Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-05 | 2330 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Нервная система человека развивается из наружного зародышевого листка (эктодермы), лежащей над хордой, в период эмбрионального развития. С 11-го дня пренатального развития происходит закладка нервной пластинки, которая образуется к концу 3-й недели эмбриогенеза.
Нейроны нервной пластинки, образованные из их предшественников – нейробластов, интенсивно делятся и растут, вследствие чего края пластинки загибаются, и образуется нервный желобок. Позже края желобка смыкаются с образованием нервной трубки (будущий спинной мозг ребенка). На 4-й неделе эмбрионального развития на переднем конце нервной трубки появляются три первичных мозговых пузыря: передний, средний и задний. К концу 4-й недели передний мозговой пузырь начинает делится на два пузыря, а в течение 5-й неделе подобный процесс происходит и с задним пузырем. Таким образом, образуются пять мозговых пузырей, соответствующих пятью отделам головного мозга (продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и передний мозг виде двух полушарий), которые начинают появляются на 6 – 7-й неделе внутриутробного развития.
После рождения ребенка происходит миелинизация аксонов. Раньше других начинают миелинизироваться периферические нервы, затем аксоны в спинном мозге, в стволе мозга и позже в больших полушариях. Миелинизация спинномозговых и черепно-мозговых нервов начинается уже на 4-м месяце пренатального онтогенеза ребенка. Двигательные аксоны покрываются миелином уже к моменту рождения. Большинство смешанных и афферентных (чувствительных) нервов миелинизируются к 3-м месяцам после рождения, а некоторые только к 3-м годам.
Сроки миелинизации черепно-мозговых нервов различны. Основная масса волокон черепных нервов миелинизируется к 1,5 – 2 годам. К 2-м годам миелинизируются слуховые нервы. Полная миелинизация зрительного и языкоглоточного нервов отмечается только у 3 – 4-летних детей. Что касается лицевого нерва, то отдельные его ветви начинают покрываться миелином уже в 21 – 24 неделю внутриутробной жизни. Этот факт свидетельствует о первоочередной роли этого нерва в реализации сосательного рефлекса, который созревает у плода уже к 7 месяцам пренатального онтогенеза.
|
Проводящие пути спинного мозга хорошо развиты уже к моменту рождения и почти все миелинизированы, за исключением пирамидных путей; они миелинизируются к 3 – 6 месяцам жизни ребенка. В спинном мозге раньше (до рождения) миелинизируются моторные пути, что проявляется в спонтанных движениях плода.
Что касается нейронов головного мозга, то в среднем к 3 годам основная масса нервных волокон миелинизирована, остальные завершают этот процесс к 6 годам. В отличие от спинного мозга, здесь раньше других миелинизируется афферентные пути и сенсорные области, а двигательные – через 5 – 6 месяцев (некоторые значительно позже) после рождения. К 3 годам миелинизация нервных волокон в основном заканчивается, но рост нервов в длину продолжается и после 3-х летнего возраста.
Относительно поздно завершают процесс миелинизации тангенциальные волокна коры полушарий большого мозга (к 30 – 40 годам). В процессе миелинизации происходит концентрация ионных каналов в области перехватов Ранвье. Повышается возбудимость и лабильность нервных волокон. Так, у новорожденных нерв способен проводить только 4 – 10 имп/с, в то время как у взрослых – 300 – 1000 имп/с.
Тормозные механизмы центральной нервной системы формируются в онтогенезе за счет развития тормозных нейронов. Становление тормозных механизмов существенно повышает способность к концентрации возбуждения, ограничивая его иррадиацию. С появлением тормозных механизмов безусловные рефлексы становятся более точными и локализованными.
|
12.1. Возрастные особенности спинного мозга.
В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается («восходит») в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека — на уровне II поясничного позвонка. В связи с «восхождением» (относительным укорочением) спинного мозга в позвоночном канале корешки спинно-мозговых нервов удлиняются, принимают косое, а в нижних отделах — вертикальное положение. Корешки спинномозговых нервов, идущие к крестцовым отверстиям, образуют вокруг конечной нити пучок, получивший название «конский хвост». Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года – около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1 – 2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей, образующих надсегментарный аппарат мозга.
Что касается рефлекторной функции спинного мозга, то она уже формируется ещё до рождения. Структуры, участвующие в осуществлении хватательного рефлекса, формируются у плода в 9 – 11-недельном возрасте. У 10-недельного зародыша хватательный рефлекс проявляется в виде изолированного сгибания пальцев. К 11-й неделе эта реакция сопровождается сгибанием запястья и предплечья. У 13 – 15-недельного плода при раздражении ладони возникает сгибательное движение всех пальцев. До 22-недельного возраста этот рефлекс проявляется в виде локального сгибания руки. У новорожденного хватательный рефлекс хорошо развит.
|
Рефлекс Бабинского проявляется уже у 2-месячного плода. Этот рефлекс хорошо выражен в течение полугода с момента рождения, а затем исчезает. Наличие рефлекса Бабинского у детей более старшего возраста и у взрослых считается показателем незрелости или нарушения функции пирамидного пути и полосатого тела.
Подошвенный рефлекс формируется после рождения. У трудного ребенка реакции на штриховое раздражение подошвы непостоянны и изменчивы. Сухожильные рефлексы – коленный и ахиллов – хорошо выражены у детей первого года жизни. Формирование их структурной основы – рецепторов мышц и сухожилий – отмечено у плода 5 – 6-го месяцев. Коленный рефлекс у детей раннего грудного возраста сопровождается сокращением приводящих мышц другой ноги, вследствие чего нога поворачивается внутрь. Эту реакцию называют перекрестным рефлексом приводящих мышц. Считают, что коленный рефлекс после 7-месячного возраста, так как затормаживается развивающимися вышерасположенными центрами. Затем он восстанавливается и в дальнейшем существует постоянно.
Ахиллов рефлекс на первом месяце жизни, как правило, может быть вызван лишь у немногих детей, но, уже начиная с 7 – 8-месячного возраста регистрируется у большинства обследованных детей.
12.2. Возрастные особенности головного мозга.
У новорожденного головной мозг относительно большой, масса его в среднем 390 г (340 – 430) у мальчиков и 355 г (330 - 370) у девочек, что составляет 12 – 13 % массы тела (у взрослого - примерно 2,5%). К концу первого года жизни масса головного мозга удваивается, а к 3 – 4 годам – утраивается. После 7 лет масса головного мозга возрастает медленно и к 20 – 29 годам достигает максимального значения (1355 г – у мужчин и 1220 г – у женщин). В последующие возрастные периоды, вплоть до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, а после 55 – 60 лет отмечается некоторое уменьшение ее.
У новорожденного лучше развиты филогенетически более старые отделы мозга. Масса ствола мозгаравна 10,0 – 10,5 г, что составляет примерно 2,7% массы тела (у взрослого – около 2%). К моменту рождения большинство ядер ствола мозга хорошо развито, отростки их нейронов миелинизированы. На 6-й неделе внутриутробного развития начинают развиваться область ромбовидной ямки и ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга (подъязычного, блуждающего, языкоглочного, лицевого, тройничного и вестибуло-слухового). Раньше других закладывается ядро лицевого нерва (на 4-й неделе пренатального онтогенеза). Довольно рано формируется блуждающий нерв. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного развития. К полутора годам жизни ребенка увеличивается количество клеток в ядрах блуждающего нерва. Значительно увеличивается длина отростков нейронов. У 7-летнего ребенка ядра блуждающего нерва сформированы так же, как у взрослого. С развитием структур продолговатого мозга связано становление регулируемых ими функций (дыхания, работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем). Дыхательные движения у плода появляются уже на 4-5 месяце внутриутробного развития и сопровождаются движениями мышц конечностей. К 16-17-й неделям формируется центр вдоха, а через 5-6 недель формируется и центр выдоха в продолговатом мозге, которые являются структурной основой дыхательных движений. В возрасте 21-22 недель появляются небольшие периоды непрерывных дыхательных движений, которые чередуются с глубокими судорожными вдохами. У плода 28-33 недель дыхание становится более равномерным. У плода и новорожденного хорошо развиты защитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, рефлекторная остановка дыхания при резком запахе.
|
К моменту рождения наиболее зрелыми являются пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный. Сосательные движения появляются в плодный период (16,5 недель), а к 21-22-й неделе сосательный рефлекс является полностью сформированным.
Рефлекторные дуги вестибулярных рефлексов также формируются задолго до рождения. Так, у 7-недельного плода дифференцируются клетки вестибулярного аппарата, а на 12-й неделе к ним подходят нервные волокна. На 20-й неделе миелинизируются волокна, несущие возбуждение от вестибулярных ядер к мотонейронам спинного мозга. В это же время формируются связи между клетками вестибулярных ядер и клетками ядер глазодвигательного нерва.
Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит морфологически. Общая масса продолговатого мозга вместе с мостом у новорожденного равна 8 г, что составляет 2% массы головного мозга (у взрослого 1,6%).
В эмбриональном периоде развитие мозжечка сначала формируется червь, как наиболее древняя часть мозжечка, а затем его полушария. У новорожденного червь мозжечка оказывается более развитым, чем полушария. У 4-5-месячного плода разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Масса мозжечка у новорожденного составляет 20,5 – 23 г, в 3 месяца она удваивается, а у 6-месячного ребенка равна 62-65 г.
|
Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц – в это время ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 84-95 г. После этого наступает период медленного роста, и к 6 годам его масса достигает нижней границы массы мозжечка у взрослого: около 150 г. Интенсивные рост и развитие мозжечка происходят и в период полового созревания.
Серое и белое вещество мозжечка развиваются неодинаково. У ребенка серое вещество растет медленнее. Так, от периода новорожденности до 7 лет его масса увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого - почти в 5 раз. Миелинизация волокон мозжечка осуществляется приблизительно к 6 месяцам жизни, последними миелинизируются волокна коры мозжечка.
Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная с периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядра выражены лучше, чем нервные волокна. У детей школьного возраста, так же как и у взрослых, белое вещество преобладает над ядерными образованиями.
Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Не полностью сформированы клетки Пуркинье, ядро почти полностью занимает клетку, дендриты клеток развиты слабо. Формирование клеток Пуркинье идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клетки-зерна развиваются раньше клеток Пуркинье. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам. Завершение развития ножек мозжечка, установление их связей с другими отделами ЦНС осуществляется в период от года до 7 лет жизни ребенка.
Что касается среднего мозга то к концу 3-го месяца эмбрионального развития на уровне этого отдела хорошо выражено большое скопление клеток - ядро глазодвигательного нерва. В результате клеточной миграции формируются верхние и нижние бугорки четверохолмия. К этому времени формируются ядра ретикулярной формации и красные ядра. Что касается черной субстанции, то темная пигментация появляется только после 6 месяцев постнатального онтогенеза. У новорожденного масса среднего мозга составляет 2,5 г. Его форма и строение почти не отличаются от среднего мозга взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито, его волокна миелинизированы. Хорошо развито красное ядро, связи которого с другими отделами мозга формируются раньше, чем пирамидная система. Крупноклеточная часть красного ядра (нисходящие влияния на спинной мозг) развивается раньше, чем мелкоклеточная (восходящие влияния на другие структуры головного мозга). Пигментация нейронов красного ядра начинается с 2-летнего возраста и заканчивается к 4 годам. Чёрная субстанция у новорожденного хорошо выражена, её клетки дифференцированы, их аксоны миелинизированы. Как указывалось выше, пигментация меланином начинает активно развиваться с 6-го месяца жизни и достигает своего максимума к 16 годам.
Ряд рефлексов с участием среднего мозга формируется во внутриутробный период. Уже на ранних стадиях пренатального развития появляются тонические и лабиринтные рефлексы. В первые дни жизни ребенка появляется рефлекс Моро в ответ на громкий внезапный звук. Со 2-й недели жизни появляется сосредоточение на звуке, а на 3-м месяце возникает типичная ориентировочная реакция – поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс Моро исчезает к 4-му месяцу жизни, но сохраняется у детей с задержкой развития. Считается, что он связан с незрелостью мозга. К рождению появляется защитный мигательный рефлекс на прикосновение к роговице, ресницам, векам и кончику носа. Рефлекторное мигание в ответ на быстрое приближение предмета к глазам появляется к 1,5-2 месяцам жизни.
Что касается зрачкового рефлекса, то у 6 – 7-месячного плода реакция сужения зрачка на свет замедлена, в дальнейшем ее скорость постепенно возрастает и новорожденного этот уже рефлекс хорошо выражен.
Начиная с рождения и в течение первых 6 месяцев жизни у большинства детей проявляется тонический рефлекс с глаз на мышцы шеи. Лабиринтный (установочный) рефлекс у новорожденных в основном отсутствует. Этот рефлекс хорошо выражен с 2-3 месяцев жизни ребенка. Лабиринтные рефлексы, возникающие при вращении, обнаруживаются сразу после рождения и хорошо выражены с 7-го дня жизни ребенка. С первых дней жизни проявляется и лифтная реакция (при резком опускании тела поднимаются руки вверх).
Рефлексы положения тела в пространстве (статические, установочные и выпрямительные) формируются после рождения.
Простейшие рефлекторные акты сменяются более сложными. Так, врожденные предварительные локомоторные акты исчезают у 4 – 5-месячного ребенка. Первым исчезает зрительно-шейный рефлекс (3 мес), затем вестибулярная реакция, связанная с конечностями (4 – 5 мес). Сокращение приводящих противоположной ноги, сопровождающее коленный рефлекс, угасает к 7 месяцам, перекрестный сгибательный рефлекс ног – в 7 – 12 мес, а хватательное рефлексы к концу первого года жизни переходят в произвольное хватание. К этому времени почти полностью исчезает рефлекс Бабинского.
Развитие отдельных образований промежуточного мозга происходит гетерохронно. Зрительный бугор (таламус) закладывается ко 2-му месяцу внутриутробного развития. На 3-м месяце морфологически разграничиваются таламус и гипоталамус. На 4 – 5- м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки ещё слабо дифференцированы. В 6 мес становятся хорошо видимыми клетки ретикулярной формации таламуса. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 мес внутриутробной жизни, и к 9 мес они хорошо выражены. Усиленный рост таламуса имеет место в 4-летнем возрасте, а к 13 годам этот отдел мозга достигает размеров взрослого.
Гипоталамус закладывается ещё в эмбриональном периоде, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4 – 5-м месяце накапливаются клеточные элементы будущих ядер и становятся хорошо выраженными на 8-м месяце.
К моменту рождения структуры гипоталамуса ещё полностью не дифференцированы, этим и объясняется несовершенство терморегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.
Базальные ядра в период внутриутробного развития созревают неравномерно. Бледный шар достаточно сформирован уже к моменту рождения. Хвостатое ядро и скорлупа чечевицеобразного ядра достаточно сформированными выглядят только в конце 1-го года после рождения. Установлено, что миелинизация в бледном шаре почти полностью заканчивается к 8 мес развития плода. В структурах полосатого тела она начинается в пренатальный период, а заканчивается только к 11 мес жизни. Хвостатое ядро в течение первых 2 лет жизни увеличивается вдвое, что связывают с развитием у ребенка автоматических двигательных навыков. Двигательная активность новорожденного в значительной мере связана с бледным шаром, обеспечивающим некоординированные движения головы, туловища и конечностей. Считают, что моторная составляющая плача контролируется бледным шаром. Что касается стриапаллидарных связей, то часть волокон миелинизируется на первом месяце жизни, а другая часть – лишь к 5 мес и позже. С развитием полосатого тела связано появление мимических движений, а в дальнейшем умение сидеть и стоять. Стриатум оказывает тормозящее влияние на паллидум, поэтому создается постепенное разделение движений. Для того чтобы сидеть, ребенок должен уметь вертикально держать голову и спину. Эта способность развивается у него к 2 мес; поднимать голову лежа на спине ребенок начинает к 2-3 мес, сидеть – к 6 – 8 мес. В 9 месяцев ребенок может стоять с помощью поддержки, в 10 месяцев стоит свободно.
К семилетнему возрасту происходят окончательное созревание базальных ядер и формирование их связей с корой, что и обеспечивает выполнение более точных и координированных произвольных движений.
Кора головного мозга. Новая кора в структурах полушарий начинает формироваться в конце второго месяца внутриутробного периода. На протяжении всей внутриутробной жизни в развитии неокортекса выделяют три периода: ранний миграционный; средний, или период предварительной дифференцировки на слои; поздний, или период заключительной дифференцировки. Ранний период охватывает промежуток со 2-го по 4-й лунный месяц. В это время наблюдается миграция нейробластов из глубоких (околожелудочковых) слоев конечного мозгового пузыря в корковую пластинку. В период с 7-й по 10-ю неделю начинают формироваться нижние (глубокие) слои коры (V и VI). Несколько позже (на 13 – 15-й неделе) происходит дифференцировка верхних слоев — I, II, III и IV. Начиная с 4-го месяца внутриутробной жизни, происходит предварительная цитоархитектоническая дифференцировка коры на клеточные слои, образуются первичные борозды и извилины.
Толщина коры постепенно увеличивается в течение 3 – 4-го месяцев пренатального онтогенеза. Аксоны клеток растут и выходят за пределы коры примерно на 8-й неделе. В конце 2-го месяца внутриутробного развития формируются волокна, соединяющие соседние области коры. На 11 – 12-й неделе полушария разделяются бороздами на отделы, характерные для мозга взрослого. Первыми появляются борозды на наружной поверхности полушарий.
Мозговые пузыри растут неравномерно. Наиболее интенсивно развивается передний пузырь, который уже на ранней стадии разделяется продольной бороздой на правое и левое полушария. На 3-м месяце эмбрионального развития формируется мозолистое тело. На 5-м месяце полушария распространяются до среднего мозга, а у 6-месячного плода полностью покрывают его. К этому времени все отделы головного мозга хорошо выражены. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая. К 5 месяцем внутриутробного развития образуются основные борозды – боковая, центральная, теменно-затылочная, шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев.
К моменту рождения количество нейронов в коре больших полушарий равно 14-16 млрд, то есть как и у взрослого человека, но у новорожденного они незрелы в морфологическом отношении, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Корковые слои больших полушарий у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого; они слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. Развитие коры больших полушарий ускоряется после рождения ребенка. К 4 месяцам соотношение серого и белого вещества у ребенка и взрослого сближается. После рождения процесс миелинизации аксонов в головном мозге продолжается, но в лобных и височных долях этот процесс находится в начальной стадии. К 9 месяцам миелинизировано большинство волокон коры, за исключением коротких ассоциативных волокон в лобной доле. Становятся более отчетливыми первые три слоя коры.
К первому году жизни общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Миелинизация волокон, расположение корковых слоев, дифференцировка нейронов в основном завершаются к 3 годам.
В возрасте 6 – 9 лет и период полового созревания увеличивается количество ассоциативных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.
Что касается корковых ядер анализаторов, то на 5-м месяце пренатального развития раньше других появляются ядра двигательного анализатора – поля 4 и 6 в прецентральной извилине, но в дальнейшем поле 4 развивается несколько быстрее поля 6. На 6-м лунном месяце дифференцируется чувствительная зона соматосенсорной системы – поля 1, 2 и 3 в постцентральной извилине. Зрительная кора – поля 17, 18 и 19 в затылочной области выделяется на 6-м месяце, причем поле 17 созревает раньше полей 18 и 19. Позже других развиваются филогенетически более новые области: лобная и нижнетеменная – на 7-м месяце внутриутробного развития, затем височно-теменная и теменно-затылочная.
У новорожденного большие полушария головного мозга не оказывают регулирующего влияния нижележащие отделы ЦНС. Повышение мышечного тонуса в первые дни после рождения связывают с недостаточной зрелостью коры больших полушарий. Для новорожденных детей характерны повышенная возбудимость и легкая утомляемость коры. Ко 2-мы месяцу жизни возбудимость становится такой же, как и у взрослого.
Электрическая активность мозга регистрируется уже у 5-месячного плода, но регуляторный ритм в ней отсутствует. Эта особенность имеет место и у 6-месячного плода. В эго ЭЭГ преобладают колебания с частотой 5 импульсов с секунду, которые сочетаются с более медленными – 1-3 импульса в секунду. Эта активность имеет прерывистый характер, интервалы имеют различную, часто большую длительность. Электрическая активность мозга 8-месячного плода постоянна и имеет сходство с ЭЭГ новорожденных (обе ЭЭГ характеризуются нерегулярными колебаниями разной (преимущественно небольшой) амплитуды. У новорожденных во время сна амплитуда волн ЭЭГ значительно увеличивается. Также у новорожденных отмечается вовлечение коры больших полушарий в ответ на разномодальные раздражители, но в отличие от взрослых вместо десинхронизации и учащения ритма наблюдается уменьшение частоты и амплитуды всех волн.
Вегетативная нервная система. На 3-й неделе эмбриогенеза нейробласты вегетативной нервной системы мигрируют, образуя парные цепочки ганглиев вдоль позвоночного столба и отдельные ганглии в грудной и брюшной полостях. В конце 1-го месяца внутриутробного развития симпатические узлы закладываются в шейном и крестцовых отделах. Со 2-го по 8-й месяцы пренатального онтогенеза устанавливаются связи лимбической системы, гипоталамуса и вегетативных ядер спинного мозга.
У новорожденного имеются все части парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, характерные для взрослых, однако в их вегетативных ганглиях нейроны ещё мелкие. Они увеличиваются в размере к 3 годам, а к 16-ти годам происходит интенсивный рост дендритов и образуется большое число синапсов. До 6 – 7 лет наблюдается преобладание симпатической нервной системы.
Вопросы для самоконтроля.
1. Каковы основные этапы развития нервной системы в пренатальном онтогенезе?
2. Перечислите основные безусловные рефлексы у новорожденных.
3. В чём заключаются основные возрастные особенности развития различных отделов головного мозга.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!