Социальная работа, ее сущность, функции и особенности развития в современных условиях. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социальная работа, ее сущность, функции и особенности развития в современных условиях.

2017-12-09 489
Социальная работа, ее сущность, функции и особенности развития в современных условиях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многоплановость и противоречивость современных социокультурных процессов усилили потребность в реформировании социальной сферы, создании эффективной системы социальной защиты населения. Начиная от идей Платона и Аристотеля, проблема социальной справедливости рассматривалась как создание равных реальных жизненных возможностей для проявления и осуществления интеллектуальных творческих сил, что является важнейшим критерием цивилизованного общества. Социальная политика, социальная помощь и защита, социальная работа – категории, которые за последние годы стали актуальнейшими для российского общества. Социальная работа занимает особое место среди современных типов профессиональной деятельности. Ее особенностью является то, что она возникла из непосредственно практической деятельности по обеспечению жизнедеятельности людей, оказанию им помощи, защите их прав и интересов. Содержание социальной работы отражается в многочисленных определениях, разработанных учеными разных стран. Американские ученые М. Саппс и К. Уэллс считают, что «социальная работа – это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функции, снимать состояние дискомфорта и стресса». Международной федерацией социальных работников принято такое определение: «Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении социальных преобразований в обществе». Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене «социальная», который выражает многообразные способы и формы существования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов. Социальная деятельность служит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприятных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами. Главная функция социальной сферы – воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизнедеятельности. Проблемами социальной работы являются бедность, бездомность, безработица, социальная изоляция и одиночество, сиротство; остро стоят проблемы беженцев, насилия над личностью, неравенства, алкоголизма, наркомании, преступности, организации досуга подростков, защиты интересов семьи и детства, инвалидов и престарелых людей. Современное понимание миссии социальной работы таково: государство в цивилизованном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты населения, проводниками которой являются социальные работники. На данном этапе развития общества существует две составляющие социальной работы: социальная защита и социальные услуги. Современный социальный работник – это специалист в области социальной технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности человека, способный прийти на помощь. Он должен: знать исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения; иметь навыки социальной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения; обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, иметь педагогическую наклонность; иметь высокую юридическую подготовленность; быть компетентным в медико-психологических вопросах; обладать высокой коммуникативной культурой; неукоснительно выполнять профессиональный этический кодекс, активно проводить в жизнь социальную политику государства по гармонизации личности и общества. В нашей стране должность социальных работников официально учреждена только в 1991 году по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров Российской Федерации. В экспериментальном порядке к подготовке социальных работников в России подключилось 32 учебных заведения. Для координации научной и учебной деятельности в Москве был создан Российский государственный социальный институт. Сегодня растет понимание того, что социальная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специальные межвузовские и международные конференции, обсуждающие эффективность использования результатов научных исследований. Приказом Госкомобразования СССР от 1 августа 1991 г. №376 25 сентября был утвержден учебный план специальности 0312 – «социальная работа». Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров, которая предполагает: широкий социально-политический кругозор; навыки социального анализа ситуации и умение на его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными категориями населения; умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности; коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность воздействия на интеллектуальный, психологический и физический потенциал человека. Социальная ориентированность является профессиональным качеством социального работника, которое вырабатывается в процессе практической деятельности путем уточнения и развития теоретических положений на практике, в конкретных жизненных обстоятельствах. Для социального работника важным является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами, разрешение проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным является комплексное практическое использование методов и теорий психологии. Ослабление личностной, индивидуальной субъективности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъективность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы – создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъективности, оказание помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Именно эти вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, становятся в данном случае в центр внимания. Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера. Психологическое обеспечение социальной работы важно и в том, что, несмотря на уменьшение общественного участия в социальной помощи, наблюдаемое в настоящее время в нашей стране, начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуждающихся людей, которыми была богата Россия в прошлом. Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления: психодиагностика; психологическое консультирование; использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом. Психология представляет большие возможности использования в социальной работе различных способов воздействия на личность. Существует ряд психологических моделей, предлагающих не только методологические и теоретические положения, но и различные технологии. Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от психологической компетентности, опыта специалиста и знания им психологии. Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная задача использования различных технических приемов, технологий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из направлений интеграции психологии и социальной работы. Государство в своей деятельности прибегает к юридическому регулированию, имея в своем арсенале методы принуждения и наказания за нарушение уставных норм. Социальный работник не может использовать насильственные методы. Опыт подготовки профессионалов социальной сферы в нашей стране показывает, что пока трудно проследить сильную устойчивую мотивацию, влияющую на выбор именно этой специальности. Профессию социального работника, по мнению иностранных специалистов, выбирают люди, ориентированные своим воспитанием, личностными предпосылками, предшествующим жизненным опытом на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим. Эта работа трудна и опасна, т.к., помимо социальной защиты, социального обеспечения населения, приходится общаться с правонарушителями, преступниками, социально ущербными элементами. Семейные традиции, кризис в отношении с детьми или родителями, бегство подростков из дома, «влияние улицы», детские социальные болезни, порожденные нашим «бизнес-веком», случаются в наши дни как в семьях бедняков-иммигрантов, так и в семьях обеспеченной элиты. Роль социального работника – психолога и педагога в решении проблем общества, особенно среди молодежи, трудно переоценить.

Билет 21 вопрос 1. Маркетинг культурно-досуговых услуг. Только рыночные отношения позволяют покупателям найти продавцов, а продавцам – покупателей. Субъекты социально-культурной деятельности стремятся четко ориентироваться в рыночных отношениях, добиваясь в предоставлении культурно-досуговых услуг максимальных экономических результатов с наименьшим риском, регулировать определенные рыночные процессы с целью обеспечения себе коммерческо-хозяйственного преимущества. Достижение этого преимущества возможно благодаря умелому применению принципов, методов, приемов маркетинга – системы социально-экономической деятельности в условиях рыночных отношений в обществе. К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой – усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности. Субъекты социально-культурной деятельности строят свою деятельность, подчиняясь основному ключевому требованию – активизировать свои творческие возможности, которые реализуются, поскольку главная задача цивилизованного общества – удовлетворять спрос потенциальных потребителей. Маркетинг определяет: что производить, для кого, по какой цене, в каком количестве, ассортименте и когда, продвижение культурно-досуговых услуг. Основу маркетинга составляют изучение рынка, разработка различных социально-культурных программ и их реализации путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных, четкая организация продвижения культурно-досуговых услуг, установление оптимальных цен и тарифов, развертывание служб сервиса и функционирование инфраструктуры культурно-досуговых услуг. Маркетинг направлен на постоянный поиск рационального сочетания традиционных и принципиально новых культурно-досуговых услуг. Соблюдая при этом свободу выбора форм организации досуга населения, добровольность и активность различных групп посетителей учреждений социально-культурной сферы, инициативу всевозможных социальных групп и индивидуумов. Маркетинг – один из видов управленческой деятельности, опирающихся на прогнозировании, нацеленный на выявление запросов потребителей и их обязательное полное удовлетворение. Однако прогнозирование социально-культурной деятельности существенно отличается от прогнозирования научно-технического прогресса, где достигнуты определенные успехи. Это обусловлено и широким многообразием сложных динамических процессов, влияющих на характер и содержание свободного времени различных групп населения и универсального характера воздействия культурно-досуговой деятельности на личность, что в свою очередь определяет трудность исследования механизмов и результатов этого воздействия. Прогнозирование социально-культурной деятельности органически связано с учетом ее закономерностей как системы непрерывно проявляющихся, объективно существующих, необходимых и устойчивых связей и отношений социально-культурной деятельности в условиях свободного времени. Они заключаются в: определенной направленности социально-культурной деятельности; обеспечении педагогической целесообразности социально-культурной деятельности; дальнейшем развитии общественно-политических и духовных интересов и потребностей

Билет 21 вопрос 2


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.