Воздушный транспорт в Единой транспортной системе России. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Воздушный транспорт в Единой транспортной системе России.

2017-12-21 12326
Воздушный транспорт в Единой транспортной системе России. 4.30 из 5.00 23 оценок
Заказать работу

В России, как самой большой по территории стране мира, использование воздушного транспорта давно уже стало насущной повседневной необходимостью. На расстояниях в 400–600 км с ним еще могут конкурировать автомобильный и железнодорожный транспорт, но на расстояниях более 1000 км в борьбе за пассажиров обычно выигрывает авиация.

В бывшем Советском Союзе авиаперевозки были в высшей степени централизованы: «Аэрофлот» ежегодно перевозил до 130 млн. пассажиров. Затем, в годы реформ, наряду с «Аэрофлотом», который остался крупнейшим перевозчиком, возникли сотни других – большей частью маломощных – компаний. Показатели перевозок пассажиров и пассажирооборота начали снижаться. Еще в 1990 г. на Россию приходилось почти 10 % мировых пассажирских перевозок, а в 1997 г. уже немногим более 2 %. По числу авиапассажиров (20–22 млн. в год) она перешла во вторую десятку стран мира.

С середины 1990-х гг. начался процесс укрупнения авиакомпаний, что позволило лучше использовать самолетный парк. В 2006 г. услугами воздушного транспорта воспользовались 40 млн. россиян, а перевозки грузов составили 900 млн. тонн.

Что же касается географии международных полетов из России, то в 1990-х гг. она изменилась очень сильно. Полеты в другие страны СНГ уменьшились почти в три раза, а рейсы в страны дальнего зарубежья и Балтии выросли почти в пять раз.

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 4 тыс. км.

Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д.

В нашей стране создана мощная сеть авиалиний. Воздушные трассы России протянулись на все континенты, включая Антарктиду. Длина воздушных линий России составляет около 600 тыс. км., в том числе 200 тыс. км.международных воздушных трасс. Россия имеет регулярное воздушное сообщение с 87 зарубежными странами. Кроме того, крупные промышленные города и курорты страны соединены между собой линиями воздушной связи.

Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва, на долю которой приходится более 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. Москва, имея сразу 4 аэропорта (Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово), является главным узлом воздушных линий страны и отправляет примерно 10% всех авиапассажиров России в 200 городов страны. Москва соединена более чем с 80 государствами мира, со столицами всех стран СНГ, административными центрами и крупными городами республик, краев и областей Российской Федерации.

На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно основным направлениям железных дорог) особенно крупномасштабны перевозки пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, в восточном направлении - в Сибирь и на Дальний Восток (Москва -Иркутск - Хабаровск - Владивосток) и на курорты юга (Москва - Адлер, Москва - Минеральные Воды, Москва - Симферополь).

Крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Ростов – на - Дону, Минеральные Воды, Сочи, Симферополь, Тюмень, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Регулярную воздушную связь, как внутреннюю, так и международную, обслуживает в нашей стране государственная авиакомпания «Аэрофлот» и множество частных авиакомпаний. Крупная авиакомпания «Сибирь», базирующаяся в городе Новосибирске, осуществляет связи Сибири с Центром и с Дальним Востоком, а также с зарубежными странами. Пассажиропоток из Новосибирска собирает пассажиров со всей южной зоны Западной Сибири. Через Новосибирск проходят маршруты авиакомпаний в 52 городах России и Зарубежья. Новосибирский аэропорт «Толмачево» имеет новый международный терминал и является транзитной базой для всего восточного направления из Москвы в города Хо-ши-Мин, Ханой, Улан-Батор, Токио и др. Наряду с регулярными рейсами в настоящее время в России практикуется множество так называемых чартерных (разовых) рейсов, которые обслуживаются, в основном, частными авиакомпаниями.

Компания «Аэрофлот» в настоящее время является не только лидером пассажирских перевозок, но и выполняет значительную долю грузовых перевозок. Для всех остальных авиакомпаний грузоперевозки – непрофильная деятельность. При этом в отрасли существуют специализированные грузовые компании, такие как «Волга - Днепр», «Полет», «Атлант - Союз», располагающие парком Ан-124 «Руслан», что позволяет занимать свою нишу и почти не конкурировать с лидерами рынка пассажирских перевозок.

Среди перевозимых грузов на воздушном транспорте преобладают малогабаритные, но дорогостоящие грузы: приборы, аппараты, специнструмент, драгоценные металлы, алмазы, пушнина.

В настоящее время у авиатранспорта появляются новые функции. Например, авиакомпания «Авиалинии Антонова» - это вторая в мире частная авиакомпания, которая специализируется на уникальных сверхтяжелых перевозках (более 100 т) грузов. Перевозки осуществляются с помощью самолета АН-124- «Руслан», который специально спроектирован и изготовлен для этих целей. Специалисты считают, что на современных самолетах грузоподъемностью до 200 т можно возить практически все, в том числе и контейнеры. Конечно, основное богатство России - нефть, газ, уголь, лес - это как раз те виды ресурсов, которые не подлежат авиаперевозкам. Но организация современного высокотехнологичного процесса их добычи и переработки сопряжена с интенсивным международным пассажирообменом, в т.ч. с использованием воздушного транспорта. Кроме того, часть оборудования доставляется авиатранспортом. В Сибириразработан метод транспортировки стволов спиленных деревьев без их валки, в вертикальном положении с помощью вертолетов. И это тоже увеличивает возможности воздушного транспорта.

Воздушный транспорт России в 2014 году перевёз 1,3 млн. тонн грузов (0,02% от общего объёма перевозок всеми видами транспорта), с продукцией 5,2 млрд. ткм (0,001% от общих ткм), 95 млн. пассажиров (0,005% от общего пассажиропотока), с продукцией 241 млрд. пкм (44% от общих пкм). Средняя дальность перевозок пассажиров составила 4 тыс. км.

В отрасли работает 86 тыс. человек.

В 2015 году 35 основных пассажирских авиакомпаний России выполнили более 99% всех авиаперевозок.

Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2016 год сократилась более чем в 5 раз.

Динамика уменьшения количества аэропортов в России (ед.):

Год: 1991 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2015

Ед.: 1450 876 533 393 332 332 315 282

Государственный реестр аэропортов Российской Федерации (по состоянию на 01 июня 2015 г.)включает 282 аэропорта. В реестре указывается наименование и класс аэродрома, сертификат (свидетельство) с датой выдачи и сроком действия, лицо, эксплуатирующее аэродром.

Из 20 российских аэропортов, обработавших в 2015 году наибольший объем грузов и почты, в первую тройку аэропортов вошли: аэропорт «Шереметьево», который обслужил 198,9 тыс. т груза и почты, аэропорт «Домодедово» (152,4 т.т.), и аэропорт «Внуково» (42,0 т.т.).

Объем перевезенных грузов и почты в аэропорту Симферополя увеличился на 190,9%, достигнув 7,6 тыс. т. Кроме того, прирост, хотя и символический, был зафиксирован в замыкающем двадцатку авиаузле Кемерово: по итогам 2015 г. он обслужил 5,8 тыс. т грузов и почты против 5,7 тыс. т годом ранее (рост на 0,29%).

 

Итоги работы 20 крупнейших российских аэропортов в 2015 г.:

 

Таблица 8.2.

Аэропорт Рейтинг 2015 г., т 2014 г., т %
Москва (Шереметьево)   198 901 217 829 –8,69
Москва (Домодедово)   152 379 187 093 –18,55
Москва (Внуково)   42 013 46 252 –9,17
Санкт-Петербург (Пулково)   26 828 30 111 –10,90
Хабаровск (Новый)   24 744 31 341 –21,05
Владивосток (Кневичи)   23 108 30 689 –24,70
Новосибирск (Толмачево)   21 982 28 058 –21,65
Екатеринбург (Кольцово)   20 802 25 818 –19,43
Норильск   15 363 15 753 –2,48
Красноярск (Емельяново)   14 395 18 017 –20,10
Якутск   13 039 15 061 –13,43
Южно-Сахалинск (Хомутово)   11 751 12 235 –3,96
Петропавловск-Камчатский (Елизово)   11 181 12 134 –7,85
Мирный   10 714 11 837 –9,49
Иркутск   9 325 10 910 –14,53
Магадан   8 350 8 916 –6,35
Симферополь (Интернешнл)   7 643 2 627 +190,90
Ярославль (Туношна)   7 341 8 211 –10,59
Краснодар (Пашковский)   7 258 8 996 –19,32
Кемерово   5 764 5 747 +0,29

В 2015 г. в России действовало пять программ господдержки авиаперевозок - на Дальний Восток, в Калининград, Крым, Поволжье и Сибирь. На каждом рейсе этих направлений должно быть не меньше 30% льготных мест. В общем пассажиропотоке в 93 млн. человек было 1,7 млн. льготников.Участниками программы, в частности, являются «Аэрофлот», авиакомпания «Алроса», S7 «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Ютэйр» и «Якутия».

 

Рис.8.2. Пассажиропоток аэропортов России в 2012-2015г.г.

 

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, темпы роста перевозок грузов воздушным транспортом России на международных и внутренних линиях в 2011-2014 годах выглядит следующим образом(таблица 8.3.):

Таблица 8.3.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

5,6%1,0% 1,3% 3,5% 2,7%

682,0т.тонн 673,7 т.тонн 684,6т.тонн 735,9 т.тонн 806,3т.тонн(МВЛ)

296,8т.тонн 314,7т.тонн 316,8т.тонн 300,6т.тонн 257,9т.тонн(ВВЛ)

 

Схема международных аэропортов России представлена на Рис.8.3.:

 

Рис.8.3. Схема международных аэропортов России

 

 

Рис.8.4. Показатели перевозок пассажиров авиатранспортом в 2015г.

 

В Государственном Реестре Российской Федерации в 2011году всего зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 — зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 — в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолёта, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.

В действующем парке российских коммерческих авиаперевозчиков продолжает расти численность самолетов зарубежного производства, которая в сентябре 2011 года превысила 500 самолётов (в 2000 году их было 46). При этом в магистральном пассажирском парке доля иностранных самолётов составляет 69 %. В региональном пассажирском парке их доля составляет 23 %, но также ежегодно увеличивается. В грузовом парке доля зарубежных типов самолётов — 11 %.

 

 

Рис. 8.5. Парк пассажирских и грузовых самолётов России

 

Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах страны, особенно на востоке.

Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, маневренность в организации пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность полета и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25% короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% — чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2—3 раза).

Воздушный транспорт выполняет также некоторые работы в народном хозяйстве, например, авиахимические на площади почти 5 млн. га посевных площадей, лесоохранные и др.

Распад СССР привел и к распаду единственной (холдинговой) компании «Аэрофлот», состоявшей из региональных управлений гражданской авиации, расположенных в крупных аэропортах страны.

На начало 1999 г. функционировало 330 авиакомпаний, 845 аэропортов. Из них 63 аэропорта федерального значения, 52 выполняли международные полеты.

Крупным мероприятием явилось разделение авиаотрядов с отделением собственности и оперативной деятельности аэропортов от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний и их приватизация. При этом обеспечен равный доступ любых перевозчиков к инфраструктурным терминальным объектам, свободный выбор пассажирами авиакомпании и в итоге — создание условий для развития конкуренции.

Основным способом приватизации предприятий воздушного транспорта стало их акционирование, т. е. продажа акций создаваемых на их основе акционерных обществ с участием в них государства.

В западных странах аэропорты, особенно наиболее важные для страны, находятся практически в полной зависимости от государственных или местных (муниципальных) органов управления. Что касается авиакомпаний, то это, как правило, традиционная сфера преобладания частного бизнеса. Хотя государство участвует в деятельности таких ведущих авиакомпаний мира, как Эр Франс (Франция), Люфтганза (Германия), SAS (Швеция) и т. д.

Основными проблемами развития воздушного транспорта являются:

- наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии наземной инфраструктуры - сеть воздушных линий, аэропортов (аэродромов);

- недостаточное качество транспортных услуг и недостаточное использование транзитного потенциала страны;

- резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации, отставание во внедрении современных средств и технологий, рекомендованных ИКАО в сферах организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических аэродромных систем;

- недостаточный уровень ценовой доступности транспортных услуг для населения, основные слои населения выпали из состава клиентской базы авиакомпаний;

- неудовлетворительный уровень безопасности полетов и авиационной безопасности;

- воздушный транспорт остро нуждается в качественном обновлении парка воздушных судов, внедрении современных технологий и дооснащении наземной инфраструктуры;

- низка инфраструктурная (территориальная) доступность воздушного транспорта, социально значимые перевозки не обеспечены в необходимом объеме;

- негативное влияние воздушного транспорта на экологию;

- дефицит летных, инженерно-технических и управленческих кадров;

- неудовлетворительный технический уровень аэродромной техники и оборудования;

- не полностью завершены структурные преобразования;

- требует совершенствования система государственного регулирования воздушного транспорта.

Коммерческая авиация - это самый сложный вид предпринимательства, требующий мгновенной оценки обстановки и оперативного принятия решений, в котором даже для учета влияния 2-3 изменившихся рыночных параметров необходим анализ более 800 показателей и использование около 50 различных рыночных моделей, тогда как в реальной практике хозяйствования в течение 1 часа могут изменяться до 200 показателей одновременно.

Даже в образовании сегодня появилась проблема - знания устаревают уже с момента передачи их в аудитории, и чтобы специалисту быть конкурентоспособным на рынке труда, нужно обладать территориальной мобильностью, профессиональной универсальностью, на протяжении трудовой деятельности не только получать разностороннее образование и дополнительные знания, но применять и распространять их на практике (не ограничиваясь основной специализацией или только должностной инструкцией, но охватывая и смежные сферы деятельности).

Перспективы развития воздушного транспорта России в соответствии с транспортной стратегией, разработанной до 2030 г.:

- увеличение количества действующих аэропортов. К 2020 году их число вырастет до 357, к 2030 году аэродромная сеть должна включать более 500 аэропортов, в основном, в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры;

- модернизация и развитие наземной инфраструктуры воздушного транспорта, национальная опорная сеть аэродромов, состоящая из аэродромов международных и внутрироссийских узловых аэропортов и неузловых аэропортов, обеспечивающих связность сети, стратегическое единство и безопасность авиационных связей (Рис. 8.6);

- формирование трехуровневой сети аэродромов по видам обслуживаемых линий, включающей аэродромы федерального, регионального и местного значения;

- развитие социально-значимых аэродромов (аэропортов), значительная часть которых находится на Дальнем Востоке Российской Федерации.

В период до 2030г. предусматривается развитие инфраструктуры аэропортов, не вошедших в состав опорной сети и поддержание в эксплуатационной годности аэропортов опорной сети. Важной задачей является обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта - наземной авиатранспортной инфраструктуры, системы топливообеспечения полетов гражданской авиации, инфраструктуры технического обслуживания и ремонта воздушных судов, аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов, инфраструктуры приготовления бортового питания и неавиационного бизнеса в аэропортах.

 

 

Рис. 8.6. Схема формирования национальной опорной аэропортовой сети

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.