Поведение птиц при приближении самолета — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поведение птиц при приближении самолета

2018-01-04 116
Поведение птиц при приближении самолета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соседство самолетов и птиц имеет сравнительно недавнюю историю. Поэтому отношение птиц к самолетам определяется главным образом индивидуальным опытом пернатых. Естествен­но, что молодые особи имеют меньше шансов избежать столкно­вения с самолетами,а взрослые становятся жертвами столкнове­ний преимущественно в моменты, когда их природная осторож­ность ослаблена, например, при усиленном поиске корма, демон­страционных брачных полетах и т. д. По всей вероятности реак­ция птиц на приближающийся самолет зависит не только от его конфигурации, размеров и характера полета (снижение, подъем, горизонтальный полет и т. д.), но и от видовых, половых и воз­растных особенностей птиц, а также их физиологического состоя­ния и опыта.

Специальные наблюдения за поведением птиц в ситуациях сближения с самолетом проводились сравнительно редко, но тем не менее по ним можно заключить, что реакция птиц на прибли­жающийся самолет может иметь характер паники, безразличия, а иногда и агрессивности. На медленное движение самолета по ВПП и рулежным дорожкам птицы, как правило, не обращают внимания. Быстрое приближение самолета во время разбега или пробега вызывает у чаек настоящую панику. Чибисы, грачи и скворцы также отлетают с пути самолета, но признаков паники не проявляют. При этом скворцы улетают на значительное рас­стояние от самолета. Некоторые кулики (чернозобики) при при­ближении самолетов часто совершают зигзагообразный полет вдоль ВПП, увеличивая тем самым вероятность столкновения.

Важные результаты дали наблюдения за поведением птиц, проведенные в течение 1979—1981 гг. на трех прибалтийских аэродромах, где за этот период было отмечено свыше 1000 кон­фликтных ситуаций между самолетом и птицами, из них более 500 летом, 200 в осенне-зимний период и 400 весной. В конфликт­ных ситуациях участвовали птицы 18 видов, но в большинстве случаев это были врановые (50—70%).

Весной чаще других птиц сближались с самолетами грачи (50%). Было установлено, что они, находясь на расстоянии далее 150 м от края ВПП, на самолеты не реагировали. Если же они сидели поблизости от ВПП, то в большинстве случаев (до 80%) отлетали в сторону от нее. Примерно так вели себя вороны и галки, однако несколько чаще по сравнению с грачами пересека­ли ВПП перед самолетом. Озерные чайки улетали позже всех, причем в одном случае из трех пересекали ВПП.

В летнее время птицы среднего размера (врановые, чайки), по-прежнему, не обращали внимания на самолеты, если сами находились далее 150 м от ВПП. У мелких птиц (скворцов, жа­воронков) это расстояние составляло около 100 м. Отмечено, что гайки ни разу не пересекли ВПП перед самолетом, зато вороны делали это часто (40% случаев), но, реагируя одними из пер­вых на появление самолета, они успевали невредимыми преодо­леть полосу.

Осенью в конфликтных ситуациях участвовали чаще всего вороны. Расстояние, с которого вороны и грачи реагировали на самолет, увеличивалось по сравнению с летним периодом в 1,5— 2 раза и составляло 250—300 м. По-видимому, это объясняется тем, что осенью многие из них были представлены мигрирующи­ми особями, не привыкшими к виду самолетов. В то же время чайки почти вплотную подпускали самолеты, взлетая на расстоя­нии 20—50 м от них.

Зимой у грачей, как ни странно, увеличивалось расстояние, с которого они реагировали на приближающийся самолет. Возмож­но, это объясняется улучшением видимости и слышимости в дан­ное время года. Зато у ворон это расстояние сокращалось, причи­ной чему могло быть присутствие на летном поле старых и до­статочно привыкших к шуму и беспокойству птиц.

Несколько по-другому ведут себя птицы при встрече с само­летом в воздухе. Мелкие птицы: дрозды, стрижи, ласточки и дру­гие уходят с курса самолета в самый последний момент, а утки и гуси на значительном расстоянии. Наблюдались случаи, когда гуси пытались обгонять малоскоростные самолеты или не обра­щали на них внимания, даже когда те приближались к ним вплотную.

Отмечалось, что птицы уходят с пути самолета, в большинст­ве случаев плавно снижаясь или складывая крылья и камнем падая вниз. Выбор маневра зависит от быстроты обнаружения самолета и летных способностей пернатых. Птицы с медленным, часто парящим полетом: чайки, аисты, хищные с большим тру­дом избегают столкновения. Если же самолет летит с включен­ными посадочными фарами, проблесковыми огнями или осве­щенным лобовым остеклением, птицы издалека замечают его и вовремя освобождают путь.

К числу особых столкновений относятся нападения хищных птиц на самолеты. Правда, многие впечатления о нападениях оказываются ошибочными из-за оптической иллюзии: при стре­мительном приближении самолета к спокойно парящей птице у пилота может возникнуть впечатление нападения ее на самолет. Вот как описывался один из случаев нападения хищной птицы на самолет Ан-2 во время авиационно-химических работ в газе­те «Коммунист Таджикистана» от 9.02.80 г. «...самолет начал снижение. Вдруг перед ним появился огромный гриф. Не думая сворачивать, птица ринулась на самолет».

Многочисленные сообщения пилотов о том, что хищные пти­цы кружат подолгу над летящим самолетом и неоднократно ата­куют его, противоречат истине, поскольку даже первоклассные летуны среди птиц не могут развить в полете скорость более 100—120 км/ч. И все же имеются достоверные случаи нападения хищных птиц на летящие планеры и небольшие самолеты, хотя они и наблюдались довольно редко. Чаще всего такие случаи от­мечались, когда самолет, вертолет или планер пролетали рядом с гнездом хищных птиц или близко (до 100 м) от самца и самки, совершающих брачные полеты, а также вблизи одиночной моло­дой птицы, защищающей выбранную ею территорию. Но в боль­шинстве случаев птицы, вероятно, просто демонстрировали напа­дение. Атакующая реакция проявлялась только у тех птиц, кото­рые летели выше или на одной высоте с самолетом.

Несмотря на редкость, нападения хищных птиц представляют большую опасность для самолетов, так как эти птицы имеют крупные размеры, летают на больших высотах, в связи с чем столкновения с ними приводят к значительным повреждениям воздушных судов. Например, в результате нападения орла на са­молет Ил-14 в 1976 г. во время посадки самолета в аэропорту Усть-Кута было пробито лобовое остекление, но пилоты сумели благополучно закончить полет. В 1980 г. самолет Як-40, следовав­ший по маршруту Душанбе — Куляб, был атакован на высоте 2200 м грифом, пробившим в носовой части самолета отверстие диаметром 30 см. Другой гриф напал весной 1982 г. на самолет Ан-2, распылявший удобрения в Ошской обл. В результате удара было разрушено остекление кабины, но экипаж не пострадал и благополучно произвел посадку.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.