Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тверь древняя и вечно молодая

2018-01-29 446
Тверь древняя и вечно молодая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Тверь древняя и вечно молодая

Краткая история Тверских храмов и монастырей

Основные тенденции храмоздательства в Твери

XIII - XVIII веках

В XIII- XVI веках в Твери преобладали деревянные клетские церкви. Клетские храмы напоминали обычную избу и состояли из сруба под двухскатной крышей. Отличить от жилой избы их можно было только по кресту на крыше. Такие, небольшие по размеру, храмы не имели фундамента и ставились прямо на землю, по-народному «на пошву» 1. Побывавшего в России Адама Олеария удивил вид маленьких деревянных церквей, вмешавших не более 10 человек. Крошечные и очень уютные церквушки строили в древней Руси на пересечениях дорог, на концах улиц, у богатых дворов. Только в Затверецком посаде в конце XVI века на городских улицах стояло более 20 таких церквей 2. Так же выглядели большинство из 160 церквей, о которых писал в 1521 году, в своей работе Матвей Меховецкий.

Постройка клетской церкви не отличалась от строительства жилой избы, мастеров для строительства нанимать не приходилось, лесов вокруг древней Твери было предостаточно. Строили одной семьей или всем родом, или объединившись с соседями.

В средневековье на Руси существовала практика строительства обетных храмов, в благодарность Богу за помощь в каком-то деле или в подкрепление просьбы о Божьей помощи. Строительство обетных храмов продолжается и в наши дни. В Твери в микрорайоне Соминка, в наши дни, строится обетный каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца.

В XVI-XVIII веках деревянные клетские храмы продолжали строить, но они уже были другими, более обширными и сложными по конструкции: состояли из двух, трех срубов под одной крышей, ставились на фундамент. Обязательной принадлежностью более поздних деревянных храмов становится главка, появляется трапезная, закрытое крыльцо, в помещение храма ведет высокая лестница, перед крыльцом располагается паперть. Для строительства такого деревянного храма требовалось гораздо больше средств и времени.

В XVIII веке существенно меняется характер храмового строительства. В основном на купеческие пожертвования и на средства прихожан в XVIII – XIX веках в Твери возводятся каменные посадские храмы на месте деревянных, обветшавших или уничтоженных церквей.

В 1740 году богатые купцы И. Янковский и И.С. Протопопов на месте деревянной церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» выстроили каменную Знаменскую церковь. В 1730-1754 гг. два деревянных храма: Николая Чудотворца и Афанасия и Кирилла в Затьмачье, заменили одним каменным – Никольским «на Зверинах». В 1743 году в Рыбацкой слободе, на месте обветшавшей деревянной церкви Рождества Христова возвели, на средства прихожан, каменную церковь того же посвящения. В 1760-е годы, на месте деревянной церкви царей Константина и Елены, построили каменную Ильинскую церковь. В эти же годы возвели каменный Вознесенской собор. В 1774 году на месте деревянных храмов Афанасьевского «на песках» монастыря, была построена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1780 году на месте маленькой деревянной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» на средства прихожан построили каменный Скорбященский храм. Список каменных тверских храмов XVIII – XIX вв., можно продолжить, так как названы только храмы Загородского и Затьмацкого посадов.

Каменный храм нельзя построить за неделю, на его постройку уходили годы, возводить такие церкви могли только опытные мастера. Строительство каменных церквей требовало вложения больших средств: камень и кирпич дорогой материал. Предпочтение, отдаваемое каменным храмам, привело к уменьшению в XVIII веке числа церквей в тверских посадах. Но зато эти церкви не боялись пожаров и служили своим прихожанам долгие годы.

Многие из церквей, возведенных в XVIII – XIX веках, были разрушены в богоборческие годы XX столетия, но некоторые сохранились до наших дней, бережно восстанавливаются и являются украшением современной Твери. Первым каменным храмом Твери был Спасо - Преображенский кафедральный собор, построенный в Тверском Кремле в конце XIII века.

Для нас, жителей XXI века, интересным представляется вопрос, какие посвящения имели древние тверские церкви? Главные соборные храмы Тверского края по традиции посвящались Спасителю и Пресвятой Богородице. В Твери всегда строили церкви во имя Святой Троицы, множество храмов, посвящалось Николаю Чудотворцу. Во всех тверских посадах в средние века стояли храмы в честь святых Козьмы и Дамиана, Афанасия и Кирилла Александрийских. Строили церкви во имя Симеона Столпника, Никиты Мученика, Богоотец Иоакима и Анны, Варвары Святой, Параскевы Пятницы и других почитаемых на Руси святых.

1 Русское деревянное зодчество М. 1965 С.17.

2 Виноградовы 2002 С.49.

 

Главный храм Тверской земли

Новые храмы Твери.

Тверские храмы, построенные

В конце XX и начале XXI вв.

За всю свою долгую историю Тверь пережила несколько периодов тотального разрушения и уничтожения храмов. В 1327 году разоряли, грабили и жгли тверские церкви монголо-татары. В Смутное время история повторилась с польско-литовскими захватчиками.

Самый страшный период разрушения тверских церквей пришелся на 30-е годы XX века, когда грабили и уничтожали храмы свои, русские люди.

В 1935 году взорвали главный храм Тверской земли – Спасо-Преображенский кафедральный собор. В 1973 году уничтожили церковь Рождества Христова в поселке Мигалово. Последним в 1983 году взорвали храм Александра Невского на Привокзальной площади. В крупном областном центре в советский период действовал только один храм – церковь Троицы Живоначальной (Белая Троица) в Затьмачье.

За годы советской власти

 

1Спасо-Преображенский кафедральный собор

2 Благовещения Пресвятой Богородицы церковь

3Богородицерождественская, что на Исаевце церковь

4 Владимирская церковь

5 Воздвиженская (Крестовоздвиженская) церковь

6 Вознесения Господня церковь

7 Жён Мироносиц церковь

8 Знамения Божией Матери церковь

9 Ильи Пророка церковь

10 Косьмы и Дамиана (Сретения) церковь

11 Лазаревская, что при исправительном арестантском отделении церковь

12Неопалимой Купины кладбищенская церковь

13 Николы в Капустниках церковь

14 Николы на Зверинце церковь

15 Николаевская, что при тюремном замке церковь

16 Симеона Столпника церковь

17 Смоленская кладбищенская церковь

18 Успения Богородицы единоверческая церковь

19 Филиппа Апостола церковь

20 Рождества Христова в поселке Мигалово

21 Александра Невского на Привокзальной площади 1

 

При разрушении тверских церквей в 30-е годы XX столетия основной удар пришелся на храмы, находящиеся в центе города. В Центральном районе взорвали церкви: Знаменскую, Жен Мироносиц, Ильинскую, Симеона Столпника, Владимирскую, Козьмы и Дамиана.

Здания сохранившихся окраинных храмов использовались для хозяйственных нужд. Было сделано все, чтобы уцелевшие церкви даже отдаленно не напоминали о своем былом предназначении: снесены купола и церковные ограды, уничтожены колокольни, перепланировано внутреннее пространство церковных зданий.

В конце XX века после длительной эпохи духовного застоя в России стал возрастать интерес к Православию. Люди, измученные отсутствием стабильности во всех сферах жизни, разобщенностью и неустроенностью пытались найти опору в вере. Только в храме, во время службы, можно ощутить чувство единства в духе, почувствовать локоть соседа, ощутить себя частицей народа, сильного и непобедимого.

Почти все уцелевшие старинные тверские церкви в наши дни восстановлены. Последний не благоустроенный храм Никиты Мученика, находящийся в Затверечье, приписан к Свято-Екатерининскому монастырю, планируется его восстановление.

В настоящее время в городе построено более 20 новых церквей, множество часовен, молельных комнат. 4 храма находятся в стадии строительства: кладбищенская Лазаревская церковь в Дмитрово-Черкассах, храм Похвалы Богородицы в микрорайоне Юность, храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» в микрорайоне Южный и Никольский храм в микрорайоне Соминка. Два храма: Иоанна Шанхайского и Сан - Францисского и единоверческая церковь Анны Кашинской существуют в проектах, активно ведется подготовка к их строительству.

В стадии строительства находится и главный храм Тверской земли – Спасо - Преображенский кафедральный собор.

Первой в Твери была восстановлена и начала действовать в 1989 году церковь Казанской иконы Божией Матери, в поселке Власьево.

В 2000 году в поселке Мигалово начались богослужения в маленькой церкви Рождества Христова, воссозданной из кладбищенской часовни. В настоящее время православный приход церкви Рождества Христова пос. Мигалово начал хлопоты о воссоздании в прежнем виде и на прежнем месте разрушенного в 1973 году Христорождественского храма.

В 2002 году на островке Памяти построили храм-часовню во имя небесного покровителя Твери, святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.

В 2002 году в деревне Черкассы освятили закладку кладбищенского храма в честь Воскресения праведного Лазаря. В 2013 году в храме отслужили первую литургию, но до сих пор строительные работы не закончены. В 2004 году рядом со стоящейся кладбищенской церковью поставили временную деревянную часовню в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», в ней проходят панихиды по усопшим.

В августе 2002 года в микрорайоне Юность заложили церковь блаженной Ксении Петербургской. В 2004 году в храме начались богослужения. Вскоре церковь стала тесна и не вмещала всех, желающих посещать службы. 7 сентября 2011года архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил чин закладки более вместительного храма в честь праздника Похвалы Божией Матери. Новый храм будет располагаться рядом с церковью Ксении Петербургской.

Конец XX, начало XXI веков в России отмечен разгулом пьянства и наркомании. В 2003 году в микрорайоне Южный был заложен собор во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». В связи с нехваткой средств храм до сих пор находится в стадии строительства.

В 2003 году Русская Православная Церковь отмечала торжества, посвященные столетию прославления Серафима Саровского. В честь этого события община церкви Ксении Петербургской на Волынском кладбище, на месте разрушенной в годы Великой Отечественной войны Благовещенской церкви, построила храм в честь преподобного Серафима Саровского.

В 2004 году в микрорайоне «Первомайский», по многочисленным просьбам жителей, началось строительство храма в честь святителя Арсения Тверского. В храме Арсения Тверского богослужения проходят с 2005 года.

В 2006 году на территории Христорождественского женского монастыря рядом с Воскресенским собором на месте разрушенной Часовни построили церковь в честь Святых Царственных Мучеников.

В 2006 году в микрорайоне «Чайка», по многочисленным просьбам жителей, было начато строительство храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 2012 году строительство храма было завершено.

В 2008 году на Бобачевском кладбище приходом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построена церковь в честь священномученика Алексия Бенеманского, последнего настоятеля Скорбященского храма. Протоиерей Алексий Бенеманский был расстрелян большевиками 4 декабря 1937 года.

В 2010 году начато строительство церкви Александра Невского на месте взорванного в 1983 году храма того же наречения. Храм Александра Невского был отстроен в 2015 году на старом месте в прежнем виде 2.

В ноябре 2011 года отслужили первую литургию в храме во имя Целителя Пантелеимона. Церковь расположена рядом с Областной клинической больницей и поэтому ее строительство особенно порадовало пациентов крупной клиники.

4 октября 2013 года во время обстрела Белого дома парламентарии молились за литургией, которую совершал протоиерей Алексий Злобин. Когда над Белым домом нависла смертельная опасность, парламентарии дали обет построить храм в честь святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца. Местом строительства обетного храма выбрали Тверь. На территории Студенческого городка в микрорайоне Соминка, при Тверском государственном университете начато строительство храма во имя святителя Николая Чудотворца.

Жители поселка Литвинки не один раз обращались в Епархиальное управление с просьбой о строительстве храма в их поселке. В 2012 году в поселке Литвинки построили деревянную часовню в честь Иоанна Шанхайского и Сан - Францисского. В недалеком будущем в центре поселка планируется возведение храма того же наречения.

В 2008 году в Священном Синоде было принято решение о возобновлении монашеской жизни в Николаевском Малицком мужском монастыре. В 2008-2012 гг. в обители построили на прежнем месте, по образцу Афонского Ватопедского храма, величественную и очень красивую церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

В Черкасском подворье Николо-Малицкого монастыря в октябре 2012 года заложили два деревянных храма: во имя Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского 3. В будущем здесь планируется открытие женского монастыря.

В 2013 году в микрорайоне Соминка был установлен крест на месте строительства старообрядческого храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской. В настоящее время в городе девствует старообрядческая молельная во имя святой княгини.

Во всех социальных учреждениях Твери: домах престарелых, домах ребенка, интернатах, социальных приютах, центрах социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также в больницах, родильных домах и пенитенциарных учреждениях города открыты православные храмы, домовые церкви, часовни, молельные комнаты.

В Тверском Епархиальном управлении создано Социальное благочиние, которое ведает делами и нуждами всех культовых православных учреждений, открытых в социальной сфере.

1 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997

2 Михня, С.Б. Путеводитель по Твери / С.Б. Михня. – Тверь: «Мартин», 2005. С 66–68.

3 Человеческий фактор. Выпуск 3\1 (41) 2007. С 9- 55.

 

Список литературы

1Борзаковский В.С. История Тверского княжества. Тверь 1994.

2 Виноградов А.Д., Виноградова, Е.А. Тверь: легенды и были. Тверь, 1992.

3 Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь XVI – XVIII вв. Очерки истории и экономики. Тверь. 2002.

4 «Верхневолжье православное» №2(170) март (2016)

5 Владиславлев В. Краткие исторические сведения о монастырях и более замечательных церквах города Твери / В. Владиславлев // Памятная книжка Тверской губернии на 1863 г. Тверь, (1863).- С. 73-118

6 Воронин Н.Н. Тверской кремль в XV веке. (электронный ресурс)// Археология: (сайт).- 2015.- VRL http://arheologija.ru/voronin-tverskiy-kreml-v-xv-veke/

7 Гадалова, Г.С. Ангел–хранитель Тверского княжеского двора – Софья Ярославна, княжна Тверская // Женщины. История. Общество: Сб. научных статей под общей редакцией В. И. Успенской. Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002 – Выпуск. 2.

8 Забелин Н.А. Некрополь Тверского собора Спаса Преображения / Н.А. Забелин // Салимов, А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор / Тверь: 1994.

9 Захаров, В. Как это было / В. Захаров // Салимов, А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор / А.М. Салимов. – Тверь: РИФ ЛТД, 1994.

10 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп.,1892.

11 Инока Фомы «Слово похвальное» / Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко; Комментарии Н. В. Понырко и Я. С. 11 Лурье // Памятники литературы Древней Руси. – Т. 7. Вторая половина XV века. – М.: Наука, 1982.

12 Исаков В.З. У истоков Волги. – М.: Советская Россия, 1988

13История Тверского края. Учебное пособие под общей редакцией В.М. Воробьева. Тверь 1996.

14 Караваева Е.М. Собор Спасского монастыря в Ярославле //АН М., 1963 Т.15

15 Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.) Тверь 1994

16 Колосов В.И. Прошлое и настоящее Твери. Тверь 1994

17 Михня, С.Б. Путеводитель по Твери. Тверь: «Мартин», 2005.

18 Михня, С.Б. Путеводитель по Твери. Тверь: «Мартин», 2010.

19 Михня, С.Б. История Тверской земли с древнейших времен до наших дней 1012

20Овсянников Н.Н. Краткие сведения о Тверском кафедральном соборе как памятнике церковной древности. (К 200-летнему юбилею собора). Тверь Типография Губернского Правления 1896 г. 18 с.

21 Отроч монастырь в Твери. Тверь 2015. Печатается в современной орфографии по изданию «Отроч монастырь в Твери», Типография Губернского Правления, 1894 г.

22 Пальмквист, Э. Тверь в 1674 году (с приложением рисунков и планов М.В. Рубцова) / Э. Пальмквист. – Тверь: Типо -литография Н. М. Родионова, 1902.

23 Переписная книга города Твери 1709 год

24 Полтавцева А. Николаевский Малицкий мужской монастырь. Возрождение. Тверь 2016

25Православие. Полная энциклопедия. Санкт-Петербург. 2008

26 Салимов, А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор / А.М. Салимов. – Тверь: РИФ ЛТД, 1994.

27 Салимов А.М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель XII – XVI века. Тверь 2015 г. Тверь 2015 г.

28 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: В 6 ч. – М.: Наука. 2003. – Часть 1.

29 Соболев Тверской Кремль и его памятные особенности // Реноме. Тверской регион №3(7) 200.

30Соколов А. Михаил Ярославич Великий князь Тверской и Владимирский. Тверь 1995

Соколов И.И. Каменное зодчество в Твери в 17 веке…

31 Судаков, В. Спас златоглавый / В. Судаков // Салимов, А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор / А.М. Салимов. – Тверь: РИФ ЛТД, 1994.

32 Столбцы бывшего архива Оружейной палаты М., 1913 Выпуск 2

33 Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань. Центральная типография. 1907

34 Тверские Епархиальные Ведомости №10 1877 года

35 Тверские епархиальные ведомости № 14 15 Июля1895 года.
36 Тверские Епархиальные Ведомости № 15 1 августа 1895 года.

37 Финкельштейн, В.Б. Летопись Твери. Тверь. 1996

38 Человеческий фактор 3\1(41) 2007

39 Чередеев К. Биографии тверских архиереев. К. Чередеев, Тверь 1859 год. / Чередеев К. // Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь1859 1994

 

Оглавление.

1 Становление христианства на Тверской земле. 2 Основные факторы, оказывающие влияющие на процесс храмоздательства в Твери в XIII – XVIII веках. 3 Основные тенденции храмового строительства в Твери в XIV- XVIII вв. 4 Источники сведений о древних тверских церквях 5 Тверской Кремль и его древние храмы. 6 Главный храм Тверской земли Тверской Спасо-Преображенский кафедральный собор. 7Загородский посад и его древние храмы. 8 Древние храмы и монастыри Затьмацкого посада. 8.1Рождественский девичий монастырь 8.2 Желтиков Успенский мужской монастырь 9 Храмы Заволжского посада 9.1 Древние храмы Успенского мужского Отроч монастыря. 9.2 Николаевский Малицкий монастырь с XVI века и до наших дней. 10 Храмы и монастыри Затверецкого посада. 11 Новые храмы Твери. Краткая история храмов созданных в Твери конце XX и XXI вв. 12 Список литературы 13 Оглавление   С 1-4 С 5-13   С 13-16 С 16-20 С 20-36   С 36-61 С 61-78 С78-97   С 89-92 С 93-95 С 97-115   С 100-106   С 110-115 С 115-118   С 118-124 С 125-127   С 126-128 С 129    

 

Тверь древняя и вечно молодая


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.