Проектирование и прогнозирование в социально-культурной сфере. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проектирование и прогнозирование в социально-культурной сфере.

2017-12-09 1877
Проектирование и прогнозирование в социально-культурной сфере. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социокультурное проектирование - это, с одной стороны, специфическая технология представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструктирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению моделей будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни учреждения, социального института. Объектом проектирования является социально-культурная сфера, включающая в себя широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по своей природе либо, преимущественно, к сфере «социального», либо «культурного». Преобладающая ориентация проекта на решение социальных или культурных проблем определяет специфику проектной деятельности. Социокультурную сферу представить как совокупность субъектов культурной деятельности, являющихся: а) носителями идей, инициатив, технологий, традиций; б) носителями определенных проблем. Именно переживания проблемной ситуации делает человека потенциальным или реальным участником культурных проектов и программ. Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации. Ситуация - это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальных групп, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностей ориентацией, характер его окружения, отношения с другими людьми. Вслед за характеристикой социокультурной ситуацией необъходимо сформулировать проблемы. В самом общем смысле проблемы - это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой - результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должно быть направлена разрабатываемая программа. Особую важность при разработке социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально-психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную части проекта - цели, задачи, виды и содержание деятельности. В социально-культурное проектирование особое место региональное проектирование. Именно ремонт представляет собой совершенно конкретный объект управления и на его уровне возникает объективная возможность осуществляет управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления. Прогнозирование в широком смысле – предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Прогнозирование – это форма конкретизации научного предвидения, процесс разработки прогноза. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках его (данного состояния) достижения. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер. Главная задача прогнозирования – научная разработка прогнозов. Социально-культурное прогнозирование – это исследование перспектив социально-культурных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности планирования и управления сферой культуры. Оно отличается предметной сферой и специфичной методикой. Объектом социокультурного прогнозирования могут быть все досуговые системы, все социокультурные явления, протекающие в обществе. Под социокультурным прогнозированием понимают только прогнозы, связанные со структурными, ценностными организационно-управленческими, временными и пространственными применениями изучаемых явлений, прогнозы изменений в структуре социально-культурных потребностей, социальной организации и управлении. Прогнозирование представляет собой форму предвидения, выполняющую функции целеполагания, программирования и управления планируемым процессом или явлением на основе выявленных параметров и тенденций его развития. Уникальные операции проектирования осуществляются с помощью мето­дов экстраполяции, моделирования и экспертизы. Следовательно, в основе прогнозирования лежат три взаи­модополняющих источника информации о будущем: а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для по­лучения выводов прогнозного характера; в) прогнозная оценка эксперта. В соответствии с этим существуют три способа разработки прогнозов, дополняющие друг друга: а) анкетирование (интер­вьюирование, опрос); б) экстраполирование и интерполирова­ние – построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса; в) мо­делирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта. Социально-культурные прогнозы осуществляются в отно­шении тех явлений, которые можно видоизменить средствами управления. Разработка прогнозов всегда ориентирована на повышение эффективности принимаемого управленческого решения. Различают несколько видов прогнозов. Наиболее распро­страненными из них являются поисковые (эксплоративные) и нормативные прогнозы. Поисковый прогноз – определение возможных состояний явлений в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущем тенденций, явлений, наблю­даемых в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на во­прос: что вероятнее всего произойдет при условии существующих тенденций развития объекта или явления. При этом мы исходим из того, что никаких управленческих воздействий на это развитие оказано не будет. Поисковый прогноз характеризует тенденции развития досуговой системы действия объективных законов и предполагает отсутствие це­ленаправленного вмешательства людей. Но так как на практике проект всегда связан с назреванием тех или иных проблем в развитии изучаемого явления, подлежащих управленческому решению, то конечным продуктом поискового прогноза обычно является система перспективных проблем «предупреждающая» прогнозная информация, которая побуждает работником социально-культурного сервиса принимать или корректировать управленческие решения. Нормативный прогноз – это определение путей и сроком достижения возможных состояний изучаемого явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желаемого состояния на основе заранее заданных идеалов, норм и целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: как и ми путями вероятнее всего достичь желаемого состояния объекта в будущем. Он отвечает на вопрос: что именно желательно и почему. При этом происходит построение определенной шка­лы возможностей с распределением предпочтительности от не­желательного к более желательному и наиболее желательному. Плановый прогноз – это предвидение хода выполнения планов. Прогноз не альтернативен плану, он является одним из инструментов его разработки. На практике прогноз может предшествовать плану в составе предплановых разработок, может сопутствовать ему в ходе необходимой коррекции при­нятых решений, может следовать за ним. Прогноз представляет собой синтез поисковой и нормативной информации для приня­тия решения. По особенности объекта социально-культурного прогнозирования различают экономические, научно-техниче­ские, демографические, социологические и другие прогнозы. Экономический прогноз – научно обоснованное предвиде­ние возможных направлений развития экономики культуры. Социологический прогноз позволяет оценить социальную структуру общества в будущем и определить досуговые по­требности различных групп населения.

Демографический прогноз – это предвидение изменений в абсолютном и относительном составе, территориальном раз­мещении, профессиональной ориентации населения. В зависимости от формы выражения различают качествен­ные и количественные прогнозы. Количественные прогнозы со­держат числовую оценку прогнозируемых показателей, а качественные носят описательный характер особенностей явления или объекта. По характеру отношений прогноза к состоянию объекта прогнозирование в перспективе различают условные (активные) прогнозы, которые позволяют оценить возможные направления, развитие явлений при влиянии на них внутрен­них и внешних факторов, и безусловные (пассивные), харак­теризующие будущее развитие как результат движения по инерции, закономерности которого сформированы в прошлом и настоящем. Прогнозирование является составной частью процесса раз­работки социокультурного проекта. Прогнозирование связано со всеми этапами проектировочной деятельности педагога и нацелено на целеполагание, анализ, оценку и самооценку, пла­нирование действий и их коррекцию, отбор способов и методов проектирования, организацию процесса достижения целей и решения задач, возникающих при реализации проектов. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социокультурное прогнозирование по­зволяет предвосхищать различные варианты продвижения и развития систем сферы досуга. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффектив­ным – проектирование. Прогнозирование, как особая социокультурная технология подразумевает наличие трех самостоятельных частей: а) определение исследовательского прогноза; б) определение нормативного прогноза; в) верификация и корректировка прогнозов в соответ­ствии с целями и задачами, ресурсами и сроками. Необходимо выделять следующие условия, которые позво­ляют конструировать будущее социально-культурных процес­сов. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией су­ществуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития. Во-вторых, в социокультурных объектах обычно имеется запас внутренних ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социокультурной задачи. В-третьих, общественным структурам присуще испыты­вать значительные деформации, что и может быть использова­но для реализации предпочитаемого варианта будущего раз­вития.

В-четвертых, перспективные цели, родственные по содер­жанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть; реализована различными средствами. Кроме того, необходимо учитывать, что каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте пря­мо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти – вто­ричные, изменения посредством обратных связей, в свою оче­редь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраня­ющая совокупность этих связей существенна. Однако следует признать, что даже самый точный прогноз возможных вариантов социокультурного будущего не дает аб­солютно точной и полной картины. И в принципе дать не может потому, что невозможно однозначно сформулировать суммар­ный аффект взаимодействия разных векторов различных со­циокультурных сил и социокультурных процессов. Даже самая точная методика проектирования не дает полного объяснения реальных социокультурных процессов, которые могут быть скрыты и не осмыслены субъектом социокультурного проектирование, или осмыслены таким образом, что не дает возможности закономерным образом вывести из них все возможные следствия.

Билет 13 Вопрос 1


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.