Наблюдение соответствующего способа действий — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наблюдение соответствующего способа действий

2018-01-04 390
Наблюдение соответствующего способа действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория социального научения — это, в первую очередь, изучение че­ловеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благо­даря которому возможно формирование отношений или способа действий человека. Существенное внимание при этом уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно отношений и поведе­ния родителей, на агрессивное поведение детей. Установлено, что в семьях с агрессивными детьми агрессивные проявления со стороны взрослых рас­пространены больше по сравнению с семьями, в которых воспитываются неагрессивные дети. Этим было доказано, что поведение родителей пред­ставляет собой модель агрессии и что у агрессивных родителей обычно бы­вают агрессивные дети.

В психологической литературе, посвященной насилию в семье, опи­сываются так называемые «эстафета насилия» и «цикл насилия».

Суть первой сводится к тому, что дети, видевшие проявления физи­ческого насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Приме­чательно, что этот феномен протяжен во времени: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями, во взрослом возра­сте сами становятся склонными к использованию физической силы в от­ношениях с супругами. Кроме того, «боевые действия» между супругами в семье повышают вероятность использования ими физического насилия по отношению к собственным детям.

Суть второго состоит в том, что насильственные отношения в семье (между супругами или между родителями и детьми) носят циклический ха­рактер. Во взаимоотношениях «агрессора» и «жертвы» выделяют несколь­ко фаз (рис. 11).

 

Рис. 11. Цикл насилия

 

Фаза готовности. Данная фаза характеризуется нарастанием напря­жения во взаимоотношениях. Происходит нарушение коммуникации (учащаются ссоры и скандалы). Агрессор начинает озлобляться, возрастает угроза насильственных действий. Жертва испытывает потребность успоко­ить агрессора. Напряженность нарастает до предела. У жертвы появляется «предчувствие грозы».

Фаза нерешительности. Агрессор использует психологическое наси­лие (вербальные атаки, принуждение, запугивание) с целью получения контроля над жертвой.

Инцидент. Любой акт физического, сексуального или психологичес­кого насилия.

Фаза раскаяния. Агрессор испытывает чувство вины, пытается ми­нимизировать последствия и делает все возможное, чтобы доказать, что насилие никогда больше не повторится (начинает приносить извинения, давать обещания, дарить подарки и всячески задабривать жертву). Может также обвинять жертву в провокации насилия («Ты же знаешь, что когда ты это делаешь, я становлюсь бешеным!» Может отрицать, что насилие имело место, или пытаться убедить жертву, что он совершил не такой плохой пос­тупок, как это может показаться («А что, собственно, такого я сделал!»).

Фаза преследования. Агрессор пытается убедить жертву, что он нужда­ется в ней и не может жить без нее. Если попытки откупиться не срабаты­вают, агрессор может обратиться к угрозам и насилию.

Фаза затишья («медового месяца»). Взаимоотношения между агрес­сором и жертвой становятся даже более близкими по сравнению с теми отношениями, что были до недавней изоляции («Видите, у нас никаких проблем! Мы любим друг друга даже сильнее, чем прежде!»). Агрессор вы­полняет все данные им обещания. Жертва начинает верить и надеяться, что насилие закончилось раз и навсегда. Однако в конечном счете, иногда до­статочно быстро, цикл насилия возобновляется.

Таким образом, когда родители демонстрируют агрессивное поведе­ние на личном примере, они тем самым «преподают урок» насилия детям. При этом могут возникнуть следующие эффекты.

Эффект адаптации — ребенок, ставший свидетелем насилия со сто­роны родителей, зачастую открывает для себя совершенно новый опыт поведения. Наблюдая за родителями, он обучается вербальным и/или фи­зическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом ре­пертуаре и с помощью которых можно причинять вред окружающим либо защищать свои интересы (механизмы имитации и копирования).

Эффект снятия запретов — ребенок, наблюдающий агрессивные действия родителей, может бессознательно «пересмотреть» или осознанно кардинально изменить свои взгляды и поставленные им самим ограниче­ния подобного поведения (механизмы идентификации и подражания). Он может сделать примерно такой вывод: «Если другие безнаказанно проявля­ют агрессию, то и мне позволено то же самое».

Эффект утраты эмоциональной восприимчивости — ребенок настолько привыкает к насилию, его последствиям и чужой боли, что перестает рас­сматривать агрессию как особую, крайнюю форму поведения (механизм повышения порога восприятия агрессии). Поэтому его уже фактически ничего не удерживает от реализации агрессивных действий.

Эффект изменения образа реальности — часто дети, наблюдающие бес­конечное насилие, становятся склонными ожидать его в любую минуту, а следовательно, начинают воспринимать окружающий мир как враждеб­но настроенный по отношению к ним. Такое искажение может привести к формированию модели «оборонительного поведения» (механизм сниже­ния порога восприятия агрессии): постоянному обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно на любые стимулы.

 

Социальное подкрепление

 

Другим важным элементом теории социального научения является подкрепление агрессивного поведения со стороны окружающих.

Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, при­званное усилить определенную реакцию.

Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду не­осязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контроли­руемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и на­смешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкреп­ления:

1) положительное подкрепление — любой стимул, который, следуя за же­лательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;

2) отрицательное подкрепление — стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.

Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление при­ятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов). Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разно­видности подкрепления.

1) Положительное поощрение — когда вслед за реакцией ребенка следует вызывающий приятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул. Например, когда родитель или педагог постоянно хвалят ре­бенка за хорошее поведение.

2) Положительное наказание — когда за реакцией следует вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство. К примеру, подросток, испытывающий недостаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание, он наконец при­влек внимание родителей.

3) Отрицательное поощрение — когда вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желательной реакции. Например, ученик, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не сказал ниче­го плохого. Поэтому отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение.

4) Отрицательное наказание — когда приятный стимул устраняется пос­ле той или иной нежелательной реакции ребенка. Например, когда ребенок, привыкший к похвале за отличные школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной отметки «хорошо». Он привык к пох­вале, а на этот раз ее не было. Отсутствие похвалы воспринимается ре­бенком как наказание.

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, она располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведе­ния детей.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.