Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

2018-01-05 517
Глава 2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

2.1. Понятие о росте и развитии детского организма.

Рост – это увеличение длинны, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток тканей. Таким образом, рост – это количественные изменения в организме, нарастание биомассы.

Развитие же это процесс сугубо качественный. Под развитием понимается усложнение морфофункциональной организации организма детей и подростков. Рост и развитие ребенка тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению новых качественных особенностей. Так, например, формирование двигательных функций ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата: увеличение мышечной массы и количества связей между нервными клетками в головном мозге приводит к тому, что ребенок овладевает сложными целенаправленными двигательными актами (ходьба, тонкая моторика пальцев кисти и др.).

 

2.2. Понятие об онтогенезе.

Онтогенез (от греч. onthos – сущее, genesis – происхождение) – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный (внутриутробный, дородовый) и постнатальный (послеродовый). Первый начинается с момента зачатия и продолжается до момента рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека.

Продолжительность пренатального периода у человека составляет 9 месяцев, а, например, у мыши этот период составляет 21 день. Время пренатального онтогенеза определяется временем жизни организма.

В свою очередь пренатальный период делится ещё на два периода. От зачатия до 2-х месяцев – это эмбриональный период. Он является наиболее важным и чувствительным к разным воздействиям, так как именно в эмбриональный период пренатального онтогенеза происходят процессы закладки тканей и внутренних органов. Со 2-го месяца начинается плодный (фетальный) период, который длится до момента рождения. В течение всего плодного периода происходит рост и дальнейшее развитие уже образовавшихся органов и тканей.

С момента рождения начинается постнатальный онтогенез. Он гораздо продолжительней времени пренатального развития и для человека составляет в среднем 70-80 лет. В идеале резервы человеческого организма рассчитаны на более продолжительный срок жизни (100 лет и более). Доказательством этому служат долгожители. Из книги рекордов Гиннеса известно, что документально зафиксированная максимальная продолжительность жизни на сегодняшнее время составляет 118 лет. Такая низкая средняя продолжительность жизни обусловлена в основном неблагоприятными социальными и экологическими факторами.

Старение – это генетически детерминированный естественный биологический процесс, приводящий к снижению уровня функционирования целостного организма и отдельных его систем. В настоящее время существует множество теорий старения. Самые известные это генетическая и биохимическая теории. Суть первой сводится к тому, что с годами снижается активность репарационной системы клеток, и из-за этого накапливаются небольшие соматические мутации в ДНК, приводящие к снижению эффективности в работе клеток и как следствие к старению организма. Вторая теория основано на том, что с возрастом у человека понижается активность антиоксидантных систем клеток и свободные активные радикалы, которые образуются в процессе реакций окисления, разрушают структуры клеток, в частности, мембраны, что и приводит к ухудшению работы клеток и в итоге к старению.

 

2.3. Проблема возрастной периодизации и ее критерии.

Как известно развитие организма – это непрерывный процесс, где этапы медленный количественных изменений закономерно приводят к резким скачкообразным качественным преобразованиям структуры и функций. Каждая такая качественная ступень характеризуется рядом морфофункциональных особенностей. Эти особенности и ложатся в основу научного построения схемы возрастной периодизации.

Возрастная периодизация – это деление на возрастные периоды постнатального развития человека. Возрастная периодизация основана на ряде критериев. Первый из них это костный возраст (скелетная зрелость), то есть порядок и сроки окостенения скелета. Второй – зубной возраст (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов) и третий критерий – уровень половой зрелости (степень развития вторичных половых признаков).

На основании этих трёх основных критериев вся постнатальная жизнь человека подразделяется на следующие периоды (Маркосян А.А., 1969):

 

  1. Новорожденный – 1 – 10 дней;
  2. Грудной возраст – 10 дней – 1 год;
  3. Раннее детство – 1 – 3 года;
  4. Первое детство – 4 – 7 лет;
  5. Второе детство – 8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки;
  6. Подростковый (пубертатный) возраст – 13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет девочки;
  7. Юношеский возраст – 17 – 21 лет юноши, 16 – 20 лет девушки;
  8. Первый период зрелого возраста – 22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины;
  9. Второй период зрелого возраста – 36 – 60 лет мужчины, 36 – 55 лет женщины;
  10. Пожилой возраст – 61 – 74 года мужчины, 56 – 74 года женщины;
  11. Старческий возраст – 75 – 90 лет мужчины и женщины;
  12. Долгожители – 90 лет и выше.

 

Существует и «школьная» система возрастной периодизации:

 

  1. Младенческий возраст – до 1 года;
  2. Преддошкольный возраст – с 1 года до 3 лет;
  3. Дошкольный возраст – с 3 до 7 лет;
  4. Младший школьный возраст – с 7 до 11-12 лет;
  5. Средний школьный возраст – с 11-12 до 15 лет;
  6. Старший школьный возраст – с 15 до 17-18 лет.

 

Следует помнить, что всякая возрастная периодизация довольно условна, так как выделяют так называемый календарный (паспортный) возраст (конкретное количество лет, прожитых человеком) и биологический возраст

(уровень морфофункциональной зрелости организма), которые у детей и подростков не всегда соответствуют друг другу.

 

2.4. Гетерохронность и гармоничность.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно (от греч. getheros – другой, chronos – время).

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей и подростков соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.