Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-12-21 | 394 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
I. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте краткий конспект по проблеме: «Проекты преобразований в России в первой половине XIX в.».
2. Составьте структурно-логическую схему по проблеме: «Общественное движение в России в 1830—1850-е гг.».
II. План семинарского занятия
Тема «Русское общество в первой половине XIX века»
(форма обучения: очная)
Интерактивное занятие: интерактивная игра на тему «Русское общество в первой половине XIX века: люди и идеи» (по отдельному сценарию).
III. Р екомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Первая половина XIX столетия оказалась эпохой несбывшихся планов социально-политической модернизации России. Российское правительство понимало, что перед ним стоят два главных вопроса:
1. провести государственные реформы с целью создать более эффективную и современную систему управления и
2. упорядочить социальные отношения, в том числе решить крестьянский вопрос.
При изучении данного вопроса следует понять, что в России, где государство традиционно стояло над обществом и подавляло общественную самодеятельность, где господствовали крепостничество и сословный строй, модернизация была особенно затруднена. Модернизация фактически означало бы самоликвидацию самодержавия, а российское правительство пойти на такую самоликвидацию было еще не готово. Поэтому реформаторская деятельность Александра была сложной и противоречивой. Административные реформы, проведенные при Александре I, сохранили всю полноту власти в руках императора. Либеральные проекты ограничения самодержавия и введения конституции не были реализованы; российским подданным не были предоставлены не только политические, но и реальные гражданские права; крепостное право в России сохранилось.
|
Разочарование в реформаторской политике власти породило декабристское движение, которое, в свою очередь, определило характер царствования Николая Павловича (1825—1855 гг.). Понимая необходимость решения многих назревших вопросов, таких, как введение более современной системы управления или отмена крепостного права, новый государь не решался на кардинальные шаги, поскольку не доверял обществу и считал, что только сильная самодержавная власть, опирающаяся на силу закона, способна удержать Россию от потрясений.
Подготовка к семинару — интерактивной игре на тему «Русское общество в первой половине XIX века: люди и идеи» ведется в соответствии с отдельным сценарным планом. Основой для подготовки являются как рекомендуемые ниже источники по истории России, так и исследования отечественных историков. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопрос о будущем России рассматривался русским обществом указанного периода через призму исторического пути нашей страны в сравнении с историческим путем Запада.
Для систематизации знаний по истории Российской империи первой половины XIX в. целесообразно составить отдельную хронологическую таблицу (по аналогии с Табл. 4, тема 2.2).
IV. Рекомендуемые источники
Источники
1. XII. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в. // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Проспект, 2001. — С. 220—242.
2. XIII. Общественное движение в России в первой половине XIX в. // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Проспект, 2001. — С. 243—258.
Основная литература
1. Щербина, А. В. Отечественная история: учебное пособие / А. В. Щербина. — Часть 2 (XVIII — начало XIX вв.). — Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. — С. 78—101.
|
2. Отечественная история: элементарный курс: учебное пособие / под ред. проф. И. М. Узнародова, проф. Я. А. Перехова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2006. — С. 97—124.
Дополнительная литература
1. История России: IX—XXI вв.: от Рюрика до Путина: учебное пособие / отв. ред. Я. А. Перехов. — Изд. 4-е. — М.: Ростов н/Д, 2007. — С. 319—359.
2. Анисимов, Евгений. История России от Рюрика до Путина: Люди. События. Даты / Е. В.Анисимов. — СПб.: Питер, 2006. — С. 249—274.
3. Гордин, Я. Л. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года / Я. А. Гордин. Л.: Лениздат, 1989. — 400 с.
4. Империя и либералы (Материалы международной конференции): сборник эссе. — СПб: Журнал «Звезда», 2001. — 328 с.
5. Выскочков, Леонид. Николай I / Л. В. Выскочков. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 694 с.
6. Янов, А. Л. Патриотизм и национализм в России: 1825—1921 / А. Л. Янов. — М.: Академкнига, 2002. — 398 с.
Интернет-ресурсы
1. Сперанский, Н.М. Введение к уложению государственных законов (План всеобщего государственного образования). — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/speran.htm.
2. Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm.
3. (Пестель, П.) Русская правда: вторая редакция. — Режим доступа: http://decemb.hobby.ru/index.shtml?archive/r_true2.
4. Муравьев, Н. Коснтитуция. — Режим доступа: http://decemb.hobby.ru/index.shtml?archive/c_nikita.
5. Кюстин, А. де. Россия в 1839 году. — Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/k/kasyanov/kus_00.html.
6. Герцен, А. И. Произведения 1851—1852 годов. — Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0370.shtml.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие цели в области внутренней политики преследовал Александр I при восшествии на престол? Насколько эти цели были реализованы?
2. Как отнеслось русское общество к политике Александра Павловича? Чем было вызвано формирование такого общественного феномена, как декабризм?
3. Охарактеризуйте программу, социальный состав и тактику декабристского движения. Как вы полагаете, имели ли 14 декабря 1825 г. декабристы шансы на победу?
4. Как повлияло движение декабристов на характер правления Николая Каковы основные внутри- и внешнеполитические итоги Николаевской эпохи?
5. Охарактеризуйте дискуссию в русском обществе 30-50-х гг. об историческом пути России. Какую роль в данной дискуссии сыграли «Философические письма» П.Я. Чаадаева?
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!