Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-12-21 | 561 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Совершенно естественно, что взаимодействие видов транспорта в Единой транспортной системе страны, координация их деятельности, конкуренция должны регулироваться государством.
Анализ транспортной политики основных промышленно развитых стран показывает, что одним из важнейших для них вопросов является выбор сфер и степени вмешательства государства в управление транспортом. Во многих странах государство выступает не только как субъект регулирования на транспорте, но и как участник транспортного рынка.
Причины, определяющие необходимость регулирования его деятельности, разнообразны. Во - первых, это универсальные причины, характерные для всех сфер производства и проявляющиеся в условиях частной инициативы: стремление уменьшить собственные издержки и не участвовать в возмещении общественных затрат, например, на охрану окружающей среды. Во-вторых, специфические причины, характерные для транспорта: во многих случаях транспорт является естественной монополией, особенно капиталоёмкие виды транспорта, развитие которых невозможно без государственной поддержки.
В странах с развитой рыночной экономикой механизм управления транспортом формируется на следующих основных принципах:
- соответствие конституционному разделению полномочий между различными ветвями власти;
- отделение хозяйственных функций от властных;
- законодательное распределение функций управления между центральными, региональными и местными органами власти;
- предоставление возможности участия в решении транспортных проблем (тарифная политика, налоги, развитие инфраструктуры и др.) представителям промышленно - финансовых, торговых кругов и военного ведомства;
- обязательное участие учёных в разработке и обсуждении, как правило на конкурсной основе, целевых комплексных программ развития транспорта, внедрении прогрессивных технических средств и технологий, систем управления транспортом и др.
Государственное предпринимательство, как один из инструментов регулирования, в том числе на транспорте, не отрицается, а находит широкое применение. Причём основная причина убыточности многих государственных предприятий объясняется объективной необходимостью работать не на коммерческих принципах, а также обязательствами выполнять малодоходные транспортные операции, удовлетворяющие общественные потребности, к примеру, перевозки пассажиров в городах и в пригородной зоне. Тем самым такие предприятия сознательно и заведомо обрекаются государством на низкую доходность и даже убыточность. Это, однако, не может служить доказательством неэффективности государственного предпринимательства.
|
Вследствие этого в ряде стран в качестве показателей эффективности работы государственных транспортных предприятий используются не масса и норма прибыли, а себестоимость, производительность труда и другие технико-экономические показатели. Одним из главных показателей эффективности работы государственных предприятий является достижение поставленных социально-экономических целей. Показатели рентабельности применяются, как правило, только в сфере частного предпринимательства.
Анализ практики управления транспортом в развитых странах с различной идеологией регулирования экономики (плановой – в Японии, Франции, Швеции и неплановой – в США, Великобритании, ФРГ) позволил выявить следующие общие тенденции:
а) на государственном уровне:
- изменение роли и места отдельных видов транспорта в экономике: сокра-щение удельного веса перевозок грузов железнодорожным, рост-автомо-бильным и морским, повышение значимости воздушного транспорта;
- участие государства в финансировании крупных инвестиционных транспортных проектов, в первую очередь, в области транспортных коммуникаций;
- высокая доля государственной собственности в железнодорожном и воздушном транспорте;
- специальная поддержка морского транспорта (субсидирование и льготное кредитование строительства и эксплуатации тоннажа, а также его льготное налогообложение; разрешение ускоренной амортизации; поощрение монополизации; расширение государственного участия в частном капитале судоходных компаний);
- широкий набор мер регулирования частных перевозчиков (сертификация, лицензирование, квотирование, регламентация тарифов или их уровней, установление технических и экологических стандартов (норм) эксплуатации);
- прогнозирование развития транспорта;
- поддержка национального транспорта и национального предпринимательства в отраслях, обслуживающих транспортный комплекс;
|
- диверсификация деятельности транспортных компаний, обслуживающих пассажиров и отдыхающих (гостиничный бизнес, туризм, сфера отдыха);
- рост и коммерциализация деятельности транспортных подразделений нетранспортных компаний;
б) на отраслевом уровне:
- создание единых министерств транспорта с функциями: разработка транспортной политики, контроль за деятельностью транспорта в интересах общества (дорожная безопасность, экологический контроль), управление государственными транспортными предприятиями и организациями, содействие техническому прогрессу на транспорте, координация работы ведомств, курирующих отдельные вопросы транспорта;
- факультативные функции единых министерств транспорта: разработка законопроектов по проблемам транспорта, предложений по тарифам и квотам, порядку лицензирования, разработка территориальных и технических норм и правил использования отдельных видов транспорта и перевозочных средств, формирование структуры парков подвижного состава;
- наличие особенных мер управления каждым видом транспорта, определяемых уровнем его развития, экономической и стратегической значимостью, степенью опасности;
- контроль за осуществлением крупных инвестиционных транспортных проектов.
В каждой стране разрабатывается и проводится своя государственная политика на транспорте, с учётом национальных приоритетов и возможностей. Общая цель, которая ставится перед транспортным комплексом, - удовлетворение потребностей экономики страны и населения в перевозках грузов и пассажиров и других транспортных услугах с минимальными затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Катализатором процесса усиления роли государства в транспортном комплексе явилась научно-техническая революция. Она заставила прогрессировать и транспортные отрасли. Широкое распространение в США получиликонвейернаясистема доставки «от двери до двери», «точно в срок», контейнеризация перевозок не только штучных, но и сыпучих и наливных грузов, создание единых производственно - транспортных комплексов и терминалов, стандартизация и унификация перевозочной и отчётной документации, создание единых банков данных перевозчиков и грузовладельцев.
Развитие транспортного комплекса всё более сталкивается с необходимостью решения проблем общенационального и глобального характера: энергетической, освоения ресурсов морей и океанов, охраны окружающей среды и др.
В механизме государственного регулирования экономики важное место занимает государственное стимулирование транспортных отраслей и компаний, повышения их конкурентоспособности. Сюда относятся: капитальные вложения, закупка и развитие экспорта транспортных средств и услуг; финансирование НИОКР, дотации, субсидии и кредиты.
|
Кроме того, государство использует косвенное воздействие посредством налоговой и амортизационной политики.
Правительство через финансовые рычаги воздействует на формирование всех видов транспорта и их инфраструктуры.
Государственное финансирование развития транспорта – одна из традиционных правительственных функций.
Государственное регулирование развития транспортного комплекса должно осуществляться на разных уровнях управления – федеральном, региональном, межрегиональном и местном.
Важнейшим приоритетом в обеспечении эффективного развития транспорта регионов является решение проблемы использования различных организационных структур управления функционированием и развитием территориальных систем по уровням власти. Объективной необходимостью становится усиление государственного регулирования в транспортном комплексе на межрегиональном уровне с формированием и реализацией в сфере транспортной политики логистической концепции сквозного управления.
Государство должно влиять на вопросы развития транспортной и логистической инфраструктуры в транспортных узлах, обеспечения координации и взаимодействия магистральных видов транспорта и транспорта, совершенствования организационно-экономической и производственно - технологи-ческой структуры предприятий транспорта, совершенствования системы транспортно - экспедиционного обслуживания.
Государственное регулирование транспортного комплекса региона должно быть направлено на:
- гармонизацию интересов различных видов транспорта, вступающих в конкурентную борьбу;
- содействие формированию и развитию рынка транспортных услуг на региональном и межрегиональном уровне;
- ускорение процессов перехода транспорта на более высокий организационно-управленческий и технологический уровень;
- повышение качества предоставляемых транспортных услуг.
Взаимодействие различных видов транспорта, рассматриваемое в рамках Единой транспортной системы страны, ни в какой степени не противоречит нормальным рыночным отношениям, свободной конкуренции на транспортном рынке России.
Стержнем государственной транспортной политики России на ближайшие годы должны быть следующие задачи:
1. Обеспечение целостности транспортной системы.
2. Упорядочение ценообразования в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
3. Оздоровление путей сообщения и подвижного состава (доля транспортных средств с повышенным сроком службы недопустимо высока – до 70%).
4. Совершенствование системы управления транспортным комплексом России.
На рис. 1.5. представлены условия, обеспечивающие единство государственного управления транспортным комплексом:
|
Условия, обеспечивающие единство государственного управления транспортным комплексом |
Правовые основы транспортной деятельности и подходы к регулированию всех секторов транспорта должны развиваться на единых принципах |
Распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта должно быть сбалансированным исходя из приоритетов национальной экономики |
Наличие условий для взаимодействия видов транспорта на принципах логистики, межвидовой конкуренции и формирования для этого единого информационного пространства |
Скоординированность усилий и ресурсов федерального центра, регионов и бизнеса в развитии транспортной системы |
Рис. 1.5. Условия, обеспечивающие единство государственного управления
транспортным комплексом
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!