Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-28 | 417 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Самарцы очень патриотично встретили призыв советского руководства бросить все силы на борьбу с врагом. Многочисленные митинги и собрания на предприятиях свидетельствовали о готовности противостоять врагу с оружием в руках и в тылу, на производстве. Патриотизм, прежде всего, проявился в стремлении с оружием в руках встретить фашистских захватчиков. Только в первые три дня войны в военкоматы Куйбышевской области поступило более 10 тыс. заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной Армии.
В июле 1941 г. начинается формирование народного ополчения, в которое, уже к августу 1941 г. вступило более 16 тыс. человек. Отряды народного ополчения были созданы во всех районах Куйбышевской области. В общей сложности в полках и отрядах народного ополчения состояло более 70 тыс. человек, задействованных в караульной службе и охранявших на территории области наиболее важные в стратегическом отношении объекты: мосты, дороги, железнодорожные узлы и станции, телефонные линии. Только для охраны Куйбышевского железнодорожного узла из ополченцев было создано 179 дружин. На предприятиях местной промышленности было налажено производство продукции, необходимой для народного ополчения и караульной службы: лопаты, полевые кухни, котелки, саперные лопаты. Куйбышевскими организациями и предприятиями был выделен транспорт.
В действующую армию к середине октября 1941 г. из области было направлено более 300 тыс. человек рядового и командирского состава.
С октября 1941 г. было введено обязательное военное обучение для лиц в возрасте от 16 до 50 лет без отрыва от производства. В Куйбышеве отделения Всевобуча были созданы на всех предприятиях, было организовано 68 военных учебных пунктов, а в учебных воинских подразделениях обучалось одновременно более 10 тыс. человек. Помимо предприятий повышенное внимание воинскому обучению и строевой подготовке стало уделяться в учебных заведениях.
|
Осенью 1941 г. было начато сооружение Куйбышевского оборонительного рубежа. В городе был введен режим строжайшей светомаскировки, введено патрулирование, пропускная система, был ужесточен паспортный контроль. Часть куйбышевских предприятий приступили к производству сборных железобетонных конструкций для ДОТов и ДЗОТов.
Всплеск патриотизма привел к резкой активизации промышленного производства. На всех куйбышевских предприятиях развернулось движение «200-ков», то есть оставшиеся на производстве выполняли норму за себя и за ушедшего на фронт товарища – 200%. К весне 1942 г. участвовали в движении, выполняя норму на 200% более 10 тыс. рабочих. Ширилось движение многостаночников. В результате этих движений на многих предприятиях резко возросла производительность труда. В 2-3 раза перевыполнялись нормы выработки. ЗиМ в первые годы войны вдвое увеличенное задание выполнял более чем на 130%. Автотрактордеталь в 1941 г. выполнял норму на 160%, в 1942 г. – на 180%. В целом машиностроительная промышленность увеличила выпуск продукции в 1941 г. на 155%.
Куйбышевская легкая промышленность так же была переориентирована на выпуск военной продукции. Швейные фабрики поставляли на фронт обмундирование. Пивоваренный и ликероводочный завод были перепрофилированы на производство пищевых концентратов. Куйбышевские предприятия производили детали и запчасти для военных производств: корпуса мин, детали «Катюш» и др.
К началу 1942 г. перед областными организациями встали задачи размещения и скорейшего пуска эвакуированных предприятий с Украины, Белоруссии, Москвы, Одессы, Ленинграда. В Куйбышеве было размещено 40 таких предприятий. Остро встала проблема топлива, электроэнергии, сырья, рабочей силы. Оборудование монтировалось на открытом месте, запускалось и только потом начиналось возведение цеховых корпусов.
|
Эвакуация и размещение новых предприятий в пределах Куйбышева, создание дополнительной инфраструктуры привели к возникновению новых районов. В связи с повышением темпов строительства начинается разработка местных источников строительного сырья: в Сокольих горах поселки Управленческий и Красная Глинка были включены в состав города и образовали Красноглинский район. Кировский и Советский районы возникли в результате строительства рабочих поселков вокруг новых промышленных предприятий вдоль реки Самара. Новая южная часть города возникла на месте железнодорожной станции Кряж. Куйбышевский район – единственный район, расположившийся на левом берегу реки Самара на месте Засамарской слободы. Основой нового района стал нефтеперерабатывающий комбинат, рядом с которым были построены предприятия по производству нефтегазового оборудования, элеваторного оборудования и нескольких предприятий по производству строительных материалов.
С осени 1941 г. на Безымянке началось производство боевых самолетов: в строй вступили Московский и Воронежский заводы (Самарский авиационный завод и завод им. Фрунзе).
Уже в 1942 г. в Куйбышевской области выпуск промышленной продукции увеличился в 5.1 раза, в городе Куйбышев – в 7.4 раза.
Приоритетным направлением куйбышевского военного производства стал выпуск самолетов. За годы войны местная авиационная промышленность выпустила более 36 тыс. самолетов-штурмовиков Ил-2 и более 4 тыс. «летающих крепостей» Ил-10. Куйбышевский авиационный завод 26 раз удостаивался награды Красным знаменем от ГКО. Моторостроительный завод им. Фрунзе с 1942 г. стал выпускать продукции больше, чем до эвакуации. В связке с Куйбышевской авиационной промышленностью работал завод аэродромного оборудования, эвакуированный с Украины: крепления для пушек, бомб, пулеметных установок. Завод «Металлист» выпускал скорострельные пулеметы ШКАС различных модификаций: турельные, синхронные, крыльевые. 9 ГПЗ выпускал подшипники.
Помимо работы на заводском производстве, на Куйбышевском авиационном заводе и ряде других предприятий были сформированы ремонтные бригады, отправлявшиеся непосредственно на фронт для работы в боевых частях. Не надо забывать о том, что уходивших на фронт рабочих заменяли их жены, матери, дети. Так было на подшипниковом заводе, эвакуированном в Куйбышев (9 ГПЗ). 9 ГПЗ выпускал не только подшипники для самолетов и танков, им было произведено 70 тыс. минометов, 500 тыс. снарядов и гильз, 2.5 млн. гранат. Кроме 9 ГПЗ в Куйбышеве в Линдовом городке был размещен эвакуированный Московский подшипниковый завод (4 ГПЗ). Оба Куйбышевских подшипниковых завода полностью удовлетворяли нужды обороны.
|
Во многом был готов к переходу на военное производство ЗиМ (бывший трубочный завод), поэтому ему было гораздо легче перестроится, чем эвакуированным предприятиям. ЗиМ в годы войны, помимо производства боеприпасов для всех родов войск, выпускал снаряды для реактивных установок.
В октябре 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР КАТЭК был удостоен награды орденом Ленина за выпуск электрооборудования для танков и военной автотехники.
Чрезвычайно сложной была в военные годы топливная проблема. В Куйбышевской области добыча нефти в 1942 г. была увеличена почти в 3 раза, по сравнению с довоенным периодом, а к 1945 г. – почти в 5 раз. Для переработки нефти в различные виды топлива (авиационный бензин, дизельное топливо, смазочные материалы) был построен Сызранский нефтеперерабатывающий завод, который начал выпуск продукции уже в 1942 г.
Тяжелая ситуация с жидким и твердым видами топлива привела к созданию газовой промышленности. В 1942-1943 гг. был построен крупнейший в стране газопровод Бугуруслан – Куйбышев (145 км.). Переход куйбышевских предприятий на газовое топливо, позволил экономить каменный уголь, нефть и освободить более 20 тыс. ж/д вагонов.
Военная экономика области требовала рабочей силы, и за годы войны на работу в промышленности было мобилизовано 128.5 тыс. человек. Чрезвычайно высок был удельный вес женщин в годы войны в различных отраслях хозяйственной жизни. К 1945 г. доля женщин в промышленности составляла 54.3%, на железной дороге – 48%, на водном транспорте – 40%.
Огромное значение приобрел Куйбышевский железнодорожный узел. Его пропускная способность за годы войны была увеличена почти в три раза. За первое военное трехлетье по куйбышевской железной дороге было перевезено почти 30 млн. пассажиров. Было построено более 400 км. новых путей.
|
За время второй мировой войны Куйбышевская область пережила настоящую промышленную революцию и превратилась в один из крупнейших индустриальных районов страны. Помимо расширения старых видов производства в области укрепились совершенно новые виды промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная. В целом объем промышленности Куйбышевской области за годы войны вырос в 7 раз, а по городу Куйбышеву – в 11 раз.
Помимо роста промышленного производства, в области быстрыми темпами шло капитальное строительство. Строились заводы и цеха, прокладывались новые дороги, аэродромы, военные объекты, была расширена сеть ж/д. Продолжалось и жилищное строительство.
Руководило строительствами созданное еще в 1940 г. Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой). Благодаря чуткому руководству строителей-специалистов из НКВД в кратчайшие сроки были запущены: 2 авиазавода, 1 моторостроительный, 5 заводов, производивших оборудование и вооружение для самолетов.
В первый год войны была сооружена Безымянская ТЭЦ (50 тыс. кВт), достроена и расширена Куйбышевская ТЭЦ (12 тыс. кВт), завершено строительство Мехзавода по производству танковых и самолетных корпусов и рабочего поселка при заводе.
В 1943 г. начинается сооружение Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.
Уже в 1941 г. в области было построено 30 временных аэродромов: в Кошках, Серноводске, на Кряжу, в Кинель-Черкассах, Грачевке и др.
Другими строительными организациями был проложен газопровод Бугуруслан-Куйбышев (145 км), построена ж\д Сызрань-Ульяновск (149 км).
В 1943 г. постановлением ГКО был создан Государственный союзный строительно-монтажный трест. В этот трест вошли практически все существовавшие на тот момент в области строительные тресты, организации и управления. Трест занимался сооружением предприятий ВПК на Безымянке, Красной Глинке, Мехзаводе. Очень широко использовался труд заключенных и военнопленных.
В соответствии с официальными установками в 1941-1942 гг. строились в основном одноэтажные здания: каркасно-засыпные и барачного типа, трех-четырех этажные дома были очень редки. Строились объекты культурно-бытового назначения: больницы, роддома, дворец пионеров, детские спортивные школы. Был отремонтирован парк им. Горького, открыт новый парк в Кировском районе. В ноябре 1942 г. от железнодорожного вокзала до пл. Революции был пущен первый куйбышевский троллейбус.
Для возведения зданий гражданского назначения разрабатывались новые методы и технологии строительства: налажено производство отдельных элементов и деталей зданий (блоки стен, щитовые перекрытия, плиты сухой штукатурки). Был разработан поточный метод строительства. Внедрение этих технологий позволило в кратчайшие сроки создать жилищный фонд всех рабочих поселков города.
|
За годы войны в северо-восточной части города сформировались 3 новые административные единицы: Кировский район, Молотовский (Советский), Сталинский (Октябрьский). Получили развитие Куйбышевский и Красноглинский районы. Огромные пустовавшие территории, занятые пашнями, превратились в городские и промышленные массивы.
Среднее Поволжье и в годы войны продолжало оставаться одной из основных сельскохозяйственных баз СССР, а захват западных хлебных районов еще более повысил значение Среднего Поволжья. На Куйбышевскую область приходилось производство 1/5 хлеба всего Поволжья.
Поскольку Куйбышевская область по-прежнему представляла собой аграрный регион с преобладающим сельским населением и аграрной же основой экономики, то все мобилизации военного времени в первую очередь затронули сельское население и хозяйство. Сельское население России всегда было основным источником людских ресурсов государства. Естественно, что в первую очередь было мобилизовано наиболее трудоспособное и молодое мужское население. Из аграрного сектора была изъята основная масса техники и рабочего скота. На фронт, в танковые и моторизированные части были призваны все механизаторы, мобилизованы грузовики, трактора, автомашины, десятки тысяч лошадей из колхозов, совхозов и МТС. Объем сельскохозяйственных работ, выполняемых техническими средствами, сократился в два раза. Поголовье лошадей за военные годы сократилось почти в два раза, крупного рогатого мясомолочного скота – на 12%, мелкого рогатого скота – на 39%, свиней – на 70%. Резко сократилось финансирование села. Трудовые ресурсы села сократились на 46%. Удельный вес женского труда в сфере сельского хозяйства составлял в годы войны 75%. Нужда в специалистах-механизаторах заставила готовить трактористов и механиков из женщин. Например, только за первый год войны из 5.2 тыс. человек, подготовленных на курсах механизаторов, более 4 тыс. – женщины. В 1942 г. в области работало уже более 7 тыс. женщин-трактористок. Широко использовался конно-ручной труд, в качестве рабочей тягловой силы стал использоваться и мясомолочный рогатый скот. На летние полевые работы и уборку урожая мобилизовывались учащиеся различных учебных заведений. На уборке урожая летом 1941 г. было занято более 100 тыс. учащихся и 8 тыс. учителей. А с весны 1942 г. в сельском хозяйстве, так же как и на производстве было введено социалистическое соревнование. Инициатором соцсоревнования явилась МТС Большой Раковки Елховского района, выполнившая план на 121% и с экономившая более 5 тонн горючего.
Отсутствие техники, скота и рабочих рук привело к упрощению системы сельского хозяйства. В ряде случаев приходилось вводить переложную систему, нарушать сложившуюся систему севооборота. Именно эта ситуация сложившаяся в годы войны и заложила будущие проблемы отечественного сельского хозяйства – истощение земель, падение урожайности. Развертывание ВПК в кратчайшие сроки, истощение государственных продовольственных запасов в первую очередь отражалось на деревне, откуда продолжали в огромном объеме изыматься материальные и трудовые ресурсы, что еще больше сокращало возможности села. Оставшаяся техника выходила из строя, падало качество обработки земли. Иссякли продовольственные запасы и в самой деревне.
Не смотря на критическую ситуацию в сельском хозяйстве области, 1942 г. был завершен на достаточно высоком уровне. Основная часть колхозов выполнила государственный план сдачи хлеба. Только Куйбышевская область дала государству 19 млн. пудов хлеба.
В 1943 г. на Куйбышевскую область обрушилась засуха, что привело к недороду и бескормице. Государство же в не оказывало деревне никакой помощи. Наоборот, в 1943 г. из области в освобожденные районы были отправлены специалисты и механизаторы сельского хозяйства, машины, рабочий и продуктивный скот. В 1943 г. в структуре сельского хозяйства осталась 91 автомашина (в 1941 г. – 438), культиваторов – 1031 (1546), сеялок – 9 тыс. (11 тыс.), жаток – более 5 тыс. (более 6 тыс.). Наибольшие потери от засухи и изъятий техники и специалистов понесли южные районы области: Больше-Глушицкий, Больше-Черниговский, Алексеевский, являвшиеся крупнейшими зерновыми районами области. Государственный план поставок хлеба был выполнен только на 46%. На селе начался голод. Крестьяне ели опилки, лебеду, желуди, мертвечину и падаль, пухли от голода, умирали.
Некоторое улучшение на селе наступило после коренного перелома в войне. С 1944 г. возобновляется поступление сельскохозяйственной техники, начинаются постоянные поставки горючего, удобрений. Было также возобновлено и увеличено более чем в два раза финансирование села.
За годы войны сельское население Куйбышевской области сократилось на 18%. Трудоспособное население (от 16 лет и старше) уменьшилось с 300 тыс. до 162 тыс. человек. Посевные площади сократились на 26%. Предстояла огромная работа по восстановлению с/х в СССР.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!