Управленческие ситуации и проблемы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Управленческие ситуации и проблемы

2017-11-21 622
Управленческие ситуации и проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема - один из основных элементов процесса управления, выявление проблемы и описание проблемной ситуации - первый этап процесса принятия управленческих решений.

Выявление и описание проблемы ~ первый шаг на пути ее решения. Но если проблема сложна и охватила большее число подразделений или всю организацию, перед руководителем встает нелегкая задача по диагностированию сложной проблемы. На этом этапе очень важно осознать и установить симптомы затруднений или имеющихся возможностей.

 

Наиболее общими симптомами болезни организации являются;

1) низкая производительность;

2) низкое качество;

3) высокие издержки;

4) многочисленные конфликты;

5) высокая текучесть кадров;

6) низкий сбыт;

7) низкая прибыль и т.д.

 

Диагностика проблемы во многомзависит от личности руководителя, от его знаний, опыта и компетентности, деловой интуиции и умения видеть проблему, когда она еще находится в стадии зарождения.

 

Существуют два способарассмотрения проблемы.

1. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, имеются отклонения от запланированных показателей. За этим должна последовать реакция руководителя в виде управленческих решений, и такое управление называют реактивным управлением.

2, Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность проблемной ситуации. Например, если руководитель ведет активный поиск путей повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, это будет превентивное, упреждающее управление. Превентивное управление способны осуществлять менеджеры предпринимательского типа.

 

Разработка и принятие управленческого решения

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, а также будет ли достигнута

поставленная цель или нет. У правленческое решение как явление представляет собой набор мероприятий, направленных на решение проблемы и достижение целей организации, а как процесс – последовательность определенных этапов и составляющих их управленческих процедур.

Принятие решений — это процесс сознательного выбора направления действий из всего комплекса альтернативных вариантов.

 

Выделяют два уровня принятия решений: индивидуальный и организационный с соответствующим разделением мер риска и ответственности.

 

Этапы процесса разработки и принятия решения

 

1. Появление и диагностика проблемы:

• возникновение новой ситуации;

• появление проблемы;

• выявление факторов и условий, сбор необходимой информации;

• описание проблемной ситуации.

2. Разработка вариантов решения:

• формулировка требований и ограничений;

• разработка возможных альтернатив (вариантов) решений.

3. Выбор решения:

• определение критериев выбора;

• выбор решений, отвечающих критериям;

оценка возможных последствий;

• окончательный выбор решения.

4. Организация выполнения и оценка решения:

• разработка плана реализации решения;

• контроль хода реализации решения;

• оценка решения проблемы и возникновение новой проблемной ситуации.

 

3. Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

 

• метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

 

• метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

 

• метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения.

 

 

Тема 6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

  1. Сущность стратегического управления и планирования

Главной составляющей стратегического управления организацией является стратегия.

Стратегия это комплекс долгосрочных решений для осуществления миссии организации и достижения ее целей.Слово «стратегия» (от греч. strategos) означает «искусство генерала», «искусство развертывания войск в бою».

Стратегическое планирование представляет собой комплекс действий и решений руководства, определяющих требуемые ресурсы, средства и сроки для осуществления выбранной стратегии.

Разработка стратегии организации является составной частью общего процесса стратегического управления, включающего в себя:

• определение миссии и постановку долгосрочных целей организации;

• стратегический анализ, т.е. анализ внутренней и внешней среды организации;

• разработку и выбор стратегии;

разработку программ и планов реализации стратегии;

управление реализацией стратегии;

• контроль, оценка и корректировка хода реализации стратегии.

Система планов предприятия состоит из стратегического плана, текущих планов организации, программ и проектов. Текущий план — развернутая программа каждодневной технической, производственно-хозяйственной, финансовой и социальной деятельности, направленная на достижение целей стратегического планирования предприятия, на повышение эффективности производства (получение максимальных результатов при минимальных затратах).

Основными областями проведения стратегических изменений являются организационная структура, организационная и технологическая культура. Стратегические изменения обязательно сталкиваются с внутриорганизационным сопротивлением этим изменениям. Задача руководства — провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие конфликты. Проведение изменений должно завершиться установлением режима устойчивого развития в организации.

 

  1. Стратегический анализ

Стратегический анализ - это анализ факторов внешней и внутренней среды организации, выявление потребностей и оценка ресурсов, сопоставление угроз и возможностей, которые несет внешняя среда с внутренним потенциалом организации.

SWОТ- анализ:

§ оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды;

§ помогает оценить изменения во внешней и внутренней среде, которые необходимо учесть при разработке стратегии;

§ позволяет установить связи между возможностями иугрозами со стороны окружающей среды и потенциалом организации;

§ количественная оценка влияния этих факторов осуществляется на базе балльной экспертной оценки (обычно по пятибалльной шкале).

Анализ портфеля продукции позволяет проследить взамосвязи отдельных частей бизнеса и оценить синергический эффект (портфель продукции как целое существенно отличается от простой суммы его частей). Шаги (стадии) проведения анализа портфеля продукции: 1) выбор уровней организации для проведения анализа; 2) выделение стратегических единиц бизнеса, чтобы использовать их в дальнейшем при позиционировании в матрицах анализа портфеля продукции; 3) определе ние параметров матриц анализа портфеля продукции: 4) построение и анализ матриц портфеля продукции с целью получения представления о текущем состоянии портфеля продукции фирмы.

Важную роль в определении положения фирмы играет матрица «роста — рыночной доли», разработанная Бостонской консультационной группой (БКГ), которую часто называют «матри ца БКГ».

 

Тема 7 - Организационные отношения в системе менеджмента

 

1. Понятие, роль и классификация организаций

Организация - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основедля достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Организация - совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ - ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, энергии, капитала, рабочей силы, информации и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду

Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса:

• получение ресурсов из внешней среды;

• производство продукта;

• передача произведенного продукта во внешнюю среду.

В процессе производства продукта образуется новая стоимость. т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития любой организации, ориентированной на прибыль.

Внешняя среда организации неопределенна и изменчива.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В теории и практике менеджмента используются различные критерии, т.е. признаки, на основании которых производится классификация организаций.

Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Организации могут бытьхозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для классификации организаций используются критерии формы собственности и организационно-правовой формы.

По формам собственности организации могут быть:

• частными;

• государственными;

• муниципальными;

• организациями со смешанной формой собственности.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в России существуют коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации, в качестве одной из целей, в уставе указывают извлечение прибыли, некоммерческие - создаются с другой целью (ст. 50 ГК РФ).

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1, ст. 56-123) предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации:

• потребительские кооперативы;

• общественные и религиозные объединения;

• фонды;

• учреждения;

Коммерческие организации:

• хозяйственные товарищества:

1) полное товарищество;

2) товарищество на вере;

• хозяйственные общества:

1) общество с ограниченной ответственностью;

2) общество с дополнительной ответственностью;

3) акционерное общество открытого типа;

4) акционерное общество закрытого типа;

5) дочерние и зависимые общества;

• производственные кооперативы;

• государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере - объединение участников (полных товарищей и вкладчиков в товариществах на вере), которые на основании учредительного договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом; прибыль и убытки распределяются пропорционально долям в складочном капитале; в товариществе на вере (коммандитном некоторые участники-вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков пределах сумм внесенных вкладов и не участвуют в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (66, 69, 82 ГК РФ).

Хозяйственное общество в форме акционерного (открытого и закрытого,. с ограниченной или дополнительной ответственностью – объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума; участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; участники передают имущество в собственность юридического лица (ст. 87 - ст. 104 ГК РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах, «Об обществах с ограниченной ответственностью").

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом иином участии и объединении его членами имущественных паевых взноносов (ст.1 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" в редакции от 14 мая 2001 года).

Государственное, муниципальное унитарное предприятие – организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам; имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (федеральное казенное предприятие) (ст. 113 ГК РФ).

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов; доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами (ст. 116 ГК РФ). Кредитный потребительский кооператив - потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан (Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан").

Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных а иных нематериальных потребностей; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую их целям; участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество (ст. 117 ГК РФ).

Фонды - не имеющая членства организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно- полезные цели; вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан (ст. 118 ГК РФ).

Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ)

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие органиации, созданные коммерческими организациями в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.