Обследование состояния общей моторики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Обследование состояния общей моторики

2017-11-22 1607
Обследование состояния общей моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

1. Движения и серии движений для рук:

  • бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;
  • выполнить кругообразные движения рукой (левой и правой поочередно) с лентой над головой;
  • руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
  • выполнить ту же серию движений (по образцу) за исключени­ем одного заранее обусловленного запретного движения;
  • правая рука на поясе, левая - к плечу, левая рука вверх,
    правая - к плечу и т.д.;
  • держа руки над головой переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;
  • поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем другую руку поднять вверх, переложить предмет из руки в руку.
  1. Другие движения:
  • прыгать на двух ногах и на каждой;
  • впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;
  • катить обруч, передвигаясь рядом с ним.
  1. Произвольное управление движениями:
  • остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;
  • изменить вид движения в зависимости от сигналов (ходьба
    на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна - остановка движения).

4. Статическая координация:

  • стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами, стопы ног
    поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед;
  • стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной,
    затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

  • маршировать;
  • маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями
  • выполнять подряд 3-5 приседаний на носочках стопы;
  • проскакать на обеих ногах, на одной (от стола к окну);
  • катить обруч, передвигаясь рядом с ним;
  • пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

 

    1. Пространственная организация движений (по инструкции или
      по образцу):
  • ходить по кругу, а в обратном направлении через круг;
  • ходить от центра круга направо, потом налево по кругу;
  • пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали;
  • повернуться на месте вокруг себя через правое плечо, че­рез левое;
  • последовательное выполнение пробы: кулак-ребро-ладонь правой, левой, двумя руками, на плоскости и без.

7. Темп выполнения движений:

  • удерживать заданный темп в движениях рук после демонстра­ции логопеда;
  • изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу логопеда): движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
  • выполнение графических движений: чертить на бумаге палоч­ки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе; в течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее; в течение следую­щих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

(задания выполняются отдельно каждой рукой и обеими, уточняется ведущая рука)

1. Статическая координация движения:

  • распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении

под счет до 10-15;

  • распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удер­жать в этом положении под счет 10-15;
  • выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под
    счет до 10-15;
  • выставить второй и третий пальцы и удержать под счет до 5-8;
  • выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5-8;
  • сложить первый и второй пальцы в кольцо и удержать под счет до 5-8;
  • положить вторые пальцы на третьи на обеих руках и удер­жать под счет до 5-8;
  • положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет да 5-8.


2. Динамическая координация движений:

  • пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз);
  • выполнить серию: кулак – ребро - ладонь (5-8 раз.);
  • положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз);
  • одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5-8 раз);
  • сложить пальцы в кольцо (все пальцы приблизить к большо­му), раскрыть ладонь (5-8 раз);
  • по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй
    и пятый (5-8 раз);
  • по очереди соединять все пальцы рук с большим пальцем правой руки, левой руки, обеих рук одновременно;
  • по очереди касаться каждым пальцем стола;
  • по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РЕЧЕВАЯ КАРТА

 

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________

____________________________________________________________________

2. Школа________________________ класс______________________________

3. Дом. адрес________________________________________________________

4. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования)______________

____________________________________________________________________

6. Жалобы учителя или родителей______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Заключение психоневролога________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Данные о ходе развития речи________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9. Состояние слуха___________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Состояние арт. аппарата (строение, подвижность)____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

11. Общая характеристика речи. Запись беседы, самостоятельность связных

высказываний _______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пре-

делах обихода, шире и пр.; правильно ли используются слова по значению;

имеются ли какие замены слов, какие части речи преимущественно употреб-

ляет)________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

б) грамматический строй (указать возможность грамматического оформле-

ния речи: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма, при-

вести примеры)______________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

в) произношение и различение звуков:

1) произношение звуков - отсутствие, искажение, замена и смешение отдель-

ных звуков)_________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2) различение звуков на слух__________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3) произношение слов с различным слоговым составом, привести примеры

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

г) темп и внятность речи______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

12. Письмо: образцы диктантов первичного обследования, а у учащихся, по-

сещавших ранее логопедический пункт, и при выпуске, сформированность

навыков анализа и синтеза звукового состава слова______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13. Чтение:

а) успеваемость по чтению к моменту поступления на логопункт___________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

б) характеристика владения техникой чтения____________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

в) ошибки при чтении________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

г) понимание прочитанного___________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания: ситуации, усугубляю-

щие его проявление (ответы у доски и т.п.)______________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, граммати-

ческий строй)________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общитель-

ность, замкнутость, импульсивность)__________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

г) адаптация к условиям общения______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Краткая хар-ка ребенка по данным педагогических наблюдений

(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспо-

собность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)_______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Заключение логопеда _________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска уч-ся

из логопедического пункта и визируются учителем или родителями)_______

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

АНАМНЕЗ

1. От какой беременности................................

2. Чем закончились предыдущие беременности..................

............................................................

3. Как протекала беременность (токсикоз в 1-й, 2-й половине;

травмы в 1-й, 2-й половине - какие; другие заболевания и

вредности)..................................................

............................................................

............................................................

4. Как протекали роды (недоношенность, неблагоприятные роды,

асфиксия, родовые травмы)..................................

............................................................

............................................................

5. Когда закричал (сразу, после стимуляции).................

6. Вес при рождении.........................................

7. Приложен к груди (сразу, на......... сутки).............

на грудном (искусственном) вскармливании до.............

8. Когда появились первые зубы..............................

9. Когда стал держать головку...............................

10. Когда начал сидеть......................................

стоять..................................................

ходить..................................................

11. Когда появилось гуление.................................

лепет...................................................

первые слова............................................

фраза...................................................

12. Период до 1 года:

детская нервность.......................................

семейные условия........................................

сон.....................................................

аппетит.................................................

инфекционные заболевания................................

соматические заболевания................................

мозговые заболевания....................................

мозговые травмы.........................................

моторное развитие - отставание, норма, опережение.......

........................................................

........................................................

........................................................

13. Период от 1 года до 3 лет:

детская нервность.......................................

семейные условия........................................

инфекционные заболевания................................

соматические заболевания................................

мозговые заболевания....................................

мозговые травмы.........................................

моторное развитие - отставание, норма, опережение.......

........................................................

........................................................

адаптация в детских яслях, саду.........................

........................................................

........................................................

........................................................

14. Не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по ка-

кой причине, как долго длилось? с какими последствиями?)

........................................................

........................................................

........................................................

15. Как быстро накапливался словарный запас:

быстро..................................................

медленно................................................

16. Когда родители обратили внимание на речевой дефект?

........................................................

........................................................

Отношение ребенка к своему дефекту......................

17. Наследственность:

ведущая рука у родителей................................

мать....................................................

отец....................................................

наличие алкоголизма.....................................

нервно-психические заболевания..........................

ускоренный темп речи....................................

задержка речевого развития..............................

заикание у родителей и др. родственников по линии отца и

матери..................................................

........................................................

18. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно;

умеренный;замедлен незначительно - или уловочно; замед-

лен значительно)........................................

........................................................

19. Голос:

сила...................................................

высота.................................................

тембр (степень назализации в речевом потоке, модуляция,

звонкость,полетность).................................

......................................................

......................................................

......................................................

20. Дыхание:

в покое...............................

речевое дыхание.........................................

........................................................

........................................................

21. Заключение психоневролога...............................

........................................................

 

22. Заключение отоларинголога..............................

.......................................................

23. Заключение окулиста.....................................

........................................................

24. Заключение стоматолога и ортодонта......................

 

РЕЧЕВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Беседа на бытовую тему

как тебя зовут?..........................................................................................................

сколько тебе лет?......................................................................................................

где ты живешь?..........................................................................................................

есть ли у тебя друзья?..................................................................................................

как зовут маму?............................................................................................................

как зовут папу?............................................................................................................

кто еще есть дома?......................................................................................................

какие у тебя есть игрушки?......................................................................................

какая любимая? Расскажи о ней...............................................................................

куда ты складываешь свои игрушки?......................................................................

........................................................................................................................................

........................................................................................................................................

Что ты делал сегодня утром по порядку?...............................................................

........................................................................................................................................

Ты сюда пришел или приехал?.................................................................................

На чем можно ехать?..................................................................................................

Ты был в зоопарке? Кого ты там видел?.................................................................

........................................................................................................................................

Цапля - это животное или птица?............................................................................

Куда ты ездил летом? Что ты там видел?................................................................

........................................................................................................................................

 

VI. Самостоятельная речь

а) составить предложение по картинке:

скажи, кто что делает?

......................................................................................................................

......................................................................................................................

......................................................................................................................

б) составить рассказ по картинке

......................................................................................................................

......................................................................................................................

......................................................................................................................

в) составить рассказ по серии

картинок.......................................................................................................................

........................................................................................................................................

........................................................................................................................................

г) составить рассказ

по опорным словам и предложениям без опоры

..............................................................................................................................

.............................................................................................................................

.............................................................................................................................

г) пересказ....................................................................................................................

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

 

VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

А

Э

Ы

О

У

И

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ч

Ш

Ж

Щ

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Й

Г

ГЬ

К

КЬ

Х

ХЬ

Б

БЬ

П

ПЬ

Т

ТЬ

Д

ДЬ

В

ВЬ

Ф

ФЬ

 

VIII. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

а) дифференциация неречевых звуков, шумов

постучать по дереву, по металлу, по стеклу, пошуршать бумагой,

целлофаном...................................................................................................................

.........................................................................................................................................

б) повторить:

ау па - ба ма - мя

уи та - да на - ня

ои ка - га та - тя

ауи ва - фа да - дя

оуа ба - бя

ыио

 

ком - дом - сом

кит - кот - ток

мех -мох - пух

бак - бык - бок

мел - мель

брат - брать

башня - пашня

жар - жарь

 

в) Дифференциация звуков в словах.

Повтори:

с-з занавеска с-ч собачка

с-ц солнце ч-ш чашка

с-ш Саша ц-ч цепочка

з-ж железо

ш-ж живешь сь-щ блестящий

ч-ть течет ы-и дыни

ль-р рояль ль-й июль

 

с-з коса - коза суп - зуб

с-ц оса- овца сабля - цапля

с-ш усы - уши крыса - крыша

з-ж козы - кожи ножи - тазы

ш-ж уши - ужи

ч-ть речка - редька Петька - печка

с-ч нос - ночь доски - дочки

ч-ш чай - шаль

ц-ч кольцо - колечко огурец - огурчик

ч-щ щепка - чепчик

сь-щ щель - кисель

.........................................................................................................................................

 

г) показать картинки со звуком (ш); (р)

д) подобрать картинки к названным словам-паронимам

крыша-крыса бочка-почка коза-коса

ложки-рожки дрова-трава жар-шар

лук-люк сова-софа мышка-мишка

кот-год хор-хорь

 

IХ. Анализ звукового состава слова:

а) выделение начального гласного в слове:

ударный..........................................................................................................................

аист, облако, иглы, удочка

б) выделение гласного в середине слова

рак, дом, лук, кит, сыр................................................................................................

в) выделение гласного в конце слова:

пила, грибы, кольцо, очки, кенгуру.........................................................................

г) выделение согласного в конце слова:..................................................................

кот, жук, автобус, дом, шар, стул

д) выделение согласного в начале слова:

танк, козел, санки, ракета, мышь, ландыш.........................................................

е) выделение согласного из стечения двух звуков

бант, белка, слон, груша, лампа..............................................................................

ж) определить количество звуков (гласных или согласных) в слове

нос

рыба

слон

машина

улитка

вертолет

з) определить из скольких звуков состоит слово

кот

сом

стул

ноты

лимон

крокодил

и) определить место звука в слове

рыба (б)

шапка (к)

шкаф (а)

тарелка (л)

клубок (о)

самовар (р)

к) определить последовательность звуков в слове

мак

сук

дом

стакан

танк

малина

л) составить слова из звуков

к, о, т, м, а, к д, о, м с, о, к

р,у, к, а ш,у,б, а к, р, а, н

с,у, м, к, а п, о, л, к, а ш,а, п, к,а

а, р, ш д,м,ы а,р,к

л,а,н,у з,о,р,а и,ш,а,н

м) подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и назван-

ное логопедом

стол чайка полка каша

зима рука бочка горка

шапка репа туча вата

щепка лужа дом форма

 

ВЫВОДЫ: __________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ

Аппарата

(вначале по показу, затем по словесной инструкции при многократном по-

вторении)

 

1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

по показу......................................................................................................................

по словесной инструкции..........................................................................................

 

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов

(резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить

на верхнюю губу

по показу......................................................................................................................

по словесной инструкции..........................................................................................

 

3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получи-

лась "чашечка", занести эту "чашечку" в рот.

по показу......................................................................................................................

по словесной инструкции..........................................................................................

 

4. Широко раскрыть рот, как при звуке [ а ], растянуть губы в "улыбку", вы-

тянуть в "трубочку"

по показу......................................................................................................................

по словесной инструкции..........................................................................................

 

5. Широко раскрыть рот, затем полузакрыть и закрыть его

по показу......................................................................................................................

по словесной инструкции..........................................................................................

 

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность

звуков и слогов изменяется)

а - и - у......................

у - и - а.......................

ка -па - та...................

па - ка - та..............................

пла - пло - плу.......................

рал - лар - тар - тал.......................................................

скла - взма - здра...........................................................

 

СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ

ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

1. Движения и серии движений для рук:

  • бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;
  • выполнить кругообразные движения рукой (левой и правой поочередно) с лентой над головой;
  • руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
  • выполнить ту же серию движений (по образцу) за исключени­ем одного заранее обусловленного запретного движения;
  • правая рука на поясе, левая - к плечу, левая рука вверх,
    правая - к плечу и т.д.;
  • держа руки над головой переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;
  • поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем другую руку поднять вверх, переложить предмет из руки в руку.
  1. Другие движения:
  • прыгать на двух ногах и на каждой;
  • впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;
  • катить обруч, передвигаясь рядом с ним.
  1. Произвольное управление движениями:
  • остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;
  • изменить вид движения в зависимости от сигналов (ходьба
    на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна - остановка движения).

4. Статическая координация:

  • стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами, стопы ног
    поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед;
  • стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной,
    затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

  • маршировать;
  • маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями
  • выполнять подряд 3-5 приседаний на носочках стопы;
  • проскакать на обеих ногах, на одной (от стола к окну);
  • катить обруч, передвигаясь рядом с ним;
  • пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

 

    1. Пространственная организация движений (по инструкции или
      по образцу):
  • ходить по кругу, а в обратном направлении через круг;
  • ходить от центра круга направо, потом налево по кругу;
  • пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали;
  • повернуться на месте вокруг себя через правое плечо, че­рез левое;
  • последовательное выполнение пробы: кулак-ребро-ладонь правой, левой, двумя руками, на плоскости и без.

7. Темп выполнения движений:

  • удерживать заданный темп в движениях рук после демонстра­ции логопеда;
  • изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу логопеда): движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
  • выполнение графических движений: чертить на бумаге палоч­ки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе; в течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее; в течение следую­щих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.