Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

2017-11-21 780
Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

 

1. Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

 

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка Менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и администра­тивные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмен­та дается следующее определение: «Менеджмент — это процесс оп­тимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей». Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для дости­жения наилучших долгосрочных результатов, а цели — это те ре­зультаты, которых добиваются основные акционеры компании.

Употребляются и более упрощенные определения «менеджмен­та».

Например: «Менеджмент — это искусство получения работы, сде­ланной посредством других».

Можно встретить и такое определение: «Менеджмент — это об­ласть деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонст­рирует растущий профессионализм».

Широко распространено мнение, что менеджмент — это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менед­жеры, принимающие организационные решения о лучшем использова­нии ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в твор­ческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта ра­боты или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. По­нимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую до­стижению поставленных целей, несомненно является искусством.

Вместе с тем, многие осознают, что менеджмент — это и наука. Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, ос­нованных на изучении практического поведения.

Уровни менеджмента

Любая организация представляет собой пирамиду, горизонталь­ный срез которой характеризует систему требований функционально­го разделения труда, а вертикальный — отношения власти и субор­динации. Иначе говоря, всякая организация строго иерархизирована.

 

Высшие менеджеры Председатель правления, члены Совета директоров, Президент, Глава исполнительной власти, Вице-президент
Менеджеры среднего уровня Руководитель подразделения, директор завода, функциональный Вице-президент, директор производства, коммерческий директор, главный бухгалтер
Менеджеры первого звена Инспектор, руководитель отдела, координатор, мастер,бригадир
Неуправленческие служащие Продавцы, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, служащие секретариата, канцелярские служащие
         

Рис. 1.1. Уровни менеджмента в организационной иерархии

 

2. Функции менеджмента

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль

5. Координация

Методы менеджмента

Для реализации основных задач менеджмента выработаны соответствующие методы. Методы менеджмента разбиты на четыре группы: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

1. Организационные методы.

2. Административные методы (методы властной мотивации).

3. Экономические методы.

4. Социально-психологические методы.

 

4. Принципы менеджмента

Существует множество принципов, в соответствии с которыми осуществляется процесс управления предприятием. Далее приведены наиболее важные принципы, выделенные М.В. Макаренко и О.М. Махалиной.

1. Принцип научности.

2. Целенаправленность управления.

3. Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.

4. Последовательность управленческого процесса.

5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием.

6. Учет личных особенностей работников и общественной психологии.

7. Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности.

8. Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой.

9. Всемерное обеспечение состязательности участников управления.

 

 

Фредерик У. Тейлор (1856-1915)

Основная работа - «Принципы научного управления» (1911)

• Создал первую систему научного управления.

• Цель системы Тейлора - обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с максимальным напряжением сил.

Основные положения системы Тейлора:

• разложение трудового процесса на элементарные «частицы»;

• хронометраж трудовых операций;

• эргономические орудия труда;

• нормализация приемов и условий труда;

• ориентация на лучшего рабочего;

• сдельная форма оплаты труда;

• точные инструкции каждому работнику;

• выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен;

• отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка;

• учет и контроль всех видов работ;

• отделение административной работы от исполнительской, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

• попытка объединить сотрудничество администрации и работников.

Большим вкладом школы научного управления стала разработка новых прогрессивных систем оплаты труда работников, внедрение которых привело к существенному росту производительности труда.

Принципы организации производства Г. Форда:

• замена ручной работы машинной;

• максимум разделения труда;

• специализация;

• расстановка оборудования по ходу технологического процесса;

• механизация транспортных работ;

• регламентированный ритм производства.

Критика школы научного управления:

• механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга (Тейлор был промышленным инженером, для него было естественным смотреть на рабочего и управление как на машину);

• сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

В СССР школа научного управления также нашла свое продолжение и развитие. В 20-е годы XX в. идеи научного управления развивали такие ученые, как А.А. Богданов, Н.А. Витке, О.А. Ерманский, А.К. Гастев. Были созданы научные организации и институты научной организации труда.

 

Миссия организации

Миссия (причина существования предприятия) – философия и смысл существования любого предприятия.

Миссия должна вырабатываться с учетом пяти факторов: 1) история организации; 2) выработанный стиль менеджмента; 3) среда обитания; 4) ресурсы; 5) уникальность собственных достижений, потенциала.

Миссия является фундаментом для установления общей цели организации, долгосрочных целей и всей последующей системы целей организации. Основой для формулирования миссии является информация, поступающая от обратной связи - в результате измерения и оценки прошлой деятельности, а также в результате проведения внешнего и внутреннего стратегического аудита

Тема 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

  1. Сущность стратегического управления и планирования

Главной составляющей стратегического управления организацией является стратегия.

Стратегия это комплекс долгосрочных решений для осуществления миссии организации и достижения ее целей.Слово «стратегия» (от греч. strategos) означает «искусство генерала», «искусство развертывания войск в бою».

Стратегическое планирование представляет собой комплекс действий и решений руководства, определяющих требуемые ресурсы, средства и сроки для осуществления выбранной стратегии.

Разработка стратегии организации является составной частью общего процесса стратегического управления, включающего в себя:

• определение миссии и постановку долгосрочных целей организации;

• стратегический анализ, т.е. анализ внутренней и внешней среды организации;

• разработку и выбор стратегии;

разработку программ и планов реализации стратегии;

управление реализацией стратегии;

• контроль, оценка и корректировка хода реализации стратегии.

Система планов предприятия состоит из стратегического плана, текущих планов организации, программ и проектов. Текущий план — развернутая программа каждодневной технической, производственно-хозяйственной, финансовой и социальной деятельности, направленная на достижение целей стратегического планирования предприятия, на повышение эффективности производства (получение максимальных результатов при минимальных затратах).

Основными областями проведения стратегических изменений являются организационная структура, организационная и технологическая культура. Стратегические изменения обязательно сталкиваются с внутриорганизационным сопротивлением этим изменениям. Задача руководства — провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие конфликты. Проведение изменений должно завершиться установлением режима устойчивого развития в организации.

 

  1. Стратегический анализ

Стратегический анализ - это анализ факторов внешней и внутренней среды организации, выявление потребностей и оценка ресурсов, сопоставление угроз и возможностей, которые несет внешняя среда с внутренним потенциалом организации.

SWОТ- анализ:

§ оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды;

§ помогает оценить изменения во внешней и внутренней среде, которые необходимо учесть при разработке стратегии;

§ позволяет установить связи между возможностями иугрозами со стороны окружающей среды и потенциалом организации;

§ количественная оценка влияния этих факторов осуществляется на базе балльной экспертной оценки (обычно по пятибалльной шкале).

Анализ портфеля продукции позволяет проследить взамосвязи отдельных частей бизнеса и оценить синергический эффект (портфель продукции как целое существенно отличается от простой суммы его частей). Шаги (стадии) проведения анализа портфеля продукции: 1) выбор уровней организации для проведения анализа; 2) выделение стратегических единиц бизнеса, чтобы использовать их в дальнейшем при позиционировании в матрицах анализа портфеля продукции; 3) определе ние параметров матриц анализа портфеля продукции: 4) построение и анализ матриц портфеля продукции с целью получения представления о текущем состоянии портфеля продукции фирмы.

Важную роль в определении положения фирмы играет матрица «роста — рыночной доли», разработанная Бостонской консультационной группой (БКГ), которую часто называют «матри ца БКГ».

 

Тема 7 - Организационные отношения в системе менеджмента

 

1. Понятие, роль и классификация организаций

Организация - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основедля достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Организация - совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ - ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, энергии, капитала, рабочей силы, информации и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду

Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса:

• получение ресурсов из внешней среды;

• производство продукта;

• передача произведенного продукта во внешнюю среду.

В процессе производства продукта образуется новая стоимость. т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития любой организации, ориентированной на прибыль.

Внешняя среда организации неопределенна и изменчива.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В теории и практике менеджмента используются различные критерии, т.е. признаки, на основании которых производится классификация организаций.

Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Организации могут бытьхозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для классификации организаций используются критерии формы собственности и организационно-правовой формы.

По формам собственности организации могут быть:

• частными;

• государственными;

• муниципальными;

• организациями со смешанной формой собственности.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в России существуют коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации, в качестве одной из целей, в уставе указывают извлечение прибыли, некоммерческие - создаются с другой целью (ст. 50 ГК РФ).

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1, ст. 56-123) предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации:

• потребительские кооперативы;

• общественные и религиозные объединения;

• фонды;

• учреждения;

Коммерческие организации:

• хозяйственные товарищества:

1) полное товарищество;

2) товарищество на вере;

• хозяйственные общества:

1) общество с ограниченной ответственностью;

2) общество с дополнительной ответственностью;

3) акционерное общество открытого типа;

4) акционерное общество закрытого типа;

5) дочерние и зависимые общества;

• производственные кооперативы;

• государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере - объединение участников (полных товарищей и вкладчиков в товариществах на вере), которые на основании учредительного договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом; прибыль и убытки распределяются пропорционально долям в складочном капитале; в товариществе на вере (коммандитном некоторые участники-вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков пределах сумм внесенных вкладов и не участвуют в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (66, 69, 82 ГК РФ).

Хозяйственное общество в форме акционерного (открытого и закрытого,. с ограниченной или дополнительной ответственностью – объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума; участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; участники передают имущество в собственность юридического лица (ст. 87 - ст. 104 ГК РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах, «Об обществах с ограниченной ответственностью").

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом иином участии и объединении его членами имущественных паевых взноносов (ст.1 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" в редакции от 14 мая 2001 года).

Государственное, муниципальное унитарное предприятие – организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам; имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (федеральное казенное предприятие) (ст. 113 ГК РФ).

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов; доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами (ст. 116 ГК РФ). Кредитный потребительский кооператив - потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан (Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан").

Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных а иных нематериальных потребностей; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую их целям; участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество (ст. 117 ГК РФ).

Фонды - не имеющая членства организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно- полезные цели; вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан (ст. 118 ГК РФ).

Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ)

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие органиации, созданные коммерческими организациями в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ).

Основные понятия теории мотивации

Мотивация:

• совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий;

• совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;

• процесс побуждения себя и других к деятельностидля достижения личных целей или целей организации.

Выделяют два основных типа мотивации:

1) внешней — путем внешних для человека действий, использования стимуляторов (стимулов), к которым относят объекты, способы, средства (деньги, материальные блага, похвала, премии, грамоты и т.п.); 2) внутренней мотивации человека - путем формирования его собственных мотиваторов к совершенствованию, самореализации. Принципиальное отличие двух типов мотивации состоит в том, что стимулы являются только средством формирования собственных мотиваторов индивида. Все виды потребностей человека разделяют на три категории: физиологические, психологические, социальные.

 

Понятие и процесс контроля

Контроль:

• процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных цепей, состоящий из установки показателей, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в случае, если имеются отклонения от заданных или запланированных показателей;

• управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации;

• функция процесса управления, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе.

Основными средствами контроля являются:

§ наблюдение;

§ измерение показателей деятельности;

§ проверка всех сторон деятельности;

§ учет и анализ.

Процесс контроля состоит из трех основных этапов:

1. Выработка стандартов, норм и критериев оценки – определение целей и периода времени, за который эти цели должны быть достигнуты.

2. Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации или подразделения и сравнение фактически достигнутых результатов с запланированными, что дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону.

3. Оценка результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов:

§ положительные, когда фактические результаты работы оказываются лучше запланированных;

• отрицательные, когда фактические результаты работы оказываются хуже запланированных:

§ нейтральные, когда контролируемые достигнутые показатели соответствуют плановым.

 

 

Виды контроля

 

Так же как и планирование, контроль в организации должен быть трех видов по периодам проведения:

1) стратегический;

2) тактический;

3) оперативный.

В повседневной практике управления менеджеры чаще всего имеют дело с оперативным контролем, который должен осуществляться ежедневно по периодам, характерным для оперативного планирования.

Оперативный контроль разделяется на три вида.

1. Предварительный контроль - осуществляется до фактического начала работ. Применяется по отношению к ключевым видам ресурсов: трудовым (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных работников), материальным (выработка и проверка качественных параметров поставляемых материалов) и финансовым (составление бюджета, текущий финансовый план). Формы осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения, которые вырабатываются для обеспечения выполнения планов.

2. Текущий контроль - осуществляется в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником, поэтому, по сути, он является производственным контролем. Текущий контроль позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в производственной подсистеме, определять причины этих проблем, разрабатывать и реализовывать меры по их ликвидации.

3. Заключительный контроль – осуществляется после того, как работа закончена или истекло время, отведенное для нее. По сути, это контроль качества продукции и услуг, полученных по завершению производственного процесса. Он дает руководителю информацию, необходимую для аналогичных процессов в будущем.

Базой для текущего и заключительного контроля является система обратной связи в организации.

Технология осуществления контроля:

§ Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

§ Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

§ Установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

§ Выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);

§ Определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции)

 

Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

 

1. Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

 

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка Менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и администра­тивные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмен­та дается следующее определение: «Менеджмент — это процесс оп­тимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей». Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для дости­жения наилучших долгосрочных результатов, а цели — это те ре­зультаты, которых добиваются основные акционеры компании.

Употребляются и более упрощенные определения «менеджмен­та».

Например: «Менеджмент — это искусство получения работы, сде­ланной посредством других».

Можно встретить и такое определение: «Менеджмент — это об­ласть деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонст­рирует растущий профессионализм».

Широко распространено мнение, что менеджмент — это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менед­жеры, принимающие организационные решения о лучшем использова­нии ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в твор­ческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта ра­боты или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. По­нимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую до­стижению поставленных целей, несомненно является искусством.

Вместе с тем, многие осознают, что менеджмент — это и наука. Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, ос­нованных на изучении практического поведения.

Уровни менеджмента

Любая организация представляет собой пирамиду, горизонталь­ный срез которой характеризует систему требований функционально­го разделения труда, а вертикальный — отношения власти и субор­динации. Иначе говоря, всякая организация строго иерархизирована.

 

Высшие менеджеры Председатель правления, члены Совета директоров, Президент, Глава исполнительной власти, Вице-президент
Менеджеры среднего уровня Руководитель подразделения, директор завода, функциональный Вице-президент, директор производства, коммерческий директор, главный бухгалтер
Менеджеры первого звена Инспектор, руководитель отдела, координатор, мастер,бригадир
Неуправленческие служащие Продавцы, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, служащие секретариата, канцелярские служащие
         

Рис. 1.1. Уровни менеджмента в организационной иерархии

 

2. Функции менеджмента

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль

5. Координация

Методы менеджмента

Для реализации основных задач менеджмента выработаны соответствующие методы. Методы менеджмента разбиты на четыре группы: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

1. Организационные методы.

2. Административные методы (методы властной мотивации).

3. Экономические методы.

4. Социально-психологические методы.

 

4. Принципы менеджмента

Существует множество принципов, в соответствии с которыми осуществляется процесс управления предприятием. Далее приведены наиболее важные принципы, выделенные М.В. Макаренко и О.М. Махалиной.

1. Принцип научности.

2. Целенаправленность управления.

3. Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.

4. Последовательность управленческого процесса.

5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием.

6. Учет личных особенностей работников и общественной психологии.

7. Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности.

8. Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой.

9. Всемерное обеспечение состязательности участников управления.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.