициативе и на средства тогдашнего главы города, купца первой гильдии, Алексея Федоровича Головинского. Вал протянулся от Старицкой заставы (начало проспекта Калинина), до Тьмацкого моста (рядом с обелиском Победы). Высота вала составляла от 1 до 7 метров. Длина – около 5 км. После окончания работ, весной 1866 года, случился особенно бурный паводок, но дамба благополучно выдержала натиск воды.

После смерти А.Ф. Головинского благодарные горожане на свои средства установили памятник главе города. Первоначально памятник находился у начала дамбы около семинарии (район Суворовского училища), затем его перенесли к храму Николы «на Зверинах». В 1987 году памятник реставрировали и установили около Троицкой церкви. В 30-е годы XX столетия власти пытались переименовать, тогда еще существующий, Гловинский вал в Советский, но горожане упорно называли вал Головинским. Новое название так и не прижилось.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.