Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в 1917 -1941 гг. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в 1917 -1941 гг.

2017-12-09 660
Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в 1917 -1941 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое десятилетие отмечено революционно-преобразовательной активностью населения в области культуры, в т.ч. КДД. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Созданный в 1918 г Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились к централизации работы учреждений культуры. Главполитпросвет был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции. Слабая материальная база: нехватка бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов; около 75% населения - неграмотны (среди чувашей - 93%, таджиков - 97%, якутов-99%...). 48 национальностей не имели своей письменности. Отток научной, технической, художественной интеллигенции за рубеж, среди них крупнейшие ученые И. Бердяев, П. Сорокин, В. Леонтьев. Разрушались старые памятники, архитектурные сооружения дворянских усадеб и церквей. Разворовывались фонды библиотек, музеев, иконы. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей. Ломка культурных традиций, отрицание религии разрушало личность. На первый план в сфере свободного времени выходила «массовая» работа: митинги, общественные движения и объединения, культбригады, «синеблузники», дискуссии (политические, атеистические); агитпоезда, агитпароходы; художественная самодеятельность; новая, социалистическая обрядность, революционные праздники. На «отрицание» культуры прошлого были нацелены средства наглядной агитации: лозунги, плакаты, Окна Роста. Вместе с тем решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, сети культурно-досуговых учреждений. В Программе РКП (б) - 1919 г. - специальный раздел в области развития просвещения, науки, культуры. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, Третьяковская и другие художественные галереи в Москве, Эрмитаж в Петрограде, было введено их бесплатное посещение. Декреты СНК «О мобилизации грамотных на борьбу с неграмотностью» - 1918, «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» - 1919, - предусматривали широкую динамичную программу, сориентированную на обязательную учебу граждан от 8 до 50 лет за счет средств государства; рабочий день обучающихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Напечатано около 5 млн. «Букварей» для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. При учреждениях культуры открыты пункты ликбеза, школы, курсы, кружки для малограмотных рабочих, крестьян, бойцов Красной Армии. Эффективной формой, при всех его организационных недостатках, стал Культпоход в деревню по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г. Суть его была не только в обучении грамоте, окультуривании быта, традиций, обычаев, в развитии художественного творчества нового содержания, приобщения к литературе, потребности в чтении. Но и дифференцированно велась работа с женщинами, детьми, молодежью. Возникло огромное количество музыкальных, хоровых, театральных коллективов. В результате значительно повысился общий культурный уровень населения, открылись новые клубы, избы-читальни, ставшие центрами культурно-политической жизни; вместо грязных пивных лавок - чайные, столовые; общежития, где велась воспитательная, культурно-массовая работа. В 20-е годы проводилось много съездов, конференций, совещаний по внешкольному образованию, культурно-досуговой деятельности. На них были сформулированы ее основные направления: политическое просвещение, антирелигиозная, производственная, агротехническая пропаганда, пропаганда здорового образа жизни, литературы и искусства, организация отдыха и развлечений, художественная самодеятельность. Развитию теории клуба посвящены работы Н. Крупской: «Что такое клуб», «О клубе», «Детский клуб при избе-читальне», «О кружковой работе», 1918-1930; Е. Медынского «Энциклопедия внешкольного образования», 1923; М. Петровского «Принципы и методы клубной работы», 1925. В 30-40 г.г. - интенсивное строительство стадионов, библиотек, клубов, Дворцов культуры. Главной формой досуга становятся кружки: политические, технические, естественнонаучные, санитарные, домоводства, охраны материнства, агрозоотехнические, селькоровские, рабкоровские и др. Коллективные чтения, устные газеты, политбои, политигры, политаукционы, тематические вечера, любительские объединения. В 1930 году открылись Московский и Харьковский библиотечные институты, во многих регионах - культпросветшколы, они заменили краткосрочную курсовую систему подготовки специалистов сферы культурных услуг. Усложняются формы досуга: вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, литераторами, вечера занимательной физики, химии, вопросов и ответов, конкурсы по профессии. С 1928 году осуществлялась радиофикация. В 1931 году вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Кино стало любимым и массовым видом искусства. В самодеятельных драмкружках и студиях игрались пьесы Шиллера, Р. Роллана, Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, М. Горького, инсценировки по произведениям Ф. Гладкова, Н. Островского, В. Маяковского. Важную роль в приобщении к искусству играли культурно-просветительные движения: Пролеткульт (Пролетарская культура), РАПП, (Российская ассоциация пролетарских писателей), ТРАМ (театры рабочей молодежи). Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов над художественной самодеятельностью: театр им Е. Вахтангова, МХАТ и др. В 1930 г. был создан Центральный дом самодеятельного искусства, с 1939 года ставший Всесоюзным домом народного творчества им. Н.К. Крупской: развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары для руководителей творческих коллективов, рассылал репертуарные сборники. Дома самодеятельного искусства и народного творчества создавались в регионах. С 1932 в стране регулярно проводятся олимпиады, смотры творчества. Таким образом, в период 1917-1941г.г. создается государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах, система подготовки кадров.

Билет 8 вопрос 1


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.