Этапы развития внутреннего водного транспорта России — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Этапы развития внутреннего водного транспорта России

2017-12-21 875
Этапы развития внутреннего водного транспорта России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из первых документов, регламентирующих речное судоходство, стало Уложение 1649 года.

В 1759 г. был издан указ «О порядке судоходства по Волге, Тверце и прочим рекам…», ставший важным фактором регламентации условий судоходства в России.

Наиболее важным государственным документом стал «Устав купеческого судоходства», объявленный специальным манифестом от 25 июня 1781 г.

В 1798 году высочайшим указом был учреждён Департамент водяных коммуникаций, а 20 ноября 1809 г. учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями, преобразованное в 1820 г. в Департамент путей сообщения.

С середины XIX столетия в России появились паровые суда, в т.ч. и на сибирских реках. В 1838 г. в Обь-Иртышском бассейне пошел первый пароход, в 1862 г. открылось пароходство на Лене, a. в 1863 году — на Енисее.

10 марта 1837 г. были изданы первые в России Правила плавания для паровых судов.

В 1843 г. был учреждён закон, предоставляющий право свободного учреждения пароходства всем желающим.

Первое акционерное судоходное предприятие «По Волге» было создано в 1842-43 годах группой крупных петербургских промышленников.

В 1849 г. образовалось пароходное общество «Меркурий», которое в 1858 г. слилось с вновь созданным обществом «Кавказ»-образовалось акционерное общество «Кавказ и Меркурий».

К концу XIX века во всех основных речных бассейнах России акционерный капитал стал главным владельцем речного флота, на его долю приходилось 62 % всех пароходов, индивидуальные владельцы имели 35 % флота, казённые учреждения-3 %.

В первом десятилетии ХХ в. в результате опережающего развития же-лезных дорог и некоторого упадка речного судоходства созрели условия для слияния промышленного, торгового и финансового капитала. Предоставляя кредиты на обновление флота и скупая акции, банки обеспечивали себе прочные позиции в ведущих судоходных объединениях. Так, три крупнейших коммерческих банка России вошли между собой в соглашение и скупили акции двух крупных пароходств - обществ “Кавказ и Меркурий” и “Восточное”, сделавшись фактически владельцами этих судоходных объединений.

В 1916 г. два эти общества по инициативе банков объединились в трест КАМВО, поглотив последнее индивидуальное судоходное предприятие на Волге - пароходство Кашиной. Во главе правления КАМВО стал представитель одного из трех банков - Петербургского международного. В том же году трестом КАМВО был приобретен Одесский купеческий банк, переименованный в Русский торговый и транспортный банк. С помощью этого банка трест КАМВО приобрел две судоходные акционерные компании на Днепре и учредил на Черном море судоходное предприятие “Русский Ллойд”. В начале 1917 г. трест организовал дочернее предприятие - Мариинское пароходство. В результате под контролем треста КАМВО оказалось 6 крупных судоходных предприятий с флотом около 800 речных и морских судов.

Кроме КАМВО, крупным флотом располагали тресты, образованные “Товариществом нефтеналивного производства Бр. Нобель” и обществом “Мазут”. Фирма бр. Нобель в дополнение к своему флоту приобрела около половины акций судоходного общества “Кама”, 30 % акций общества “Океан”, акции других компаний. Общество “Мазут” приобрело флот общества “Ока”, а затем скупило все акции старейшей судоходной компании “По Волге”.

Среди трестов, ведущая роль в которых принадлежала капиталу судоходных предприятий, можно отметить “Торгово-промышленное и пароходное общество Волга”, имевшее в своем составе свыше 200 судов.

Трест “Волга” приобрел нефтяные участки и вел самостоятельную добычу нефти. Капиталы треста были вложены в ряд судостроительных предприятий. Объединившись с обществом “Русская нефть”, трест приобрел большинство акций Петроградского учетно-ссудного банка.

В речном судоходстве Сибири прослеживалась та же тенденция к кон-центрации капитала. В начале ХХ в. восемь крупнейших судоходных компаний владели более 43 % всех судов на реках Сибири и Дальнего Востока и почти 50 % по мощности.

В Обь-Иртышском бассейне в 1912 г. было создано акционерное общество с правлением в Петербурге, в которое вошли крупнейшие судоходные предприятия: “Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли”, «Русско-Китайское товарищество пароходства и торговли” (бывшее Верхне-Иртышское пароходство), пароходство Корнилова и ряд других. Флот объединенного предприятия состоял из 52 пароходов и 140 барж.

В Ленском бассейне наиболее крупным судоходным предприятием было акционерное общество “Ленское золотопромышленное товарищество” (“Лензолото”), предпринявшее в 1917 г. попытку объединения под своим руководством частных судоходных предприятий - пароходств Глотова, Громовых и Кушнарева, Фризера.

На Амуре крупнейшей судоходной компанией стало “Амурское общество пароходства и торговли” (“Паротор”), образованное в 1893 г. Стремление к централизации капитала привело к образованию в 1913-14 гг. путем поглощения мелких судоходных предприятий трех пароходных компаний - “Быстроход”, “Быстролет” и “Самолет”. В целях конкурентной борьбы с “Паротором” эти компании объединились в синдикат “Амурский флот”, располагавший флотом более чем в 200 судов. В ходе навигации 1916 г. “Амурский флот” и “Паротор” заключили соглашение о тарифах, подняв их на грузовых перевозках на 127 % и вдвое на пассажирских перевозках.

На Енисее, кроме частных и акционерных судоходных компаний, существовало казенное срочное пароходство, организованное в 1907 г. для осуществления перевозок в низовьях Енисея и для обслуживания морского экспорта и импорта.

В 1913 г. речной флот России насчитывал 5,5 тыс. пароходов и свыше 24 тыс. несамоходных судов, было перевезено свыше 35 млн. т грузов. Доля речного транспорта в общем объеме перевозок повысилась до 21 % против 19 % в 1880 г. Находившийся в эксплуатации флот принадлежал 169 акционерным предприятиям, часть которых объединилась в синдикаты и тресты, и 2 тыс. индивидуальных судовладельцев.

Внутренние водные пути находились в ведении Министерства путей сообщения, но в его составе не было органа, координирующего и определяющего перевозки и работу флота. В деятельности речного транспорта России ощущалось отсутствие государственной политики в области тарифов и строительства флота, координации эксплуатационной и коммерческой работы предприятий различных форм собственности.

В начале 1918 г. в частной собственности находился практически весь речной флот России в составе около 20 тыс. судов.

В соответствии с решениями VI съезда РСДРП(б) о национализации промышленности и транспорта вопросы национализации морского и речного флота рассматривались Совнаркомом (СНК) и Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ). 23 января (5 февраля по новому стилю) 1918 года был подписан “Декрет о национализации торгового флота”.

В этом документе Совнарком постановил объявить общенациональной неделимой собственностью Советской республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров. Суда, служащие для мелкого промысла и принадлежащие мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах, национализации не подлежали.

27 февраля 1918 г. было принято Постановление СНК “Об управлении морским и речным торговым флотом и водными сообщениями”, которое предусматривало создание при ВСНХ отдела водных сообщений, а в ведение ВСНХ передавались Управление внутренних водных путей Народного Комиссариата путей сообщения, Отдел торгового мореплавания и Отдел торговых портов Народного Комиссариата торговли и промышленности, а также другие учреждения по заведованию водными сообщениями и торговым флотом, сохранившиеся от прежней дореволюционной структуры управления.

В целях укрепления централизованного руководства транспортом и усиления влияния государственных органов управления областного и районного уровней 18 мая 1918 г. СНК принял постановление “О преобразовании органов управления водного транспорта”. Отдел водных сообщений ВСНХ был преобразован в Главное управление водного транспорта (Главвод), а на местах создавались областные (облводы) и районные (рупводы) управления водного транспорта.

К июню 1918 г. в речных бассейнах было создано 8 областных управлений: Волжское с центром в Нижнем Новгороде, Московско-Окское (Москва), Мариинское (Петроград), Северное (Архангельск), Северо-Западное (Орел, позднее Смоленск), Западно-Сибирское (Омск), Енисейское (Красноярск), Амурское (Благовещенск).

В каждом областном управлении было сформировано по 8-10 районных управлений. Например, в Западно-Сибирском Облводе было создано 8 Рупводов: Омское, Тобольское, Тюменское, Павлодарское, Семипалатинское, Томское, Новониколаевское, Барнаульское. Районы делились на участки, пристани, порты. Распорядительным органом областного и районного управлений были коллегии в составе 3-5 человек. Участками, пристанями, портами руководили заведующие, назначенные Рупводами.

Наряду с новыми формами управления водным транспортом существовали и прежние структуры в виде различных правлений, деловых советов, коллегий пароходств. Лишь в трех бассейнах - Северо-Двинском, Енисейском и Амурском - были созданы единые органы управления флотом.

10 января 1920 г. был принят декрет о передаче управления водным транспортом Наркомату путей сообщения (НКПС). Образованное в составе НКПС Главное управление водным транспортом (Главвод) принимало на себя все функции Главвода при ВСНХ и признавалось единственным административным органом по руководству водным транспортом в республике. Однако в сентябре того же года Главвод был ликвидирован, а его функции возложены на два вновь созданных в составе НКПС центральных управления.

По приказу НКПС от 5 ноября 1920 г. было введено раздельное управление речным и морским транспортом. 28 июля 1921 г. в составе НКПС было учреждено Центральное управление речного транспорта (ЦУРек), ведавшее всеми вопросами эксплуатации, содержания, ремонта и развития внутренних водных путей и флота. На местах создавались округа путей сообщения, которые объединяли все виды транспорта. Областные управления водного транспорта (Волжское, Северо-Западное, Северное, Днепро-Бугское, Доно-Кубанское, Западно-Сибирское) находились в двойном подчинении - ЦУРеку и Округам путей сообщения.

В условиях новой экономической политики (НЭП) потребовались новые организационно-хозяйственные формы на транспорте. В течение 1923 г. было создано 9 правлений государственных речных пароходств: Волжского, Северо-Западного, Северного, Доно-Кубанского, Верхне-Днепровского, Нижне-Днепровского, Западно-Сибирского, Амурского и Средне-Азиатского. В составе НКПС было организовано Центральное правление речных государственных пароходств (Центрорека). Для управления внутренними водными путями были созданы соответствующие органы в НКПС и в бассейнах.

Реорганизация управления водным транспортом продолжалась весь последующий период. Постановлением ЦИК и СНК от 13.02. 1930 г. были созданы всесоюзные объединения морского и речного транспорта (22 управления речного транспорта).

5 февраля 1931 г. вместо управлений было учреждено 15 государственных пароходств: Волжское, Московско-Окское, Камское, Днепровское, Днепро-Двинское, Северо-Западное, Северное, Доно-Кубанское, Закавказское, Средне-Азиатское, Западно-Сибирское, Енисейское, Восточно-Сибирское, Ленское и Амурское. Были созданы около 50 районных управлений речного транспорта.

В 1937-38 годах созданы Центральное управление речных путей в составе Наркомвода и бассейновые управления пути.

9 апреля 1939 г. на базе Наркомвода созданы Народный комиссариат речного флота и Народный комиссариат морского флота. В систему Наркомречфлота вошли 33 пароходства и 20 бассейновых управлений пути.

15 марта 1946 г. вместо Наркомречфлота образовано Министерство речного флота СССР.

15 марта 1953 г. образовано объединённое Министерство морского и речного флота, которое в 25 августа 1954 г. разделено на Министерство морского и Министерство речного флота СССР.

В 1956 г. вместо Министерства речного флота СССР были созданы соответствующие республиканские органы управления водным транспортом, в т.ч. Министерство речного флота РСФСР.

В 1990 г. в составе Министерства речного флота РСФСР находилось 21 пароходство, 11 бассейновых управлений водных путей, 3 управления судоходных каналов, 128 портов, 109 промышленных предприятий. Суда общего пользования составляли свыше 16 тыс. единиц. Судоходные пути имели протяжённость 100 тыс. км. Перевозки грузов составляли 560-580 млн. тонн.

5 июня 1990 г. на базе объединений, предприятий и организаций системы Министерства речного флота РСФСР был образован Концерн речного флота (Росречфлот). Все члены концерна сохраняли свою хозяйственную самостоятельность.

Концерн осуществлял функции органа государственного управления в вопросах пользования водными путями, контроля за безопасностью судоходства, техническим состоянием и пожарной безопасностью на флоте, координации и согласования с отраслями народного хозяйства вопросов перевозок грузов и пассажиров.

1 июля 1992 г. вышел указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утверждена Государственная программа приватизации.

На речном транспорте к акционированию и приватизации было намечено более 80 % стоимости основных фондов – всё имущество речных пароходств.

В результате акционирования из состава пароходств выделились и стали самостоятельными акционерными обществами многие структурные подразделения. Например, в Западно-Сибирском речном пароходстве самостоятельными АООТ стали Новосибирский, Томский порты и Самусьский судостроительно-судоремонтный завод.

В целях обеспечения государственного управления речным транспортом в условиях переходного периода правительством было принято решение сохранить в государственной собственности контрольный пакет акций(25,5 %).

15 марта 1996 г. образована Федеральная служба речного флота России (Росречфлот) в составе Министерства транспорта РФ, преобразованная в 1996 г. в Государственную службу речного флота.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере внутреннего водного транспорта, гражданской авиации, морского, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 утверждено Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Этапыразвитие речного транспорта Сибири рассмотрим на примере Западно-Сибирского речного пароходства.

Регулярное судоходство на реках Обь-Иртышского бассейна началось с 1838 года, с появлением в Сибири первых пароходов. Водными перевозками в это время занимались 12 частных компаний.Наиболее крупными были фирмы В.Е.Ельдештейна, Е.И.Мельниковой, Г.И.Фуксмана, И.Н.Корнилова.

В 1897 году купцы обратились к Министру Финансов России разрешить учреждение сообщества:

«Владельцы пароходовъ, плавающихъ ныне по рекамъ Западной Сибири коммерции советникъ И.И.Игнатовъ, Казанская первой гильдии купчиха Ольга Петровна Карпова, торговый дом «А.Трапезниковъ и К», потомственный почётный гражданинъ Иванъ Ивановичъ Казаковъ, торговый дом «Михаилъ Плотниковъ и сыновья» и Бийская 1-й гильдии купчиха Елена Григорьевна Морозова ходатайствуют о разрешении, на условиях, изложенныхъ въ представленномъ проекте устава, учредить Товарищество на паяхъ подъ фирмою «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли». По рекамъ Западной Сибири плаваетъ въ настоящее время 104 парохода, изъ которых учредителямъ предположительного Товарищества принадлежитъ: пароходству «Курбатова и Игнатова» 15 пароходовъ, «А.Трапезникова и К» 8 пароходовъ, «Михаилъ Плотниковъ и сыновья» 9 пароходовъ и Морозовой 4парохода- всего 36 пароходовъ 3140 номинальныхъ силъ. Из остальных же 68 пароходовъ имеют: И.Н.Корнилова наследница 11 пароходовъ, пароходство Богословского Горного Округа 7 пароходовъ, купецъ Жернаковъ 4 парохода; прочие же 46 пароходовъ распределяются между другими разными лицами, при чёмъ все означенные выше 68 пароходовъ имеютъ въ общемъ свыше 4500 номинальныхъ силъ.»

Министерство Финансов рассмотрело прошение и проект устава и передало их на заключение Министерству Путей Сообщения. Министерство Путей Сообщения, рассмотрев ходатайство пароходовладельцев и приняв во внимание имеющиеся сведения, доставленные Правлением Томского Округа Путей Сообщения, отзывом от 4 сентября 1896 года за №7225, уведомило Министерство Финансов:

«Соединение интересовъ и средствъ несколькихъ пароходовладельцевъ въ одно товарищество несомненно дастъ значительные сбережения по темъ изъ накладныхъ расходовъ на содержание администрации и пароходовъ, которые прежде производились каждымъ изъ пароходовладельцевъ въ отдельности. Сбережения эти несомненно отразятся на фрахтахъ за перевозку пассажировъ и грузовъ въ смысле их понижения, что для развития торговыхъ сношений и промышленности Сибири крайне важно.

Представляя при сёмъ исправленный проектъ устава Товарищества, Министерство Путей Сообщения полагало - бы таковой проектъ утвердить.

Объ изложенномъ Министръ Путей Сообщения имеетъ честь представить на уважение Комитета Министровъ.

Подпись: Министръ Путей Сообщения князь М.Хилковъ Скрепил: Директор Андриевский.

Министерство Путей Сообщения

Департаментъ шоссейныхъ и водяныхъ сообщений.

Въ С.Петербурге 17 декабря 1897 года № 11.289».

На подлиннике Устава Товарищества написано: «Государь Императоръ уставъ сей рассматривать и величайше утвердить соизволилъ, въ Санктъ-Петербурге, въ 23 день января 1898 года».

Первыми директорами Правления Товарищества были: И.И.Игнатов, С.Е.Селивёрстов, В.Ф.Кельин, Г.Г.Игнатов, Н.Е.Головин.

К 1915 году количество пароходов Товарищества возросло до 49. По реке Обь перевозки грузов флотом Товарищества составляли 26%, по реке Иртыш до 50 %.

16 февраля 1918 года в Новониколаевске исполком Совета народных депутатов издал Постановление о национализации торгового флота.

Первое государственное Западно-Сибирское речное пароходство приступило к работе в апреле 1923 года.

Правление Западно - Сибирского речного пароходства и Управление водных путей Сибири расположилось в г.Омске. Первым председателем Правления стал Дианов Александр Николаевич.

Район деятельности Западно-Сибирского речного пароходства был определён от восточного склона Урала до Байкала и от Северного ледовитого океана до границ с Монголией, т.е. Обь-Иртышский, Енисейский и Байкало-Ангарский бассейны.

Пароходство получило в своё ведение 189 пароходов, 69 катеров, 343 баржи, 44 паузка, 31 дебаркадер.

В 1923 году флотом пароходства перевезено 413 тысяч тонн грузов, в том числе в Обском районе – 140 тысяч тонн, Иртышском-217 тысяч тонн, в Тобольско-Туринском -29,5 тысяч тонн.

7 июня 1924 года Правление Западно - Сибирского пароходства было переведено из Омска в Новониколаевск и расположилось по адресу: улица Коммунистическая №57.

В 1931 году распоряжением Наркомвода из состава Западно - Сибирского пароходства выделяются в самостоятельные предприятия Иртышское, Енисейское, Ленское, Восточно - Сибирское пароходства.

В 1993 году государственное предприятие Западно - Сибирское речное пароходство преобразуется в акционерное общество открытого типа (АООТ «ЗСРП»). С 1998 года пароходство приобретает своё нынешнее название-открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» (ОАО «ЗСРП»).

Навигация 2011 года стала для ОАО ЗСРП последней в сфере активной перевозочной деятельности. Основное ядро флота и перегрузочной техники переданы в аренду ОАО «Томская судоходная компания» с последующим выкупом, а ОАО «ЗСРП» стало подразделением ОАО «ТСК».

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.