Насилие и жестокое обращение — это выбор обидчика — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Насилие и жестокое обращение — это выбор обидчика

2018-01-04 285
Насилие и жестокое обращение — это выбор обидчика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие люди склонны считать, что бытовое насилие и жестокое обращение является следствием потери контроля обидчика (агрессора) над его/ее поведением. Однако, несмотря на это, на самом деле насилие является осознанным выбором, направленным на получение контроля над вами и вашим поведением.

Обидчики используют различные тактики, чтобы манипулировать вами и показывать свою власть:

Доминирование – агрессоры должны чувствовать себя ответственными за отношения. Они будут принимать решения за вас и других членов семьи, будут говорить вам, что делать, и ожидают от вас, что вы будете слушаться их беспрекословно. Ваш обидчик может относиться к вам как к прислуге, ребенку или даже как к его собственности.


Унижение – обидчик будет делать все, что он или она может, чтобы заставить вас чувствовать себя несовершенными, униженными. В такой ситуации он/она рассчитывает, что, если вы считаете, что ничего не стоите, и что никто не захочет с вами создавать другие отношения, у вас будет меньше шансов, чтобы принять для себя решение уйти. Оскорбления, брань, порицание и общественное унижение — оружие злоупотребления, направленные на то, чтобы подорвать вашу самооценку и заставить вас чувствовать себя беспомощными.

Изоляция – для того, чтобы повысить вашу зависимость от него или нее, агрессор будет пытаться отрезать вас от внешнего мира. Он или она могут запрещать вам видеться семьей или друзьями, или даже запрещать вам идти на работу или учебу. Возможно, вам придется спрашивать разрешения, чтобы сделать что-либо, сходить куда-либо или увидеться с кем-либо.

Угрозы – агрессоры обычно используют угрозы, чтобы вы не смогли уйти от него/ее, или пытаются напугать вас, чтобы вы не смогли пожаловаться на него/нее. Ваш обидчик может угрожать обидеть или убить вас, ваших детей, других членов семьи или даже домашних животных. Он или она также могут угрожать покончить жизнь самоубийством, подать ложные обвинения против вас или донести на вас в социальные службы по защите детей.

Запугивание – обидчик может использовать различные тактики запугивания, направленные на то, чтобы подчинить вас. Такая тактика включают угрожающие взгляды или жесты, погромы на ваших глазах, уничтожение собственности, причинение боли домашним животным. Это сигнал того, что если вы не подчинитесь, могут быть жестокие последствия.

Отрицание и вина – обидчики очень хорошо прибегают к извинениям, даже за то, что не может быть прощено. Они будут винить их оскорбительное и агрессивное поведение как следствие плохого детства, плохого дня и даже могут обвинять вас в этом. Обидчик может минимизировать насилие или даже опровергать, что это произошло. Он или она будет пытаться переложить ответственность на вас: так или иначе, его или ее жестокое и оскорбительное поведение — это ваша вина.

Своевременная диагностика этих тактик позволит вам сделать правильный выбор для выхода из насильственных отношений!

Помните, агрессоры в состоянии контролировать свое поведение-они делают это все время:

• Агрессоры выбирают в отношении кого применять насилие. Они не оскорбляют, не угрожают или нападают на всех, кто расстраивает их. Как правило, они применяют насилие в отношении близких им людей, тех, кого по их утверждению, они любят.

• Агрессоры тщательно выбирают, когда и где применять насилие. Они контролируют себя, пока вокруг есть люди, которые могут увидеть их насильственное поведение. Они могут вести себя, как ни в чем не бывало в общественных местах, но применяют насилие, как только остаются наедине со своей жертвой.

• Агрессоры в состоянии прекратить свое насильственное поведение, когда они видят, что это может принести для них выгоду. Большинство агрессоров на самом деле в состоянии прекратить насильственное поведение, когда это может затронуть их интересы (например, когда приезжает милиция).

• Агрессоры чаще всего применяют насилие таким образом, чтобы не было видимых следов. Вместо того чтобы действовать в порыве ярости, многие агрессоры, которые применяют физическое насилие, тщательно направляют свои пинки и удары в те места, где не будет видно синяков.

 

 

Тема: НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ

 

Школьное насилие — это вид насилия, при котором по отношению к ученикам происходит применение силы со стороны учителей или других учеников. Кроме того, хоть и крайне редко, но бывает применение силы учеников по отношению к учителю. Школьное насилие, как и насилие в других сферах межличностных отношений, подразделяется на физическое и психологическое.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению кученику или учителю, в результате которого возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избие­ние, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, порча и отнятиевещейидр.

Психологическое насилие можно определить как действие, совершен­ное в отношении ученика или учителя, которое направлено на ухудшение эмоционального самочувствия и благополучия жертвы. К основным видам психологического насилия в школе можно отнести насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других, отторжение, изоляция, отказ от общения (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за од­ной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу и в совокупности могут быть квалифицированы как издевательства. Издевательства могут продолжаться долгое время, вызывая у жертвы дли­тельные травмирующие переживания.

Издевательство обычно расценивается как одна из разновидностей агрессии. Чаще всего под издевательством понимают длительно протекаю­щее физическое или психологическое насилие против человека [Е. Roland, 1989]. Поскольку издевательство — это поведение, которое травмирует кого-то, оно всегда предполагает причинение вреда тому, кто не способен защититься.

Удивительно, что данные о распространенности издевательств почти не отличаются друг от друга [Е. Roland, 1999; С. Smithetal., 1999]. К общим выявленным тенденциям можно отнести следующие: по крайней мере 5% учеников подвергаются издевательству в школах еженедельно или бо­лее часто; учащиеся средней школы реже подвергаются издевательствам, чемучащиеся начальной школы (5% младших школьников испытываюттакого рода насилие регулярно); мальчики чаще становятся жертвами из­девательства, чем девочки [Е. Roland, 1999; С. Smithetal., 1999]. Как было установлено, эти тенденции остаются стабильными довольно длительное время [D. Olweus, 1977, 1979, 1993; RК. Salmivallietal., 1998]. Это означает, что миллионы учеников регулярно подвергаются насилию и агрессии.

Исследование 7000 школьников в возрасте от 7 до 18 лет [М. Eslea, Р. К. Smith, 1994] показало, что количество детей, подвергающихся издева­тельствам, снижается с 30% в 7—8 лет приблизительно до 10% в 11 — 12 лет и стремится к нулю у школьников старше 16 лет (рис. 29).

 

Рис. 29. Ретроспективная оценка подверженности запугиванию в различных возрастах

[поМ. Eslea, Р. К. Smith, 1994]

 

Одни считают такое снижение вполне закономерным, полагая, что с возрастом жертвы издевательств становятся более адаптивными, совер­шенствуя тактику приспособления, предотвращения или избегания наси­лия. Кроме того, с возрастом уменьшается и риск подвергнуться издева­тельству со стороны более старших школьников.

Другие считают, что такая тенденция связана с тем, что происходит смена форм проявления издевательств с открытых физических и вербаль­ных агрессивных реакций в младшем школьном возрасте на косвенные аг­рессивные реакции в более старшем возрасте [L. D. Owens, 1996; I. Rivers, Р. К. Smith, 1994], что делает сам факт издевательства более скрытым и не подлежащим соответствующей оценке. Проведенные кросскультурные ис­следования и подтверждают, и опровергают такую точку зрения [К. Oster- manetal., 1998]. Так, выраженная возрастная динамика различных видов виктимизации характерна только для девочек и практически отсутствует у мальчиков.

Третьи считают, что не всегда можно доверять данным ретроспективных ретроспектив­ных исследований, так как в них, возможно, просто срабатывает эффект памяти. С одной стороны, можно было бы ожидать, что детские пережива­ния, связанные с агрессией и насилием, являясь более значимыми и трав­матичными, будут запоминаться лучше. С другой стороны, более поздний опыт насилия может «записываться поверх» детских воспоминаний, делая доступными для воспроизведения лишь недавние травматические события, связанные с издевательством. Возможно, этот процесс и является главной причиной такого забывания переживаний детства.

Результаты исследования этого процесса [М. Eslea, J. Rees, 2001] про­демонстрировали, как по-разному оценивают события, связанные с изде­вательствами в школе, 18—21-летние и 22-42-летние испытуемые (рис. 31). Так, например, 78% респондентов из первой группы и только 58% из вто­рой вспомнили и сообщили, что были жертвами издевательств в период обучения в школе.

Возраст—♦—Первая группа, возраст 18-21 —*—Вторая группа, возраст 22-42

Рис. 31. Динамика воспоминаний-сообщений о запугивании
в различных возрастах [по М. Eslea, J. Rees, 2001]

Опрос, проведенный X. Майнард и С. Джозефом среди 11—16-летних детей, показал, что 43% из них время от времени подвергались издеватель­ствам. При этом 78% мальчиков и 23% девочек отметили, что стали жерт­вой преследования со стороны мальчиков, 5% и 40% соответственно — со стороны девочек и 17% и 37% соответственно — со стороны и мальчиков, идевочек [Н. Mynard, S. Joseph, 2000]. Затем более детально была изучена возрастная динамика физической и вербальной виктимизации, а также со­циального манипулирования и нападения на собственность у 7—11-летних детей (рис. 32, 33). Было установлено, что вербальная виктимизация явля­ется доминирующей вне зависимости от пола; мальчики в большей мере подвержены виктимизации, чем девочки, вне зависимости от ее формы.

Существенно, что в зависимости от пола и возраста меняется соот­ношение использования агрессорами тех или иных видов насильственных действий против жертвы [К. Ostermanetal., 1998]. Проведенные масштаб­ные кросскультурные исследования подтверждают это (табл. 10).

 

Таблица 10 Соотношение видов виктимизации детей различных возрастов [по: К. Ostermanetal., 1998]
Возраст Левочки Мальчики
8 лет физическая = вербальная = физическая = вербальная >
  косвенная косвенная
11 лет вербальная > косвенная > вербальная > физическая >
  физическая косвенная
15 лет косвенная > вербальная > вербальная > физическая >
  физическая косвенная

 

 

ЛИЧНОСТЬ ЖЕРТВЫ

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся следующие дети.

• Дети, имеющие физические недостатки— носящие очки, имеющие пониженный слух, нарушения осанки или координации движений (например, при ДЦП), то есть те, кто не может адекватно ответить обидчику и защитить себя.

• Дети, имеющие особенности поведения.Мишенью для физических и вербальных издевательств часто становятся необщительные, застен­чивые и замкнутые дети или, наоборот, дети с импульсивным поведе­нием. Жертвы издевательства обычно описываются как застенчивые, пассивные, покорные, интровертированные дети [D. Olweus, 1973, 1978, 1991]. Часто гиперактивные дети бывают чрезмерно назойливы­ми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстни­ки. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и гнев сверстников, ста­новясь жертвами агрессии. Гиперактивные дети могут быть как жерт­вами, так и агрессорами, а нередко и теми и другими одновременно.

• Дети с особенностями внешности.Все то, что выделяет ребенка по вне­шнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: ры­жие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.

Дети с плохими социальными навыками.Некоторые дети не способныза­щититься от вербального и физического насилия вследствие недостаточ­ного опыта общения и самовыражения. По сравнению со сверстниками,у которых социальные навыки развиты достаточно хорошо, дети с нераз­витыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. При­нявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику.

• Дети, испытывающие страх перед школой.Чаще всего страх возникает у детей, которые идут в школу с отрицательными социальными ожи­даниями в отношении нее. Иногда этот страх передается от родителей, которые сами имели проблемы в школьном возрасте. Пусковым меха­низмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учитель­нице или постоянная угроза наказания за плохие оценки. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче становится объектом для издевок одноклассников.

• Дети, у которых отсутствует опыт жизни в коллективе («домашние дети»).Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблема­ми в общении. При этом часто они могут превосходить своей эруди­цией и умениями детей, ходивших в детский сад.

• Дети, страдающие от различных болезней.Существует масса рас­стройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, энкопрез (недер­жание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.

• Дети с низким интеллектом и испытывающие трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую успеваемость ре­бенка, которая, в свою очередь, способствует формированию низкой самооценки. Низкая самооценка в одном случае может вызвать при­нятие роли жертвы, а в другом — привести к насильственному поведе­нию как варианту компенсации [S. R. Asher, К. A. Dodge, 1986]. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обуче­нии может стать как жертвой школьного насилия, гак и насильником. Поскольку физические наказания в школах запрещены, психологи­ческое насилие становится специфической формой воспитательного воз­действия на детей [F. Briggs, R. М. F. Hawkins, 1996]. Различные исследо­вания показывают, что достаточно большой процент учителей использует психологическое насилие в соединении с другими карательными мето­дами дисциплинирования как средства давления и контроля [S. N. Hart, R. В. Germain, М. R. Brassard, 1987; F. Briggs, R. М. F. Hawkins, 1996].

К различным формам психологического насилия, используемого учи­телями, относятся: ограничение посещения туалета для маленьких детей; угрозы сообщить родителям о плохом поведении ребенка или о неудовлет­ворительных оценках; лишение ребенка возможности выполнить задание или принять участие в каком-либо классном мероприятии; вербальные оскорбления детей; приставания; стигматизация, то есть навешивание яр­лыков, таких как «трудновоспитуемый», «глухой» или «тупой»; повышение голоса и крик; принуждение детей выполнять задания, которые не соот­ветствуют уровню их развития и пр.

Ф. Бридже и Р. Хоукинс [F. Briggs, R. М. F. Hawkins, 1996] к действиям, относящимся к психофизическому насилию, причисляют также ущемле­ние прав, хватание и дерганье детей за уши; использование устрашающих методов контроля и пр.

 

 

ЛИЧНОСТЬ АГРЕССОРА (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ)

 

Чаще всего преследователи агрессивны не только по отношению к своей жертве в школе, но также и к другим сверстникам, сиблингам, взрос­лым. Агрессоры позитивно относятся к насилию [К. Lagerspetzetal., 1982], имеют потребность доминировать над другими и низкий уровень эмпатии [D. Olweus, 1978], а стремление запугивать сверстников отличает как детей с реактивной, так и проактивной агрессией [A. Pellegrinietal., 1999].

В формировании личности агрессора большую роль играют внутри­семейные факторы. Дети, воспитывающиеся в следующих семьях, имеют большой риск оказаться склонными к насилию.

Неполные семьи.Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочки из неполной семьи достоверно чаще, чем мальчики, применяют к другим эмоциональное насилие.

Семьи, в которых матери негативно относятся к жизни.Женщины, недоверчиво и враждебно относящиеся к окружающим, обычно не желают сотрудничать с учителями своего ребенка. Они не осуждают и не коррек­тируют насильственные действия ребенка в школе и склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Авторитарные семьи.Воспитание в условиях авторитарной и доминиру­ющей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением ребенка воле родителей. Поэтому для детей из таких семей школа зачастую служит од­ним из каналов, через который они выплескивают подавленные гнев и страх.

Конфликтные семьи.В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругают­ся в присутствии ребенка, срабатывает модель научения. Фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, от­носятся к насилию иначе, чем другие дети.

Семьи с родительской депривацией. Исследования показывают, что дети, воспитанные в условиях родительской депривации, дети-социальные сироты позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающие­ся в нормальных условиях.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на развитие личности аг­рессора, является низкая успеваемость.

Низкая успеваемость. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительно коррелируют с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степе­ни влияет на самооценку. Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и других видах деятельности. Неус­певающие в школе девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

Школьному насилию также способствуют анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений, плохой микроклимат в учительском коллективе, равнодушное и безучаст­ное отношение учителей.

М. Е. Солберг и Д. Олвеус изучили возрастную динамику виктими­зации школьников. Было установлено, что вне зависимости от возраста мальчики чаще выступают в качестве преследователя, а девочки в качестве жертвы издевательств. Кроме того, у жертв был обнаружен более высокий уровень социальной дезадаптации, негативной самооценки и де­прессивных тенденций, а у преследователей — агрессивности и асоциаль­ного поведения [М. Е. Solberg, D. Olweus, 2003].

Е. Роландом и др. [Е. Roland, Т. Idsoe, 2001] были проведены исследо­вания по изучению зависимости между издевательствами и двумя различ­ными видами агрессивности: реактивной — тенденцией демонстрировать насильственное поведение, мотивированное гневом, и проактивной — тенденцией проявлять насилие к кому-то с целью получения материальной или социальной выгоды [L. Berkowitz, 1993; К. A. Dodge, 1991; R. Lazarus, 1991; J. Suttonetal., 1999].

Чтобы разработать модель взаимозависимости между издевательства­ми и агрессивностью, проводились исследования с участием учеников пя­тых и восьмых классов. Было установлено, что влияние реактив­ной агрессивности на подверженность издевательству и стремление про­являть такого рода насилие снижается от пятого класса к восьмому. Приэтом на поведение агрессоров влияние проактивной агрессивности усиливается, а на поведение жертвы – уменьшается. Эти результаты доказывают, что указанные виды агрессивности дают возможность предсказать, кто в дальнейшем может стать агрессором, а кто – жертвой издевательства.

Взаимосвязь между реактивной агрессивностью и подверженностью из­девательствам для мальчиков и девочек отличается несущественно. Проак­тивная агрессивность, ориентированная на получение власти, позволяет про­гнозировать наклонности к издевательству у мальчиков в большей степени, чем у девочек, в то время как проактивная агрессивность, ориентированная нааффилиацию (привязанность, дружескую поддержку, симпатию), — наоборот, у девочек.

Возможным объяснением выявленных закономерностей является то, что школьники, склонные к издевательствам, могут быть физически более сильными, чем их жертвы, и имеют меньше ограничителей к проявлению агрессии в отношении к окружающим [D. Olweus, 19781. Кроме того, как показывают исследования, агрессоры менее тревожны, имеют более высо­кое интеллектуальное развитие, более высокую уверенность в себе и более высокий социометрический статус, чем жертвы [К. Bjorkqvistetal., 1982; D. Olweus, 1978, 1993]. Помимо этого, полученные данные хорошо согла­суются с результатами некоторых гендерных исследований агрессивности: власть и доминирование более значимы для мальчиков и мужчин, чем для девочек и женщин, в то время как близкие отношения и привязанность бо­лее важны для женщин, чем для мужчин [Н. Holter, 1982; Е. Е. Maccoby, С. N. Jacklin, 1975, 1980].

Большинство исследований посвящено изучению личности и поведе­ния «классических» агрессоров и жертв. Вместе с тем существуют и дру­гие группы школьников, которые отличаются смешанным поведением — провоцирующие жертвы [D. Olweus, 1973, 1978], преследователи-жертвы [I. Whitney, Р. К. Smith, 1993] или агрессивные жертвы [A. Pellegrinietal., 1999; D. Perryetal., 1988]. Эти дети не только являются объектом агрес­сии других, но и сами проявляют агрессию. Их главной отличительной особенностью поведения является комбинация тревоги и агрессивности [D. Olweus, 1991], а также высокой эмоциональности и неуравновешенно­сти [К. A. Dodge, 1991; D. Schwartzetal., 1998]. Кроме того, они отли­чаются от «классических» жертв тем, что, например, имея те же психо­логические и психосоматические проблемы, преследователи-жертвы де­монстрируют высокий уровень экстернальных поведенческих реакций и гиперактивности fK. Kumpulainenetal., 1998]. Именно поэтому они могут достаточно длительное время быть вовлеченными в ситуацию, связанную с издевательством.

В исследованиях X. Салмивалли и Е. Ниеминен [С. Salmivalli, Е. Ni- eminen, 2002] проводилась оценка школьников по показателям реактивной и проактивной агрессии с точки зрения их одноклассников и учителей. Было установлено, что самые высокие показатели как по оценкам одно­классников, так и учителей имеют школьники категории «преследователь- жертва» и чуть более низкие — «преследователь» (рис. 36). Более того, было зафиксировано, что для детей 10—13 лет более характерны реактивные, не­жели проактивные агрессивные реакции.

С. Монке и др. провели исследование с целью изучить особенности ролевого поведения детей в ситуации издевательства [С. Monks, R. OrtegaRuiz, Е. TorradoVal, 2002]. Они выделили следующие роли:

• агрессор — человек, который преследует, запугивает жертву;

• жертва — человек, который подвергается агрессии;

• защитник — человек, который находится на стороне жертвы и пытает­ся оградить или защитить ее от агрессии;

• сторонник — человек, который находится на стороне агрессора, но непосредственно не участвует в издевательствах;

• наблюдатель — человек, который соблюдает в ситуации издеватель­ства нейтралитет и делает вид, что ничего не происходит.

Учащимся начальной школы в возрасте 4—6 лет демонстрировали

мультфильмы со сценами агрессии между сверстниками. Сюжеты включа­ли прямую межличностную агрессию (когда один ребенок говорит другому, что они не могут играть вместе), прямую физическую агрессию (когда один ребенок бьет, пинает или толкает другого), косвенную межличностную аг­рессию (когда один ребенок распространяет неприятные слухи о другом) и прямую вербальную агрессию (когда один ребенок кричит и обзывает дру­гого). После этого детей просили определить для себя и сверстников ту или иную роль. Учителей также просили определить для детей из их класса роль, которую они играют в агрессивной ситуации. Как показали исследования, дети по-разному оценивают свою роль и роли сверстников в ситуации из­девательства. Кроме того, были обнаружены и половые различия: мальчики чаще выступали в роли «агрессора», а девочки в роли «защитника» и «наблюдателя».

Затем детям демонстрировали мультфильмы, в которых были изобра­жены сцены с различными копинг-стратегиями жертвы в ситуации изде­вательства. К таким стратегиям совладеющего поведения были отнесены: ответная агрессия (дать сдачи), бегство, обращение к другу за помощью, плач, бросание предметов в агрессора, жалобы взрослым. После этого де­тей спрашивали о типичных действиях в предъявленных ситуациях свер­стников, для которых они определяли роль жертвы. Существен­ных различий в выборе копинг-стратегий мальчиками и девочками обна­ружено не было.

Независимо от формы агрессии, издевательства в школе — источник серьезного психического напряжения для многих детей, который сказы-

вается на их самочувствии. Вред издевательства для психического здоро­вья неоднократно подвергающихся агрессии школьников доказывается многими исследованиями. Например, было выявлено, что виктимизация сверстников положительно связана с депрессией, одиночеством, тревогой и отрицательно связана с уровнем самооценки и позитивностью «Я»-кон- цепции в целом [О. S. J. Hawker, М. J. Boulton, 2000]. Ощущение себя не­счастным и появление суицидальных мыслей также тесно связаны с викти­мизацией [К. Rigby, 1996].

Школьное насилие оказывает на детей как прямое, так и косвенное влияние.

Нарушение дружеских отношений. Длительные школьные издевательства сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отно­шений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой логике: «Каков твой друг — таков и ты». В результате этогоформирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко переносится и на другие сферы социаль­ных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может претерпевать жиз­ненные неудачи.

Снижение статуса. Исполнение роли жертвы часто является причи­ной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройс­тва, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно фор­мирование посттравматического синдрома.

Нарушение процесса идентичности. У подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порож­дает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, являет­ся благоприятной почвой для возникновения суицидальных мыслей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.