Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.

2017-12-09 455
Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Истоки общества рационального досуга уходят в глубины истории, в Древний Восток, Античный мир, в эпоху Возрождения, в языческие традиции доколумбовой Америки; в иудаизм, христианство, ислам; в философию, социологию, психологию, педагогику и др. науки о человеке, который по мере развития цивилизации все в большей степени становится хозяином своего времени, постигает ценность досуга и формирует в себе умение и навыки его разумного использования. Элементы складывающегося восприятия досуга как средства рекреации и фактора духовной жизни встречаются в различных материалах по истории Китая, Индии, Египта, Двуречья, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америки, Британских Островов, Западной и Восточной Европы. Относительно сложившаяся система взглядов на содержание, формы, аксиологии досуга изложена в философии Платона (досуг как один из регламентированных компонентов функционирования государства; искусство, празднества, хороводы как «этическая униформа», порождающая строго определенный настрой граждан), Аристотеля (свободное время как «высокий досуг» для реализации «самоценности» личности, раскрытия ее творческих потенций в государстве демократии), Демокрита, Сократа, Эпикура, Сенеки. С распространением христианства углубляется противоречие между пониманием досуга: а) как праздности, обнажающей сущность и бренность человека; б) как высшей созерцательности, поднимающей его над повседневной будничностью жизни, над условностями общества. В Испании, Англии, Франции, Италии, Германии XVII в. аристократы - вольнодумцы, разночинцы отстаивают право на досуг как источник наслаждений и удовольствий - неотъемлемую часть прогрессивной модели образа жизни, завещанную титанами Возрождения. Чрезмерная праздность постепенно уступает место более рациональному, целеустремленному досугу: образованию, просвещению, художественному любительству, спорту, внутренней работе над собой. Аристократия выступает как носитель высоких культурно-досуговых потребностей. В народной культуре всех континентов к первым социокультурным технологиям относятся праздники и обряды. Им присущи ритуальность и многоликость: праздники Дионисия (Эллада), Дракона (Китай), Слонов (Индия), Кита (народы Севера), Цветов (Кипр), Розы (Болгария), карнавалы (Италия, Латинская Америка), фиеста (Куба), Новый год по юлианскому, григорианскому, лунному календарям. Народные обычаи и традиции новогодних празднеств. Религиозные праздники. Государственные, викторианские, революционные, сезонные праздники. Традиции светских праздников международного значения: Татьянин день, Валентинов день, День Смеха, Первомайские праздники, Олимпийские игры и др. Генезис народного творчества и его влияние на развитие содержания и форм досуга: греки, цыгане - врожденные артисты, канадцы - танцоры, немцы - любовь к литературе, музыке; японцы - ко всему красивому; французы - коммуникабельные, Италия - традиции театра, певческого искусства. Художественные, спортивные, прикладные пристрастия и дарования разных народов. Клубная культура и ее корни. Клуб как социально-культурное явление и форма досуговой самоорганизации, как многофункциональный комплекс, состоящий из образовательной, общественно-полезной, развлекательной деятельности на средства членских взносов. Три уровня взаимоотношений клубной организации и социума: тесное взаимодействие с преобладанием социальных интересов над культурой; дистанцированное, обособленное существование клуба и общества; интегральное, сбалансированное, творческое сотрудничество. Мужские и женские дома первобытной эпохи как потребность в многостороннем приобщении к жизни коллектива (рода, общины, племени), в общественном очаге. Объединения свободных граждан в античные времена как общественные места всестороннего проявления и самовыражения человека эпохи зрелой афинской демократии, когда досуг был основой свободной деятельности во всех сферах культурной жизни и был самоценен сам по себе. Система воспитания: школы мальчиков, юношеские объединения (аггелы), мужские союзы (сисситии в Афинах, фидитеи в Спарте, гимназии, гетерии на Крите); виды деятельности: общественные обеды, подготовка юношей к воинской службе и самостоятельной жизни, философские беседы, дебаты, риторика, развлечения. Ремесленные мастерские как своеобразные клубы: Фантомные клубы простолюдинов без четких организованных начал. Римский период: школы философов-эпикурейцев, стоиков, академиков; кружки молодых поэтов, художников. Термы-римские бани для знати - как культурно-оздоровительный комплекс и клуб. Коллегии как локальные институциональные и досуговые общности: по профессиональному признаку; землячества; почитателей различных богов. Капелеи, трактиры, агоры. Модификации клубных форм в культуре средних веков: XI в. - век светской рыцарской культуры; XII-XIII века - городской крестьянской или народной. Монастыри - социальные институты евразийского Средневековья. Аскетические движения и кружки, культурные центры частных инвесторов. Рыцарские общества, рыцарские ордена - формальные носители миропорядка, чести, духовности, воинской доблести с элементами клубной этики. Студенческие университетские веселые компании, бродячие клирики, ваганты, жонглеры, трубадуры - зачинщики неформального, нерегламентированного досуга. Школы майстерзангеров (поэтов-песенщиков) в Германии XIV-XV вв.. Начало клубного движения в Англии XVI-XVII вв, аристократический и элитарный клубный досуг XVIII-XIX вв; развитие клубов в двух направлениях: на основе интереса к конкретному делу (спортивные, танцевальные, музыкальные), по четко выраженной социальной ориентации (клубы рабочих, служащих, подростков, моряков). Политические клубы, женские клубы, деревенские клубы. Французские клубы как порождение революционных эпох: Великой Французской революции 1789 года и Парижской Коммуны 1871 года. Салоны как центры просвещения, Якобинский клуб, Общество друзей Конституции, народные собрания; клубы, ассоциации, гильдии. Клубы – церкви. Клубы – кафе.

Билет 14 вопрос 1


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.