История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-04 | 437 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На урокахлитературы в специальной школеиспользуются учебники и учебные пособия по литературе для 5-9 классов массовой школы.
Учебники:
В 7 классе – учебник для 5 класса массовой школы;
в 8 классе – учебник для 6 класса массовой школы;
в 9 классе – учебник для 7 класса массовой школы;
в 10 классе – учебник для 8 класса массовой школы;
в11 классе – учебник для 9 класса массовой школы.
Учитель может выбирать учебные пособия в соответствии с программой.
Критерии отбора художественных произведений:
- высокие художественные достоинства;
- доступность для понимания школьниками в зависимости от возраста;
- оптимальный объем художественного произведения, позволяющий ученику прочитать его к определенному сроку и проанализировать за тот отрезок времени, который указан в учебно-тематическом плане.
Лекция (2 ч)
ТЕМА 4: Характеристика учащихся как читателей
Вопросы:
1. Особенности восприятия литературных произведений школьниками с нарушениями слуха.
2. Особенности понимания текстов художественного произведения школьниками с нарушениями слуха.
3. Характеристика читательских интересов глухих учащихся.
Восприятие текста литературного произведения глухими учениками.
4. Характеристика читательских интересов слабослышащих учащихся.
Восприятие текста литературного произведения слабослышащими учениками.
1. Особенности восприятия литературных произведений школьниками
С нарушениями слуха
Особенности глухих и слабослышащих учащихся как читателей отразили в своих работах сурдопедагоги:
Н.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская - о трудностях овладения литературным материалом;
Л.А. Головчиц, Е.А. Горбунова, В.В. Егоров, Э.И. Пущин, В.М. Болдырева - особенности понимания характера литературного героя.
|
Особенности восприятия литературных произведений школьниками с нарушением слуха заключаются в следующем:
1. Длительная задержка знакомства с детской литературой.
2. Зависимостьобъема и тематики чтения от речевого развития.
3. Крайне малый объем чтения лирических произведений, недостаточное знание поэзии.
4. Незначительный интерес к произведениям исторической тематики, к зарубежной литературе.
5. Отсутствие интереса к научно – популярной литературе, книгам об искусстве.
Недостаточно высокая читательская культура детей с нарушением слуха проявляется в том, что основными мотивами чтения являются познавательный и компенсаторный, в то время, как важны и другие мотивы: эмоциональный, эстетический, воспитательский.
Многочисленные исследования (Н.Г. Морозова, Е.А Горбунова, М.И. Никитина) показывают, что читательские интересы школьников необходимо формировать, как на уроках чтения, литературы, так и во внеучебной деятельности.
Самостоятельно глухие и слабослышащие не могут ориентироваться в мире книг, не умеют работать в библиотеке, чтобы найти определенную книгу.
Дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников и в осмыслении литературного произведения как единого целого, и в понимании отдельных компонентов произведения. Они наивно – реалистически воспринимают литературное произведение, отождествляя события с реальной жизнью.
Дети тяготеют к дословным пересказам прочитанной части, не могут выделить наиболее существенные эпизоды.
Учащиеся 7 – 8 классов слабо понимают историческую основу произведения, не могут понять, что литературный герой ведет себя так, потому что по – другому в то время поступить было нельзя.
Дети с нарушением слуха способны к эмоциональному восприятию прочитанного, откликаются на поступки персонажей, но словесное выражение чувств крайне бедное.
|
Учащиеся 9-11 классов могут почувствовать юмор повествования, отметить языковые особенности, но только с помощью учителя могут объяснить, зачем использует их автор в произведении.
Наблюдается прямопропорционалъная зависимость между уровнем развития речи и уровнем понимания художественного произведения, уровнем развития эмоционально – волевой сферы, житейского опыта.
Отрицательно сказываются на постижении учащимися художественного произведения ошибки в практике преподавания литературы.
1. Учителя при изучении произведений основное внимание обращают на разъяснение смысла произведения, характеров героев и проблематики произведения в целом и мало внимания уделяют решению эмоциональных и эстетических задач.
2.Схематизм и однообразие методов (чтение, беседа, пересказ), которые организуют лишь репродуктивную деятельность школьников, что снижает их интерес к изучаемому материалу.
3. Низкий уровень самостоятельности учащихся при изучении произведений.
4. Отсутствие внимания к формированию у школьников читательских умений, которые позволяют воспринимать произведение в единстве всех его компонентов (содержательного, идейно-смыслового, эмоционально-эстетического).
5. Недостаточная работа педагогов над развитием связной литературной речи учащихся; преобладание на уроке разговорно – обиходной речи, т.е. использование неполных предложений и отдельных реплик.
6. Формальное использование в специальной школе методов изучения литературных произведений, применяемых в массовой школе.
7. «Соскальзывание» на методику чтения, применяемую в 1 – 6-х классах
школе не способствует восприятию произведения в единстве всех
его компонентов (содержательного, идейно- смыслового, эмоционально- эстетического).
Учитывая все, выше сказанное, ставятся задачи преподавания литературы.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!