Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Положение в сельском хозяйстве Самарского края в конце20-х - 30-е годы XX-го века.

2018-01-28 574
Положение в сельском хозяйстве Самарского края в конце20-х - 30-е годы XX-го века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Государству было необходимо любой ценой обеспечить финан­сирование индустриализации огромного строительства и бес­перебойное снабжение продовольствием городов, многочисленных строек, армии. Это требовало сохранения невысоких цен на хлеб и резкого увеличения поставок продовольствия в город, и на экспорт.

В результате сплошной коллективизации была создана целост­ная система перекачки финансовых, материальных, трудовых ре­сурсов из аграрного сектора экономики в индустриальный. Обязательные госпоставки и закупки сельскохозяйственной про­дукции по номинальным ценам, многочисленные налоги, организо­ванный набор промышленными предприятиями рабочей силы в де­ревне, лишение крестьян введенных в 1932 г. паспортов (прик­репившее их к земле), прямое вмешательство партийно-государ­ственного аппарата (уполномоченные, политотделы МТС и совхозов) в процессе производства составляли основные звенья этой системы.

Роста сельскохозяйственного производства в результате коллективизации фактически не произошло. Стимулов к труду почти не было. За 1-ую пятилетку уровень жизни значительно упал. В 1931 г., а особенно в 1932-1933 гг. обширные сельокне районы снова охватил голод. Население городов, при рез­ко возросшей его численности, испытывало такие серьезные ма­териальные трудности: пищевая промышленность произвела в 1932 г. (против 1928 г.) мяса 88, сахара-песка – 65, масла животного 81%.

В колхозах нарушалась агротехника, техника использова­лась нерационально, низкой была производительность труда. Ес­тественно, что предпринимались многочисленные попытки органи­зационно-хозяйственного укрепления колхозов и совхозов.

Проводились землеустроительные работы, за постоянными бри­гадами в колхозах закреплялись определенные земельные площади, инвентарь, скот, совершенствовались формы учета труда, увели­чивались поставки в село сельскохозяйственной техники. Удалось подготовить в 1934-1936 гг. для работы в селах области 60950 трактористов, 12500 комбайнеров, 11800 машинистов на сложных мо­лотилках, 4340 шоферов, 8116 бригадиров полеводческих бригад, 7040 заведующих фермами. В колхозы было направлено 1200 агро­номов, 150 механиков, 126 ветврачей, 370 зоотехников. Однако основные кадры массовых профессий готовились на краткосрочных курсах и обладали недостаточной квалификацией. Не были решены и вопросы справедливой оплаты труда. Однако решалась проблема социальной поддержки бедняков и малоимущих (материальная база колхозов создавалась за счет кулаков и середняков). Сельское хозяйство, как и промышленность, включались в единую унифици­рованную систему директивного планирования.

Во второй половине 30-х годов картина значительно измени­лась. За 1933-1940 гг. основные средства производства колхо­зов увеличились почти вдвое. Отчисления от денежных доходов на пополнение неделимых фондов производились ежегодно в размере 12,8-16,4%. За счет увеличения технической оснащенности кол­хозов непосредственно через МТС только за два последних года перед войной основные средства возросли на 30%.

Постепенно завершалась механизация основных сельскохозяй­ственных работ. Было построено 99 сельских электростанций. Летом 1941 г. было закончено строительство Кутулукской ороси­тельной системы. К этому времени орошаемая площадь составила 15907 гектаров. Валовый сбор зерна на одного трудоспособного вырос с 14,8 центнера в 1933 году до 32,2 центнера в 1940 году.

Изменилась структура денежных доходов колхозов. Так, по данным годовых отчетов за 1930 год, полеводство давало 89,6% доходов, животноводство – 2,3, подсобные предприятия – 2,9, отходничество и заработок на стороне – 5,2%. В 1935 г. это соотношение значительно изменилось. Полеводство дало 67,7% денежных доходов, животноводство – 17,8, подсобные отрасли – 4, заработок на стороне – 10,5. В 1940 году удельный вес животноводства повысился в денежных доходах колхозов до 22,6%. Производительность труда в зерновом хозяйстве выросла почти в два раза.

Потребление важнейших продуктов питания в 1937 г. по срав­нению с 1933 г. увеличилось у колхозников в среднем на душу населения более чем в 2 раза. Эти показатели отражают реальную картину: 1933 г. – время голода во многих сельских районах, 1937 г. – год высокого урожая.

В сталинской стратегии форсированной модернизации значи­тельный рост сельскохозяйственного производства в целом не требовался. Все подчинялось нуждам промышленного развития.

Необходимо было такое преобразование аграрного сектора, при котором можно было бы уменьшить число занятых в сельском хозяйстве пропорционально спросу на рабочую силу в промышлен­ности, поддерживать, при меньшем числе занятых, производство продовольствия на уровне, не допускающем длительного голода, обеспечить снабжение промышленности незаменимым техническим сырьем.

Решение этих задач в основном было обеспечено. К концу 30-х годов положение в аграрном секторе относительно стабили­зировалось. В 1935 г. отменили карточную систему. Сельское хозяйство, как и промышленность, включилось в единую унифици­рованную систему директивного планирования. С 1930 г. стали разрабатываться государственные посевные планы, с 1932 года – планы тракторных работ МТС, с 1935 г. – государственные планы развития животноводства и т.д. Численность административно-руководящего состава управления на селе с 1926 по 1937 гг. вы­росла в 5,8 раза.

Накануне войны в Самарской области имелось 2627 колхозов, 97 совхозов, 163 МТС, 13863 трактора, 6123 комбайна, 6277 грузовых автомобилей. Подходила к завершению механизация ос­новных сельскохозяйственных работ. Успешно был проведен весен­ний сев 1941 года. Но село находилось вновь на пороге тяжких испытаний...

 

Образование и культурная жизнь в Самарском крае в 20-х-30-е гг. XX в.

Социалистическая модернизация и "воспитание нового чело­века" требовали скорейшего преодоления культурной отсталости. Ведь еще в 1926 году Советский Союз по уровню грамотности занимал в Европе девятнадцатое место. Неграмотными были боль­шинство людей старших возрастов, а среди людей в возрасте 9-49 лет грамотных было лишь 43%. С 1930 года повсеместно вво­дится обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а в рабочих центрах – семилетнее.

Самара и Сызрань оказали значительную помощь сельским рай­онам в развитии школьной сети. При городских, районных и сель­ских Советах активно работали группы содействия ликвидации не­грамотности.

На средства местных бюджетов приобретались тетради и пись­менные принадлежности, издавались новые учебные пособия, строи­лись школы. Остро нуждающиеся ученики обеспечивались пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства. Все­общим обязательным начальным обучением к середине 30-х гг. были охвачены все дети дошкольного возраста, и в неполных сред­них школах продолжала учебу почти половина из них. Велись поис­ки наиболее доходчивых и эффективных методов обучения. Велась борьба против левацких течений в педагогике, ведущих к отри­цанию роли педагога в школьном образовании, упразднению твер­дых программ, урока и прочим "новшествам", способным лишь де­зорганизовать учебный процесс.

В 30-х гг. школьная жизнь стабилизировалась. В школах бы­ли введены правила внутреннего распорядка, урок был узаконен как главная и основная форма организации учебного процесса. Все дети в городе стали получать семилетнее образование, зна­чительная часть оканчивала средние школы. За несколько лет чис­ло школьных зданий в крае возросло с 5355 до 7605. В сере­дине 30-х годов в школах обучалось полмиллиона детей. Ликви­дация неграмотности, создание государственной системы бесплат­ного образования – значительное достижение тех лет.

После закрытия в 1927 году Самарского государственного университета (1918-1927 гг.), в области функционировал лишь. один вуз – Самарский сельскохозяйственный институт. Индустри­ализация общества требовала многочисленной интеллигенции. Край остро нуждался в развитии высшей школы и создании академичес­ких учреждений.

В 1929-1932 гг. в Самаре были открыты медицинский, педа­гогический, инженерно-строительный, механический, индустри­альный, химико-технологический, планово-экономический инсти­туты и филиал Московского транспортного института. Был расши­рен Самарский сельскохозяйственный институт. Позднее механи­ческий и химико-технологический институты вошли в состав ин­дустриального института. В крае начали работать 27 техникумов, 18 школ фабрично-заводского обучения. – В 1934 году в вузах обучалось 12344 человека, в техникумах – 32391 человек. На рабочих факультетах училось свыше 5,5 тысячи молодых рабочих и крестьян. В вузах вводились вступительные экзамены, защита дипломных работ и проектов, отменена коллективная сдача заче­тов, увеличено время на общенаучные, общетехнические и специ­альные предметы.

Осенью 1932 г. педагогический институт окончили первые 179 выпускников историко-экономического и литературного фа­культетов (а за период с 1932 по 1940 г. было подготовлено 3095 учителей).

В декабре 1933 г. Самарский индустриальный институт за­кончили 123 студента, ставшие первыми инженерами-механиками, подготовленными в крае. Появились "свои" педагоги, химики, строители, экономисты.

Развивалась сеть научно-исследовательских учреждений.

В начале 30-х годов здесь действовал 21 научно-исследова­тельский институт, в том числе теплотехнический, строймате­риалов, экономики и организации земледелия, мясного ското­водства, защиты растений, мелиорации.

Организованная в 1886 году Пастеровская станция была пре­образована в санитарно-бактериологический научно-исследователь­ский институт. В 1934 году после слияния с Самарским институ­том здравоохранения и гигиены институт стал называться санитарно-эпидемиологическим. В 1940 году институт становится научно-методическим центром пяти областей Среднего Поволжья в борьбе с эпидемическими заболеваниями.

В 1933 году создается Кинельская опытная селекционная стан­ция, которая в 1938 году реорганизуется в Государственную се­лекционную станцию. Разворачивается опытно-исследовательская работа по организации орошаемого и неорошаемого земледелия на Безенчукской опытной сельскохозяйственной станции.

В Самарском крае работали такие известные ученые страны, как академик Н.М.Тулайков, действительные члены ВАСХНИЛ А.И. Николаев, Н.С.Щербиновский, профессора С.М.Тулайков, К.Ю.Чехович, М.Д.Щукин и другие.

В 1928 году в Самаре организуется Средне-Волжский научно-исследовательский ветеринарный институт. В 1935 году он пре­образуется в Куйбышевскую научно-исследовательскую ветеринарную станцию.

На протяжении 20-30-х годов осуществлялось планомерное вытеснение старой интеллигенции выходцами из "пролетарских" слоев. Процесс этот не имеет однозначной оценки, однако один из его результатов – снижение общего интеллектуального уровня людей с высшим образованием достаточно очевиден. Одновременно развивалась технократизация обучения. И если первая тенденция со временем исчерпала себя, то перекос в сторону технического знания в последующем, особенно в 50-60-е годы, стал заметно увеличиваться.

Развитие науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарно­го государства. Огромный, непоправимый урон нанесли и "старой" и "новой" интеллигенции необоснованные репрессии 30-х годов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.