Модуль 3. Российская империя (XVIII — начало XX вв. ) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Модуль 3. Российская империя (XVIII — начало XX вв. )

2017-12-21 290
Модуль 3. Российская империя (XVIII — начало XX вв. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3.1. Становление Российской империи при Петре I.

Россия в XVIII столетии

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Составьте краткий конспект по проблеме: «Реформы Петра Великого».

2. Составьте краткий конспект по проблеме: «Россия при преемниках Петра Великого в XVIII столетии».

 

II. План семинарского занятия

Тема «Россия при Петре I и Екатерине II»

(форма обучения: очная)

Интерактивное занятие: Семинар — круглый стол на тему «Проблема адаптации западных идей и практик в Российском государстве эпохи Петра Великого» (по отдельному сценарию).

 

(форма обучения: очная)

1. Последствия эпохи «дворцовых переворотов» для государства Российского.

2. Работа Уложенной комиссии 1767—1768 гг. «Большой наказ» Екатерины II.

3. Губернская реформа 1775 г.

4. Социальная политика Екатерины Великой. «Жалованные грамоты» дворянству и городам.

 

III. Р екомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию

Главные усилия Петровского правительства были сосредоточены в сфере внешней политики. Решение внешнеполитических задач — обеспечение для России морских коммуникаций и превращение нашей страны в европейскую державу — было для Петра Великого едва ли не главной целью его жизни; однако эта цель оказалась невыполнима без реформирования государственного аппарата, финансовой системы, подъема экономики страны. Историк В.О. Ключевский отмечал: «Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа — ее начальным моментом, устройство финансов — ее конечной целью. Преобразованием государственной обороны начиналось дело Петра, к преобразованию государственного хозяйства оно направлялось; все отдельные меры были либо неизбежными следствиями начального дела, либо подготовительными средствами к достижению конечной цели. Сам Петр I ставил свою преобразовательную деятельность в такую связь с веденной им войной».

Петровские реформы начали процесс модернизации России. Но необходимо учитывать, что модернизация имела ограниченный характер. Вводимые по западному образцу государственные учреждения функционировали на основе русской традиции управления; новые предприятия базировались на труде крепостных рабочих.

Развитие России в XVIII в. столетии было крайне сложным и в значительной степени определялось династическим фактором, а именно частой сменой императоров и императриц на престоле и отсутствием преемственности в проводимом ими курсе. Студенту необходимо понять, что эпоха «дворцовых переворотов» стала следствием нового порядка престолонаследия, установленного Петром Великим. Отказ от этого порядка произошел только при Павле I, в 1797 году.

Важной эпохой развития Российской империи стало правление Екатерины Великой (1762—1796 гг.). Для понимания особенностей российского просвещенного абсолютизма надо изучить «Большой Наказ», составленный императрицей для Уложенной комиссии 1767 г. Идеи этого наказа воплотились в реформах 1775—1785 гг. В свою очередь, губернская реформа 1775 г. была продиктована пониманием со стороны правительства, что наиболее слабое звено в системе управления — местная администрация. «Пугачевщина» показала важности усиления административного аппарата на местах и издания «Жалованных грамот» для российских сословий. Но, ужесточая крепостное право, власть не решилась издать новое законодательство о крестьянах.

Подготовка к семинару — круглому столу «Проблема адаптации западных идей и практик в Российском государстве эпохи Петра Великого» ведется в соответствии с отдельным сценарным планом. Основой для подготовки являются как рекомендуемые ниже источники по истории России, так и исследования отечественных историков.

Для систематизации знаний по внутри- и внешнеполитической истории Российской империи XVIII столетия целесообразно составить отдельную хронологическую таблицу (по аналогии с Табл. 4, тема 2.2).

 

IV. Рекомендуемые источники

Источники

1. IX. Россия в конце XVII в. — первой четверти XVIII в. Петровские преобразования // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Проспект, 2001. — С. 159—185.

2. XI. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой // Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Проспект, 2001. — С. 200—219.

Основная литература

1. Щербина, А. В. Отечественная история: учебное пособие / А. В. Щербина. — Часть 2 (XVIII — начало XIX вв.). — Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. — С. 5—77.

2. Отечественная история: элементарный курс: учебное пособие / под ред. проф. И. М. Узнародова, проф. Я. А. Перехова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2006. — С. 81—96.

Дополнительная литература

1. История России: IX—XXI вв.: от Рюрика до Путина: учебное пособие / отв. ред. Я. А. Перехов. — Изд. 4-е. — М.: Ростов н/Д, 2007. — С. 238—318.

2. Анисимов, Евгений. История России от Рюрика до Путина: Люди. События. Даты / Е. В.Анисимов. — СПб.: Питер, 2006. — С. 184—248.

3. Каменский, А. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация / А. Каменский. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 328 с.

4. Павленко, Н. И. Петр I / Н. И. Павленко. — 7-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 428 с.

5. «Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе»: к проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи / отв. сост. А. В. Доронин. — М.: РОССПЭН, 2008. — 255 с.

6. Исабель де Мандриага. Россия в эпоху Екатерины Великой / Исабель де Мандриага; пер. с англ. Н.И. Лужецкой. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 976 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Указ об учреждении губерний и о росписании к ним городов (18 декабря 1708 г.). — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gub1708.htm.

2. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе (22 февраля 1711 г.) — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat1.htm.

3. Устав Воинский (30 марта 1716 г.). — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Ystav1716.htm.

4. Табель о рангах (24 января 1722 г.). — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm.

5. Устав о наследии престола (5 февраля 1722 г.). — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/prestol1.htm.

6. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (21 апреля 1785 г.). — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/dv_gram.htm.

7. Грамота на права и выгоды городам Российской империи (21 апреля 1785 г.). — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Можно ли утверждать, что внутриполитические преобразования Петра Великого служили лишь инструментом для решения внешнеполитических задач?

2. Каким принципам должен был соответствовать реорганизуемый Петром Алексеевичем административный аппарат? Назовите основные изменения, произведенные в сфере высшего, центрального и местного управления.

3. Покажите, как оценивались реформы Петра I в отечественной историографии.

4. Почему правление Екатерины II было названо «просвещенным абсолютизмом»? Какие реформы осуществила данная императрица и чем отличалась политика ее сына, Павла I?

5. Чем были вызваны социальные протесты в Российской империи в XVIII в.? Покажите рост социальных противоречий в русском обществе на примере «Пугачевщины».


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.