Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-04 | 565 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Отбор произведении для школьного литературного курса осуществляется в соответствии:
- с делением изучаемого материала на этапы,
- с учетом знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся.
Целенаправленный подбор текстов способствует повышению эффективности обучения чтению.
2.Ступени литературного образования
Ступени литературного образования в школе глухих и слабослышащих и в массовой школой отличаются.
В массовой школе 3 ступени (этапа) литературного образования:
I ступень — начальные классы;
II ступень — средняя ступень (5 – 9 классы);
III ступень — старшая школа (10 – 11 классы).
В школе глухих и слабослышащих – 2 ступени:
I ступень — (7 – 9 классы);
II ступень — (10 – 11 классы).
Этапы литературного образования в школе определены в соответствии со структурой школы и психолого-возрастными особенностями учащихся.
Между ступенями литературного образования существует преемственность.
Этапы литературного образования находятся в органическом единстве: предыдущий становится основой для последующего, поэтому в целях обеспечения непрерывности процесса учителям-словесникам необходимо координировать свои действия.
3. Характеристика программы.
Межпредметные связи в программе литературы
Обязательный минимум содержания основного общего образования является гарантом сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
На основе «Обязательного минимума» (гос. Стандарта) разрабатываются варианты программ для различных типов образовательных учреждений.
Существуют программы по литературе:
- «Литература: 5-11 классы» (под ред. Т.Ф. Курдюмовой);
|
- «Литература: 5-11 классы» (под ред. А.Г. Кутузова);
- «Литература: 5-11 классы» (Г.И. Беленький, Ю.И. Лысый и др.);
- «Литература: 5-11 классы. Для углубленного изучения курса»
(под ред. М.Б. Ладыгина).
В нашей школе сурдопедагоги-словесники работают по программе, которую составили Осадчая А.М., Кириченко И.И., Трубченко Л.П. Программа утверждена Зыковой Т.С.
В программе отражено:
1) содержание литературного образования;
2) система знаний и умений;
3) распределение материала по классам;
4) межпредметные связи.
Компоненты содержания литературного образования в школе:
а) знаниетекстов художественных произведений;
б) теоретико-литературные знания;
в) историко-литературные знания.
3. Система читательской деятельности: базовые читательские умения при работе с
художественным текстом.
4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в процессе литературного образования.
Итак, изучение литературы начинается в 7 классе.
В литературном образовании выделяются 2 ступени:
7 – 9 классы – начальный курс литературы;
10 – 11 классы – начало систематического курса на историко-литературной основе.
Звено 7 – 9 классы.
Специфика читательского восприятия учеников 7 -9 классов заключается в
«наивно-реалистическом» чтении, однозначности и категоричности в оценке событий и героев литературных произведений.
Школьники проявляют интерес к остросюжетным произведениям литературы, которые вызывают, прежде всего, эмоциональный отклик юных читателей.
В связи с этим целью литературного образования в этом звене является преодоление «наивного реализма» читателя-школьника, т.е. освоение им особого «языка» искусства слова.
Необходимо научить учащихся постигать сложность и противоречивость характеров героев и мотивов их поступков: определять авторскую позицию.
Основной круг чтения учащихся 7-9 классов составляет отечественная литература.
|
П редпочтение отдается произведениям, в которых ставятся вопросы отношения человека к природе, взаимоотношений в семье, любви, дружбы, нравственного выбора, долга, чести, совести, добра, патриотизма, социальной справедливости.
Звено 10 -11 классы.
Специфической чертой личности школьника 10-11 классов является рост самосознания.
У учащихся этого возраста растет интерес к познанию внутреннего мирачеловека, самопознанию и внимание к нравственным и психологическим проблемам. В этом звене следует учить высказывать собственную точку зрения при оценке художественного произведения.
Предпочтительнее в этот период организовывать самостоятельную работу учащихся в выполнении более сложных задач:
- обнаружить проявление авторской позиции в портрете героев, их речи и поступках, в используемых писателем изобразительно-выразительных средствах;
- мотивировать поступки литературных героев;
- формулировать тему, проблему и идею произведения;
- определять жанры художественных произведений, относящихся к различным литературным родам;
- соотносить содержание произведения литературы с действительностью и аргументировать свое отношение к концепции автора.
Учитывая возрастные интересы и возможности, учащимся 10-11 классов следует отбирать художественные произведения, в которых раскрывается:
- процесс духовного становления личности;
- ставятся проблемы гуманности, доброты, справедливости, чести и долга;
- утверждаются идеи свободы и независимости Родины.
В целом на этих этапах литературного образования в школе учащиеся осваивают литературу в движении: от фольклора до художественной литературы XX в.
На 1 –ой ступени учащиеся знакомятся с отдельными произведениями писателя.
Получают первоначальные представления о специфике этих произведений.
Учатся читать, понимать и разбираться в прочитанном.
В 7 и 8 классах программа знакомит с произведениями устного народного творчества: сказками, пословицами, поговорками, загадками, былинами. Учащиеся читают и узнают о баснях, их специфике, стихотворения о природе, рассказы и повести героического и бытового содержания.
В 9 классе предусматриваются более сложные и объемные произведения, которые предполагают хронологический порядок чтения. Для осмысления этих произведений нужны широкие комментарии биографического и историко-бытового характера.
|
В этих классах углубляется понятие о специфике художественной литературы. Ученики получают понятие о том, что художественно е произведение связано с жизнью, с конкретными историческими событиями, что эти произведения отражают жизнь людей различных эпох и периодов.
Ступень.
На завершающем IV этапе литературного образования целесообразно выстраивать
курс (программу) на историко-литературной основе, придерживаясь концентрической или линейно-хронологической структуры, (в зависимости от выбранной программы по литературе).
В 10 – 11 классах учащиеся знакомятся с памятниками древнерусской литературы; литературой 18 века – с произведениями М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н. Радищева; с русской литературой 1-ой половины 19 века – творчеством В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, А.С. Грибоедова. Изучают биографии и творческое наследие А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.
Наряду с этим включается и литература 20 века.
Учитывая, что глухие, окончив 11 класс, не все продолжают учиться, чтобы получить среднее образование, и их литературное образование ограничивается школьным курсом, в программе предусмотрено знакомство с творческим наследием и биографиями русских художников слова 19 – 20 веков.
Школьная программа по литературе предусматривает формирование системы знаний, необходимых учащимся для изучения литературного произведения.
Эта система должна включать в себя знания:
1.О жизни и творчестве писателя.
2.Об эпохе написания и эпохе отраженной в произведении.
3.О специфике литературного произведения, его композиции, средствах
художественной и языковой выразительности.
4. О различных видах искусства.
5. О человеческих чувствах, взаимоотношениях, характерах.
Данные группы знаний учащиеся получают как на уроках, так и во внеклассное время. Кроме знаний, учащиеся должны овладеть рядом умений, необходимых дня работы с литературным произведением. Это:
1) историко-литературные;
|
2) логические;
3) умения эмоционально-эстетического сопереживания;
4) литературоведческие умения;
5) речевые умения.
Историко-литературные умения способствуют правильному осмыслению происходящих событий, пониманию мировоззрения литературных героев и автора,
Логические умения необходимыдля анализа отдельных эпизодов и произведений в целом, а так же для умения делать обобщение по теме и проблематикепроизведения; помогают осмыслить сюжет, систему образов, композицию произведения.
Умения эмоционально-эстетического сопереживания позволяют учащимся не только понять духовный мир литературных героев, но и осмыслить собственные чувства.
Литературоведческие умения заключаются в овладении элементами теории литературы и позволяют глубже осмыслить литературные произведения.
Речевые умения проявляются в устных и письменных высказываниях по поводу прочитанного, в правильном употребленииобщественно- исторической и морально- этической лексики, в использовании выразительных средств.
Система занятий по литературе предполагает:
1) проведение уроков классного чтения;
2) проведение уроков внеклассного чтения;
3) проведение уроков развития речи;
4) ознакомление с произведениями искусства – живописи, кино, театра.
Литературное развитие осуществляется и путем внеклассного чтения,
систематического и дополнительного, и обязательного контролируемого учителем, а также свободного чтения.
В связи с этим в программе («Литература. 1 – 11 классы». Составители: В.Г. Горецкий, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина.М., «Просвещение»,1997 г.) выделяются
3 списка литературы:
1. произведения «Для чтения и изучения» - для классного чтения, которые читаются и изучаются всеми учениками в обязательном порядке;
2. произведения «Для чтения и обсуждения» - для дополнительного, но обязательного внеклассного чтения;
3. произведения «Для самостоятельного чтения» - для свободного чтения, индивидуального выбора.
Для руководства внеклассным чтением в программе предусматривается определенное количество часов. В нашей школьной программе, которую составили Осадчая А.М., Кириченко И.И., Трубченко Л.П., утвержденной Зыковой Т.С. на уроки внеклассного чтения выделяется 17 часов в год (1 час в 2 недели).
Уроки литературы неразрывно связаны с уроками развития речи, поэтому в программе отведены часы на развитие речи, в связи с изучаемыми произведениями.
На материале прочитанного планируются:
- сочинения, изложения,
- пересказы в разной форме,
- характеристики литературных героев,
- отзывы о прочитанном,
- задания творчески-грамматического характера.
Особенностью программы по литературе является не только определение знаний и умений, но и межпредметных связей.
|
Уроки литературы связаны с уроками истории, русского языка, ИЗО.
В идейном и эстетическом воспитании большое значение придается ознакомлению школьников на уроках и внеклассных занятиях по литературе с выдающимися произведениями искусства.
Поэтому в планах должны устанавливаться межпредметные связи уроков литературы, развития речи и искусства. Учащимся демонстрируют произведения живописи, организуются просмотры фильмов спектаклей на сюжеты литературных произведений с последующим написанием сочинений.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!