История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-12-21 | 367 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
I. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте структурно-логическую схему по проблеме: «Причины и итоги революций 1917 г. в России».
2. Составьте краткий конспект по проблеме: «Гражданская война в России».
II. План семинарского занятия
Тема «Становление Советского государства»
(форма обучения: очная)
Интерактивное занятие: интерактивная игра «Февральская 1917 г. революция в России» (по отдельному сценарию).
(форма обучения: очная, заочная)
1. Октябрьский переворот 1917 г. Первые декреты Советской власти.
2. Учредительное собрание и его судьба.
3. Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года.
4. Причины Гражданской войны в России.
III. Р екомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Рассматривая события Первой мировой войны, следует установить их связь с революционными потрясениями 1917 года:
— падение самодержавия было спровоцировано не самим участием России в войне, а неудачным для нашей страны ходом боевых действий на Западном фронте, «Великим отступлением» 1915 года и утратой части территорий страны;
— катастрофический характер имело решение императора возглавить армию — не только потому, что именно на Николая II теперь возлагали вину за неудачный ход войны, но и вследствие утраты находящимся на фронте государем контроля над ситуацией в стране, в частности, в Петрограде;
— хаотические кадровые назначения — «министерская чехарда» — ослабили правительство и сделали его фактически недееспособным;
— престиж династии был подорван слухами о стремлении императорской семьи (имевшей династические связи с немецким императорским домом) заключить сепаратный мир с Германией;
— этими слухами активно пользовалась оппозиция, укрепившая свои позиции путем создания организаций, помогавших фронту («Земгор», военно-промышленные комитеты) и стремившаяся заменить Николая II более приемлемой фигурой;
|
— экономические потрясения в годы войны спровоцировали новый рост массового движения, которое в итоге и свергло самодержавие.
События от Февраля к Октябрю 1917 г. — череда политических кризисов, порожденных продолжающейся неудачной войной, слабостью имперской власти (в условиях постепенно распада самой империи) и откладыванием решения самых насущных проблем, в том числе вопроса о форме правления и о земле. Эти проблемы должно было решить всенародно избранное Учредительное собрание. Октябрьский переворот и создание нового Советского правительства мотивировались необходимостью образования подлинно народной власти «для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания». Изучая последующие события, важно ответить на вопрос: почему, придя к власти, большевики перестали нуждаться в Учредительном собрании?
Подготовка к интерактивной игре «Февральская 1917 г. революция в России» ведется в соответствии с отдельным сценарным планом. Основой для подготовки являются как рекомендуемые ниже источники по истории России, так и исследования отечественных и зарубежных историков.
Для систематизации знаний по начальному этапу истории Советского государства целесообразно составить отдельную хронологическую таблицу (по аналогии с Табл. 4, тема 2.2).
IV. Рекомендуемые источники
Источники
1. XX. Россия в 1917 г. // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Проспект, 2001. — С. 385—414.
2. Советская Россия в конце 1917—1920 гг. // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Проспект, 2001. — С. 415—447.
Основная литература
1. Колосов, В. А. Отечественная история. — Часть 3 (XX в.) / В. А. Колосов. — Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. — С. 5—17.
|
2. Отечественная история: элементарный курс: учебное пособие / под ред. проф. И. М. Узнародова, проф. Я. А. Перехова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2006. — С. 163—170.
Дополнительная литература
1. Анисимов, Евгений. История России от Рюрика до Путина: Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. — СПб.: Питер, 2006. — С. 297—300.
2. Верт, Николя. История Советского государства: 1900—1991 / Н. Верт; пер. с фр. — М.: Весь Мир, 1997. — С. 74—162.
3. Ходяков, М. В. Новейшая история России: 1914—2002: учебное пособие / М. В. Ходяков. — М.: Юрайт-издат, 2004. — 525 с.
4. Мунчаев, Ш. М. История Советского государства: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. — М.: Норма, 2002. — 704 с.
5. Миронов, Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века / Б. Н. Миронов. — М.: Новый хронограф, 2010. — 911 с.
6. Кара-Мурза, С. Гражданская война (1918—1921) — урок для XXI века / С. Кара-Мурза. — М.: Алгоритм, 2003. — 256 с.
Интернет-ресурсы
1. Об отречении Государя Императора Николая I от престола Российского и о сложении с себя верховной власти. — Режим доступа:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/03_17.htm.
2. Декреты Советской власти 1917—1918 гг. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/index.html.
3. Конституция (Основной закон) РСФСР от 10 июля 1918 г. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Современные историки полагают, что Февральская и Октябрьская революции 1917 г. — части единого революционного процесса (единой «Революции 1917 года». Докажите или опровергните это утверждение.
2. Что такое «двоевластие»? Кому реально принадлежала власть в стране весной-летом 1917 г.?
3. Как происходили подготовка и проведение Октябрьского переворота? Можно ли утверждать, что главную роль в свержении Временного правительства сыграл лидер большевиков В.И. Ленин?
4. Каковы были причины Гражданской войны? Назовите основные этапы войны и противоборствующие силы.
5. Что такое «военный коммунизм»? Была ли эта политика вызвана условиями Гражданской войны или отражала идеологию коммунистического руководства страны?
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!