Другим аспектом понятия гармоничности в возрастной физиологии является одновременное физиологическое и психическое развитие детей и подростков. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Другим аспектом понятия гармоничности в возрастной физиологии является одновременное физиологическое и психическое развитие детей и подростков.

2018-01-05 1132
Другим аспектом понятия гармоничности в возрастной физиологии является одновременное физиологическое и психическое развитие детей и подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физическое развитие – это сложный процесс морфологических и физиологических перестроек, который выражается в изменении размеров тела, соотношении отдельных частей тела между собой и уровня активности функций, то есть это процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Психическое развитие – это процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов. Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обуславливают друг друга.

 

2.5. Этапность в развитии организма детей и подростков.

Характерной особенностью процесса развития детского организма являются его неравномерность и волнообразность, то есть наблюдается явление когда, например, периоды усиленного роста («скачки», «вытягивание») сменяются его некоторым замедлением («округление»).

Скачковые процессы обусловлены одновременными ростовыми процессами во множестве различных тканей в организме. В первую очередь, это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длинны туловища и конечностей.

Выделяют пять периодов в постнатальном развитии организма детей и подростков (от рождения до 16 лет):

 

1. Период первого вытягивания (первый «скачок») – от рождения до 1 года. В этот период наблюдается наиболее интенсивные изменения роста и массы тела организма ребенка. Так в течение первого года жизни длинна тела увеличивается в среднем на 21-25 см, а масса тела – на 6 – 7 кг. Если учитывать, что средний рост новорожденного составляет 50-52 см, а вес – 3 – 3,5 кг, то происходит примерно 1,5-кратное увеличение длинны тела (до 75 – 80 см) и 3-4 кратное увеличение массы (до 9,5 – 10 кг). Рост в этот период происходит преимущественно за счет удлинения туловища.

2. Период первого округления – с 1 года до 3 лет. Темпы роста несколько снижаются.

3. Период второго вытягивания («полуростовой скачок») с 5 до 7 лет. Годовой прирост тела в это время может составить 7 – 10 см. Рост преимущественно происходит за счет удлинения конечностей.

4. Период второго округления с 7 до 10-11 лет. Наблюдается вновь замедление роста тела по длине и массе. Ежегодная прибавка массы составляет 1,5 – 2 кг, с увеличением длины тела – 4 – 5 см.

5. Период третьего вытягивания (пубертатный «скачек») с 11-12 до 15-16 лет. Данный скачок в темпах физического развития обуславливается гормональной перестройкой организма (увеличение в крови половых гормонов), которая наблюдается в подростковом (пубертатном) возрасте. Годичная прибавка длинны тела составляет в среднем 5,8 см у мальчиков и 5,7 см у девочек. Рост происходит как за счет увеличения длинны туловища, так и за счет удлинения конечностей.

Наличие вышеуказанных периодов еще раз указывают на наличие диалектического принципа развития живого организма, когда на базе количественных процессов (роста) возникают качественные изменения (развитие). Бурный рост организма в периоды вытягивания (скачков) сменяется периодами округления, то есть замедлением роста и активации процессов функционального развития, усложнения органов и систем.

Вторым объяснением наличия этапности в развитии организма детей и подростков может служить явление неравномерного протекания энергетического и пластического обмена. Так возможно, что за периоды округления происходит накопление организмом энергетических и пластических ресурсов, а в периоды вытягивания данные ресурсы направляются на интенсивный рост. Это видимо объясняется тем, что организм не может накопить в себе такое количество энергетических и пластических ресурсов, необходимых для непрерывного роста и развития.

В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18 – 22 годам, а у мужчин к 20 – 22 годам. За тем до 60 – 65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 65 – 70 лет) в связи с увеличением изгибов позвоночного столба и изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стопы длина тела ежегодно уменьшается на 1 – 1,5 см.

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тел, всё более приближаясь к взрослым. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет ¼ длины туловища, у ребенка 2 лет 1/5, 6 лет – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется (Рис. 1).

 

 

 

Рис.1. Изменение пропорций отделов тела в процессе роста

человека.

КМ – средняя линия; по вертикальной оси - соответствие отделов тела детей и взрослых; по верхней горизонтальной оси – отношение длинны головы к длине тела.

 

С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивался за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Процессы роста и развития детей не имеют резких половых отличий до 8 – 9 лет. В это время происходит первый перекрест – длина и масса тела у девочек приближается к уровню данных показателей у мальчиков. С 9 – 10 лет девочки несколько опережают в росте и развитии мальчиков в связи с более ранним (на 1 – 2 года) началом полового созревания. В 11 – 12 лет наблюдается максимальное различие в динамике роста и развития между мальчиками и девочками. В 13 – 14 лет происходит второй перекрест кривых роста мальчиков и девочек и, начиная с 14 – 15 лет мальчики опережают девочек по данным показателям (Рис. 2). Превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Таким образом, у девочек максимальные изменения большинства показателей физического развития отмечаются в более ранние периоды, чем у мальчиков.

Рис. 2. Изменение темпов роста детей с возрастом

 

Так у девочек они регистрируются в 7, 9, 11 и 13 лет, у мальчиков в 8, 10 и 12 лет. Скорость роста особенно интенсивно увеличивается в период полового созревания (у девочек в 11 – 13 лет, а у мальчиков в 12 – 14 лет). Рост тела в длину заканчивается у девушек в 16 – 17 лет, у юношей в 18 – 19 лет.

 

2.6. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков.

 

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода», или «возрастных криза».

Первый критический период (информационный) наблюдается у ребенка в возрасте от 2 до 3,5 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться, познаёт внешний мир, происходит интенсивное формирование речи и сознания. В это время на ребенка буквально обрушивается огромное количество различного типа информации от внешнего мира, что приводит к напряженной работе центральной нервной системы. Её перенапряжение может привести к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний.

Второй критический период (школьный) совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы меняется образ жизни ребенка, происходит «ломка» привычного режима дня, появляются новые обязанности, резко увеличивается поток информации, который воспринимает ребенок. Наряду с этим падает двигательная активность. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности всех физиологических систем организма, особенно центральной нервной системы. Поэтому в период адаптации к школьным условиям необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей.

Третий критический период (пубертатный) связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11-15 лет, т.е. в подростковом (пубертатном) возрасте когда в крови происходит резкое увеличение количества половых гормонов. Как известно половые гормоны влияют возбуждающе на нервные клетки коры головного мозга и как следствие у подростков наблюдаются изменения в характере, появляется излишняя агрессия, негативизм, капризность, обидчивость, нарушается сон и аппетит. В это время наблюдается повышенная ранимость нервной системы и повышается риск возникновения психических заболеваний.

 

2.7. Резистентность, реактивность, адаптация.

 

При наличии выше указанных критических периодов у ребенка значительно снижаются три основные функциональные свойства организма (резистентность, реактивность и адаптация).

Резистентность - это свойство организма противостоять вредным факторам окружающей среды. Наиболее опасные для ребенка факторы это болезнетворные вирусы и бактерии. Поэтому данное свойство обеспечивается в основном иммунной системой.

Реактивность - это свойство организма адекватно отвечать на стимулы окружающей среды. Это свойство обеспечивается центральной нервной системой.

Адаптация - этой свойство организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Во все критические периоды в той или иной мере снижаются все три функциональные свойства, но можно проследить зависимость между конкретным возрастным кризисом и степенью снижения того или иного свойства. Так, например, в первый критический период наиболее существенно понижается резистентность организма. Это подтверждается тем, что в возрасте 2-3 лет дети очень часто болеют респираторными инфекционными заболеваниями. Особенно те дети, которые посещают детский сад, то есть находятся в постоянном контакте с другими детьми. Это очень просто объясняется. Если учитывать то положение, что организм человека это единая система, то напряжение в работе центральной нервной системы негативно сказывается и на весь организм в целом, в частности, и на иммунную систему, ослабляя её активность. Поэтому дети, находясь в непосредственном контакте с другими детьми, легко заражаются инфекционными заболеваниями.

Во второй критический период наиболее резко снижаются адаптационные возможности организма, в то время как у подростков (третий кризис) «страдает» реактивность. Как известно, в пубертатном периоде ребенка отличает излишняя вспыльчивость, капризность и агрессивное поведение.

 

2.8. Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков.

Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. Например, в функциональной системе, обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», так как он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

2.9. Акселерация и ретардация.

Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Проще говоря, это ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Термин «акселерация» (от лат. acceleratio – ускорение) предложен немецким врачом Кохом в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др.) развития и завершении созревания организма.

Выделяют эпохальную акселерацию (ускорение темпов роста и развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями) и внутригрупповую акселерацию (ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах).

Впервые подобные явления были отмечены в середине XIX века в Германии. При сопоставлении результатов антропометрических обследований, проведенных в начале XX века, с данными 30-х гг. XIX в. было установлено, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран.

Признаки акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70-80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Значительные изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м месяцем жизни, теперь наблюдается в 4 месяца; окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 месяцев, а в 2-5 месяцев. Дети раньше начинают держать головку, в более раннем возрасте у них зарастает родничок, и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы акселерации растут: длина тела 4 – 7 - летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг.
Как показывают наблюдения, существенных различий в темпах акселерации детей разных национальностей не обнаружено. Городские дети подвержены акселерации в несколько большей степени, чем сельские.
В 1980-х гг. отмечается замедление темпов акселерации, что свидетельствует об относительной стабилизации темпов развития детей, рождающихся в концеXX века.

В качестве основных проявлений акселерации рассматриваются:

  • большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20–30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4–5 см, а масса тела на 1–2 кг больше, чем 50 лет назад
  • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1–2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
  • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков – на 2 года раньше, чем в 20– 30-е годы нашего столетия;
  • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
  • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8–10 см по сравнению с предшествующим;
  • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5–2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4–6 месяцев.

 

Что касается внутригрупповой акселерации, то среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам) и несколько быстрее осуществляется психическое развитие.

Что касается причин акселерации, то можно выделить следующие:

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков (межрасовых и межнациональных). При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

3. Увеличение уровня радиации на земле. Как известно, радиационное излучение ускоряет темпы деления клеток тканей (митоз), что приводит к более высоким антропометрическим показателям.

4. Улучшение социально-гигиеническихусловий жизни населения промышленно развитых стран.

В конце XIX века была столь же сильная волна ретардации (от лат. "retardacio" - "замедление", "задержка"). То, что процесс акселерации в городах начал стабилизироваться, первыми отметили антропологи Норвегии, Италии, Великобритании, Германии и Японии. В нашей стране в конце 70-х – начале 80-х годов 20 века также появляются единичные работы, свидетельствующие о тенденции к затуханию акселерации развития детей. А в середине 80-х годов 20 века появились сообщения о ретардации развития, то есть явлении, противоположном акселерации.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое рост и развитие детского организма? Чем они принципиально отличаются?
  2. Перечислите этапы онтогенеза человека.
  3. Перечислите основные периоды основные периоды постнатальной жизни человека.
  4. Дайте определения понятиям: гетерохронность, гармоничность, этапность, принцип опережающего развития, акселерация.
  5. Перечислите критические периоды в развитии организма детей и подростков.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.