Релевантность и коммуникация — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Релевантность и коммуникация

2018-01-07 111
Релевантность и коммуникация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Универсальная когнитивная тенденция к максимализации релевантности даёт возможность (по крайней мере в некоторых отношениях) предвидеть ментальные состояния собеседников и манипулировать ими. Говорящий может знать склонность собеседника выбирать самые релевантные в своей среде стимулы и обрабатывать их так, чтобы максимализировать их релевантность. Учитывая это, говорящий может быть в состоянии:

а) произвести какой-то стимул, который безусловно привлечёт внимание собеседника,

б) подсказать ему уместное изменение некоторых контекстуальных допущений и

в) подтолкнуть собеседника к нужному выводу.

Д. Спербер и Д. Уилсон неоднократно оперируют таким примером: я как гость помещаю свой пустой стакан в поле зрения хозяина, намереваясь дать ему это заметить и заключить, что я хотел бы ещё выпить. Тем самым я использую естественное для каждого человека стремление максимализировать релевантность.

Инференционную коммуникацию создатели теории рассматривают как остенсивно - инференционнуюкоммуникацию (здесь слово остенсивный значит ‘(нарочито, намеренно) выставляемый напоказ’). Её характеристика содержится в следующих тезисах:

 

Остенсивно-инференционная коммуникация

а) Информативное намерение:

Намерение информировать слушателя о чём-то.

б) Коммуникативное намерение:

Намерение информировать слушателя о своём информативном намерении.

 

Понимание достигается, когда коммуникативная интенция реализована. т.е. когда слушатель распознал информативную интенцию. Реализация же информативной интенции зависит от степени доверия слушателя говорящему.

В более полной характеристике авторы дополнительно вводят понятия манифестируемости и взаимнойманифестируемости.

Вернёмся к уже приводимому примеру: Гость может более откровенно сообщить о своём желании выпить ещё. Он может не просто молча поместить свой пустой стакан в поле зрения хозяина, но и коснуться его руки, указывая на стакан, помахать стаканом перед его глазами, демонстративно поставить стакан перед хозяином, пристально посмотреть на него или же сказать: У меня в стакане пусто.

Таким образом, остенсивно-инференционная коммуникация включает в себя остенсивныйстимул. Он порождает предсказуемые ожидания релевантности. Производя остенсивный стимул, говорящий подводит слушающего к предположению о его достаточной релевантности, чтобы быть обработанным. На этом основан второй базисный принцип релевантности:

 

Коммуникативный Принцип Релевантности

Каждый остенсивный стимул передаёт презумпцию своей собственной оптимальной релевантности.

 

Этот принцип и вместе с ним понятие оптимальнойрелевантности являются ключевыми в релевантно-теоретической прагматике.

Остенсивный стимул порождает презумпциюрелевантности. Понятие оптимальной релевантности раскрывается с учётом понятий усилия (затраты) и эффекта (выигрыша). См. тезисы:

 

Оптимальная релевантность

Остенсивный стимул оптимально релевантен для слушателя, если и только если:

а) он достаточно релевантен, чтобы представлять собой ценность для затраты слушающим усилий по его обработке;

б) он наиболее релевантен при совместимости со способностями и предпочтениями говорящего.

 

Рассмотренное в этом разделе весьма важно для решения проблем прагматики, связанных с процедурами постижения значений говорящего, включая также случаи метафоры и иронии.

Представляется такая перспектива:

1) Слушающий воспринимает выраженный эксплицитно, закодированный языковыми средствами уровень значения предложения.

2) Дальше он, следуя по пути минимального усилия, постигает его на эксплицитном уровне и дополнение к нему, приходит к итоговой интерпретации, которая отвечает ожиданию релевантности.

См. соответствующие тезисы Д. Уилсон и Д. Спербера:

 

Процедура теоретико-релевантного понимания

а) Следуй путём наименьшего усилия в вычислении когнитивных эффектов: проверяй интерпретативные гипотезы (снятие двусмысленности, уточнение референции, импликатуры и т.д.) ради доступности.

б) Остановись, когда твои ожидания будут удовлетворены.

Релевантность и понимание

Создатели Теории Релевантности часто обращаются за иллюстрациями к невербальным актам коммуникации.

Во многих невербальных актах (например, указание собеседнику на свой пустой стакан, молчание в ответ на заданный вопрос) использование остенсивного стимула добавляет только ещё один “сверхслой” в распознаваемой интенции к основному слою информации, используемому слушателем. В других невербальных актах (например, приглашение кого-либо выпить, игриво поднося стакан к своим губам) поведение коммуникатора не обеспечивает особой очевидности (убедительности) для предполагаемого заключения; это только презумпция релевантности, переданная посредством остенсивного стимула и поощряющая собеседника к тому, чтобы задействовать необходимые ресурсы для обработки и обнаружения значения коммуникатора. Диапазон значений, которые могут быть переданы невербально, ограничен диапазоном концептов, которые коммуникатор может пробудить в сознании своего собеседника.

В вербальной же коммуникации говорящие справляются с передачей очень широкого диапазона значений, несмотря на отсутствие в распоряжении слушателя свободно идентифицируемого слоя информации. Распознать информативную интенцию говорящего слушателю позволяет то, что высказывания кодируют логические формы (концептуальные репрезентации, даже фрагментарные и незавершённые), которые говорящий выбрал, чтобы обеспечить входными данными инференционный процесс понимания у слушателя. Вербальная коммуникация позволяет добиться степени эксплицитности, недостижимой при невербальной коммуникации.

Хотя декодированная логическая форма высказывания является важным ключом к интенциям говорящего, сейчас во всё большей степени осознаётся, что даже эксплицитно переданное содержание высказывания далеко от того, что закодировано языковыми средствами. Экслицитные аспекты передачи содержания не занимали Г.П. Грайса, по словам Д Уилсон и Д. Спербера.

В отличие от него, в Теории Релевантности производится идентификация эксплицитного содержания и в русле инференционном в соответствии с Коммуникативным Принципом Релевантности, и в русле открытия импликатур по Грайсу. Предлагается единый путь для выяснения неопределённостей как на эксплицитном, так и на имплицитном уровнях. Цель слушающего состоит в том, чтобы построить гипотезу о значении говорящего, которая удовлетворяет презумпцию релевантности, переданную высказыванием. Эта общая задача расчленяется на некоторое множество частных задач:

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.