Сочинение — описание картины (упр. 225) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сочинение — описание картины (упр. 225)

2017-11-22 547
Сочинение — описание картины (упр. 225) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ц е л и у р о к а: повторить композиционные особенности тек-ста — описания природы; развить умение создавать сочинение — описание картины; подготовить к устному описанию картины.

 

Личностные УУД. Развитие аналитических способностей иэстетического вкуса. Регулятивные УУД. Планирование дейст-вий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текст. Систе-матизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников.

 

Учащиеся имеют опыт создания сочинений — описаний картины и описаний природы по личным впечатлениям. Теперь им предстоит соединить эти два опыта и подгото-вить устное сочинение — описание пейзажного полотна, отразив в своей работе авторский замысел, а также то впе-чатление, которое произвела картина.

 

Урок может быть организован в форме импровизиро-ванной экскурсии по пейзажной галерее, поэтому и пред-лагается не ограничиваться заданием упр. 364 (описать картину Н. Крымова «Зимний вечер»), а подготовиться к представлению нескольких выбранных учащимися пей-зажей. Могут быть предложены и другие установки: вы-ступление на семинаре экскурсоводов, которые отбирают полотна для передвижной художественной выставки; кон-курс на лучшего по профессии среди экскурсоводов; под-готовка каталога; мастер-класс для начинающих экскурсо-водов и пр. Учитель предлагает учащимся объединиться в группы, где каждый имеет репродукцию одной и той же картины.

 

Учащиеся составляют план своего экскурсионного вы-ступления, воспользовавшись подготовленными дома ма-териалами, отбирают материалы, обратив внимание на использование прилагательных для описания как изобра-жённого на картине, так и собственного впечатления.

 

Учитель помогает учащимся вспомнить, что выступле-ние перед слушателями предполагает необходимость заин-тересовать их своим рассказом, а также продумать обра-щения для привлечения внимания слушающих.


 


Урок 112. Одна и две буквы н

в суффиксах прилагательных (§ 64)

Ц е л и у р о к а: познакомить с условиями выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных (орфограмма 38); научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагатель-ных, группировать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора.

 

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлече-ние информации из учебного пособия и сообщений учителя, её переработка. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество.

 

Х о д у р о к а

 

I. Словообразовательная разминка. И г р а «Кто тутлишний?».

 
 


1) Проезд, отход, бездарь, глазурь (непроизводное, остальные —бессуффиксный);

2) подрамник, Приуралье, переписчик, пограничник (суффиксаль-ный; остальные — приставочно-суффиксальный);

 

3) немногословный, выставка, неудачник, померанцевый (приста-вочный; остальные — суффиксальный).

II. Изучение нового материала.

1. Во вступительном слове учитель сообщает, что се-годня учащиеся ещё раз убедятся, как важно видеть, от какого слова произошло новое, чтобы его правильно на-писать. Поэтому определение способа образования и про-изводящей основы не напрасное, а очень важное упраж-нение. Для иллюстрации данного положения в сильном классе можно дать такие пары слов: масл ен ыймасл я-н ый (от маслить — масло); труже никмошен ник (от

 

трудиться — мошна: историческое, в современном языкенепроизводное); серебр ян ыйсеребр ённ ый (от серебро — серебрить). Во всех шести словах есть одна из самых«неприятных» в этой части слов буква — н. Она и будет

 

в центре внимания на уроке.

2. Работа над правилом (с. 29) сопровождается запися-ми в форме плана или таблицы. В таблице надо оставить место для дополнительных примеров.

 

3. Упр. 365, 366. После выполнения упражнений учитель обращает внимание учащихся на то, что суффиксы -ин- и -онн- всегда ударные (исключение нужно запомнить: кУхон-ный). А как поступить с суффиксами, в которых гласныйстоит в безударной позиции, например: почему надо писать

 

глин ян ый, а не глиненный, тыкв енн ый, а не тыквяный?Выполняя следующее упражнение, учащиеся будут искать ответ на данный вопрос.

 

4. Упр. 367. Возможные наблюдения: суффикс -ан- (-ян-) образует относительные прилагательные со значением «сде-


 


лан из…», и это всегда вещественные существительные, обо-значающие однородную массу: вода, нефть, серебро, глина, кожа, лён и т. д. При помощи суффикса -енн- образуютсяприлагательные от существительных с отвлечённым зна-чением: торжество, отечество, обед, письмо, мужество

 

и т. д. Играет роль также и то, на какой слог падает ударе-ние: как правило, в прилагательных с суффиксом -ан- (-ян-) ударение падает либо на суффикс, либо на окончание. По-этому приходится быть внимательными с такими словами, как серебряный и глиняный. А вот в словах почвенный, ли-ственный, клюквенный, соломенный, тыквенный пишемв соответствии с особенностью их произношения -енн- (боль-шинство существительных, от которых они образованы, к тому же не обозначают однородную массу).

 

III. Закрепление изученного. Образуйте прилагательныеот данных существительных, запишите их в два столби-ка — с одной и двумя н: рожь, листва, единство, секция, множество, кожа, полотно, кость, родство, торф, инфор-мация, соль*, комар, серебро, естество, агитация, толокно, стекло, реакция, жизнь, утка, порция, буква, ресторан, язва, овёс, правительство, песок, почва, голубь, пустыня.

* От существительного соль образуется прилагательное

 

солянОй (соляные копи, соляные пласты), а слово солё-ный — от глагола солить (солёные огурцы).

 

IV. Подведение итогов урока. Какую роль играет умениепроводить словообразовательный анализ слова?

V. Домашнее задание. Упр. 369.

 

Урок 113. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (продолжение) (§ 64)

 

Ц е л и у р о к а: закрепить умения правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, группировать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбо-ра; научить правильно выбирать буквы е и я в суффиксах при-лагательных с корнем ветр-.

 

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явле-ний. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совмест-ная деятельность.

 

Х о д у р о к а

I. Пунктуационная разминка. Учащиеся пишут графи-ческий диктант, в том числе два ученика у доски. Тре-тий выписывает все прилагательные, четвёртый — слова с приставками. После проверки работы учащиеся называют разряды прилагательных, графически объясняют их напи-сание, находят среди выписанных слов образованные при-ставочно-суффиксальным способом.


 


1) Торжественная предутренняя тишина нарушилась криками, свистками и топотом людей. 2) Путешественники вошли в малень-кую, но чистенькую хату. 3) Рыжик успел заметить русскую печь у дверей, длинную лавку вдоль стены и большой стол, на котором го-рела свеча в глиняном подсвечнике. 4) Соломенные крыши до самых дверей покрывали убогие домики, и они тускло смотрели на путников слюдяными окнами. (По А. С в и р с к о м у)

 

II. Проверка домашнего задания. В з а и м о п р о в е р к адомашнего задания. У доски ученик выписывает слова группы а), делает их морфемный разбор. После проверки учащиеся несколько раз проговаривают прилагательное кУхонный, объясняют, почему к этому слову трудно по-добрать точную рифму.

 

III. Работа по теме урока.

 

1. Орфоэпическая работа продолжается с парой вЕтре-ныйветрянОй. Учащиеся читают материалы для на-блюдения (с. 31), объясняют, как связан выбор гласной в суффиксе с произношением слов, приводят аналогичные примеры, выполняют упр. 368.

 

* Образуйте от прилагательного существительное со значе-нием «ветреный юноша», от него произведите существитель-

ное женского рода (ветреный   ветреник   ветреница). По-

 

чему в этих словах пишется одна буква н? Используйте для ответа аналогию: лесной — лесник; нефтяной — нефтяник.

 

2. По вариантам учащиеся подбирают прилагательные, образованные с помощью суффикса -н- от существительных, основы которых оканчиваются на -ин или -ан. Начать мож-но со слов из домашней работы: 1) старинный, картин-ный; 2) туманный. Затем объявляется мини-конкурс «Ктобольше?». Подводя итог, учащиеся объяснят, какую ошибку можно допустить, если не учитывать производящую основу.

 

3. Выполнение упр. 370 сопровождается повторением понятия «непроизводные слова», анализом слов, помещён-ных в рамку, записью их в словари.

 

Дополнительно учащиеся образовывают различными спосо-бами слова от размещённых в рамке либо определяют способ образования слов, предложенных учителем, например: юн-нат, юнкор, юность, свинина, свинарник, свинарка, зелень, зеленоглазый, синь, синева, румяна, румянец, румянощёкий.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.