Некоторые аспекты международных — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Некоторые аспекты международных

2017-11-28 163
Некоторые аспекты международных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Связей Киевской Руси

 

Во все времена династические союзы служили укреплением отношений между государствами. Поэтому сама направлен­ность таких браков может служить свидетельством внешнепо­литических устремлений. Владимир стремился к упрочению по­ложения в самой Руси, и потому браки большинства его сыно­вей как бы связывали княжескую семью с землями разных сла­вянских племен. Лишь нелюбимый Святополк и непокорный Ярослав привезли невест из-за границы, причем Ярослав – уже после разрыва с отцом и его смерти.

Внешняя политика Ярослава была устремлена на заключение прочных отношений с западными и северными соседями. Поэтому браки детей Ярослава Владимировича носили совершенно иной характер. Своих дочерей он выдал замуж за правителей разных стран: Елизавету – за норвежского короля Харальда, Анастасию – за венгерского принца, а потом короля Андрея, Анну – за короля Франции Генриха, сестра Ярослава Добронега-Мария, как уже говорилось, стала женой польского князя. Сыновья Ярослава также получили в жены иностранных прин­цесс: Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде, Святослав получил жену из Германии, а Всеволод – из семьи кон­стантинопольских цесарей Мономахов.

При Ярославе были установлены тесные связи и со Сканди­навией. 300 гривен дани от Новгорода в пользу варягов, которые установил еще Олег, платили до смерти Ярослава, только те­перь, видимо, другим «варягам», именно тем, что помогли Яро­славу овладеть Киевом и устранить соперников. И показатель­но, что сразу после кончины Ярослава его сыновья прекратили выплату этой дани, и никто не пытался на нее претендовать.

Отношения Киевской Руси с Венгрией во многом определя­лись ожесточенной полувековой борьбой венгров с Моравией и славяно-русским населением Подунавья, ведь славяне и славя­ноязычные русы примыкали к Венгрии и со стороны Карпат, и с запада. В ходе этой борьбы происходил значительный отток населения из Подунавья на восток – в земли будущей Галицко-Волынской Руси и на Среднее Поднепровье. Постепенно взаи­модействие местного славяно-русского и пришлого венгерско­го населения становится уравновешенным, тем более что в хозяйственном плане разные этнические группы друг друга дополняли (большинство сельскохозяйственных терминов в со­временном венгерском языке заимствованы из славянских язы­ков). Сближало разные народы и принятие христианства в кирилло-мефодиевском и православном варианте. В принципе вплоть до перехода Венгрии в католичество в XII в. оставалась вероятность ассимиляции венгров славяно-русами. От середи­ны XI в. западные источники сообщают о целом ряде браков русских принцесс с венгерскими королями и герцогами и рус­ских герцогов с венгерскими принцессами. Помимо дочери Ярослава, вышедшей замуж за венгерского короля, на венгер­ской герцогине был женат князь Ростислав, правивший сначала в Новгороде, а затем в Тмутаракани. После его гибели киевский князь отпустил вдову на родину в Венгрию. Но в большинстве случаев» когда мы говорим о массовости браков русских и венг­ров, нужно иметь в виду следующее обстоятельство – скорее всего, эти русские принцессы и русские герцоги были выходца­ми не из Киевской, а из Тюрингской Руси, что практически не учитывается современной исторической наукой.

Политические отношения с Дунайской Болгарией были очень интенсивны при Святославе, который вел с Дунайской Болгарией войну. Более того, отправляясь на Дунай, Святослав собирался перенести туда и центр всей Русской земли. Види­мо, его претензии имели исторические корни – эти земли ко­гда-то занимали какие-то русы. Во всяком случае, прибрежные области Болгарии и в конце XIV в. считались «русскими», а то­гдашний русский митрополит Киприан претендовал на них как на составную часть «русской» митрополии. Но именно Святослав, потерпев поражение в войне с Византией, утратил эти территории, и позднее прямых политических контактов у Киевской Руси с Дунайской Болгарией не было. Но сохрани­лись культурные контакты, может быть, за счет эмиграции болгарских книжников на Русь после византийского завоева­ния, как это было и в случае с утратой независимости Морави­ей: многие памятники западнославянской письменности со­хранились именно на Руси.

Самыми многосторонними и сложными были контакты и связи Киевской Руси с Византией. Сложность проблемы за­ключается в том, что Византия взаимодействовала с разными «Русиями», и этот важнейший факт продолжает оставаться практически не осмысленным в отечественной исторической науке. Первые контакты Византии с русами относятся к концу V в. Это были придунайские руги-русы, которые вместе с гун­нами отступили к черноморским границам Византии из Цен­тральной Европы, и часть ругов осталась в качестве федератов на окраине византийских владений. Позднее Византии при­ходится выдерживать набеги причерноморских русов, чья эт­ническая природа сегодня нам не ясна, но предположительно эти русы представляли собой конгломерат придунайских ругов-русов с салтовскими русами-аланами. Именно эти русы упоминаются в ряде византийских сообщений конца VIII – начала IX в., они же в середине IX в. приняли из Константино­поля христианство, а затем и учредили «русскую» митрополию (с которой позднейшие летописцы смешивали киевскую митрополию).

В договоре Руси с Греками, заключенном в 911 г. Олегом Ве­щим, упоминаются русские общины, которые находились на службе у византийских императоров. Эти общины могли вос­ходить еще к ругам-русам конца V в. Но интересно, что придне­провские и причерноморские русы рассматривались в Византии как части единого этноса, что могло быть следствием их славя­низации, по крайней мере, в языковом отношении. Со времен Олега возникла и проблема Крыма, где издревле располагались греческие колонии, но существовали и поселения русов. В со­ответствии с договором 944 г. киевскому князю Игорю вменя­лось в обязанность охранять византийские владения в Крыму, но не оспаривалось и его право владеть какой-то частью Кры­ма, принадлежащей русам. Скорее всего, речь могла идти о во­сточной части Крыма, традиционно входившей в состав Тмутараканской Руси.

В конфликте Руси с Византией при Игоре русская дружина состояла на равных из двух компонентов: Языческого и христи­анского. Христианская часть дружины воевала с христианами-греками так же, как и языческая, и в заключении договора хри­стиане Киева твердо занимали те же позиции, что и язычники. Видимо, русы-христиане в дружине Игоря были выходцами из Моравии, поэтому они держались особого от Рима и Константинополя понимания христианства. С византийской церковью впервые свяжет себя Ольга (в 959 г.), заинтересованная, по-ви­димому, в преодолении негативных последствий поражения Игоря в 941 г. Но за епископом она отправит посольство в Гер­манию, тем самым опять-таки подчеркивая независимость от Византии и в церковном отношении. Правда, миссия прибыв­шего из Германии Адальберта закончится неудачей, причем изгнали его, вероятно, не язычники, а христиане моравского толка, почитавшие немецкую церковь главным своим врагом.

Ко времени Владимира в Византии сохранялся значитель­ный наемный русский отряд и какая-то связь его с Киевом сохранялась. Но женитьба Владимира на сестре константино­польских императоров не означала союза. Скорее, это был от­куп со стороны Константинополя ради сохранения на службе в Византии русского корпуса и возвращения завоеванного рус­ским князем Корсуня (Херсонеса). При этом весьма существен­но, что и корсунское христианство значительно разнилось с собственно византийским.

В целом в средневековой литературе Владимир предстает великим завоевателем и противником Византии, серьезно по­теснившим великую империю. Свидетельство тому, сообщение польского хрониста XVI в. Стрыйковского, который, имея в ви­ду события конца X в., утверждал, что Владимир «собрал боль­шое войско, с которым, переправившись через Дунай, подчи­нил земли Болгарскую, Сербскую, Хорватскую, Семиградскую, Вятницкую, Ятвяжскую, Дулебскую, и те земли, где теперь волохи, мултаны и татары добручские, и всех их привел в послу­шание одним походом и возложил на них дань, которую они раньше давали царям греческим». Неясно, из каких источников заимствовал польский хронист эти сведения, представляющиеся фантастическими. Наиболее вероятным источником являются более ранние польские хроники, использующие летописные записи Галицко-Волынской Руси. И соединены в этом перечис­лении те земли, на которые киевский князь действительно со­вершал походы (карпатские хорваты и дулебы, ятвяги, вятичи, прикарпатское Семиградье), и те, которые сохраняли название «Руссия» еще и в XVI столетии.

По существу, первым русским князем, попытавшимся для укрепления собственного положения опереться на помощь Ви­зантии, стал Ярослав. Очевидно, не случайно в 1018 г., когда из Киева бежал Болеслав Польский, вместе с ним в Польшу бежал и Анастас Корсунянин, настоятель Десятинной церкви, по­строенной Владимиром. Ярослав же, заняв киевский стол, на­чал искать контакты с византийским духовенством, во имя че­го был заложен, по аналогии с Константинополем, Софийский собор. Именно при Ярославе в Киевской Руси была создана первая митрополия, подчиненная Константинополю (1037 г.). Отношения с Византией, однако, складывались трудно. Вскоре после учреждения митрополии последовал разрыв с Византи­ей, и в 1043 г. состоялся последний поход Руси с наемными ва­рягами (на сей раз, видимо, норманнами) на Константино­поль, закончившийся трагически. Разрыв продолжался до на­чала 50-х гг. XI в., когда браком Всеволода с дочерью Констан­тина Мономаха было достигнуто определенное примирение. Но отчужденность будет проявляться и позднее. В частности, это выразится в установлении на Руси праздника в честь пере­несения мощей Николая Мирликийского («Николы вешнего», 9 мая), который в Византии не признавали, потому что он был установлен в римской церкви и связан с кражей норманнами мощей святого из пределов Византийской империи. Более с За­падом, чем с Константинополем, сближал Русь и особый культ Климента папы римского, который поддерживался Десятин­ной церковью. Интересен и еще один факт вплоть до конца XIV в. в русские месяцесловы не включали имена вновь кано­низированных византийских святых.

Предпосылки распада

Древнерусского государства

 

Главная проблема, связанная с пониманием феодальной раз­дробленности, заключается в оценке этого явления. Обычно сам факт превращения единого Древнерусского государства в совокупность независимых друг от друга государств-княжеств рассматривается как некое попятное движение, а следователь­но, регрессивное явление в русской истории. Подобная оценка проистекает из своеобразного «культа централизации», харак­терного для многих работ отечественных историков. Иначе го­воря, во многих работах само понятие исторического прогресса связывается только с процессом централизации, с процессом формирования единого государства. На самом деле историче­ская реальность была намного сложнее и естественно, что фео­дальная раздробленность имела объективные причины, кото­рые могут быть поняты в русле концепции взаимоотношений «Земли» к «Власти».

Вторая проблема на самом деле более техническая, чем сущ­ностная, связана с определением момента времени начала фео­дальной раздробленности. В литературе разброс мнений велик – от 1054 г. (кончина Ярослава Владимировича) до 1132 г. (кончи­на Мстислава Владимировича). На последней дате особо наста­ивает Б.А. Рыбаков.

Следует напомнить, что единство Руси и в конце X – первой половине XI в., т.е. при Владимире Святом и Ярославе Мудром, было весьма относительным, а границы государства были весь­ма неустойчивыми. Так, вятичей побеждали Святослав и Вла­димир, но они войдут в состав Руси лишь в начале XII в. Тмутаракань, которая воспринималась византийскими авторами X столетия как этнически родственная часть Приднепров­ской Руси, после 1094 г. останется лишь поэтическим воспоми­нанием, правда довольно живым и действенным в плане моби­лизации сил для борьбы против половцев, перерезавших связи Приднепровья с давними черноморскими владениями Руси.

Как уже говорилось, относительное единство разных земель-княжений поддерживалось практически только личностью ки­евского правителя. Но, к примеру, «завещание Ярослава» фак­тически предопределяет очередной распад Руси, который и наступил после смерти Ярослава. Однако Владимиру Мономаху удалось на время объединить вокруг себя русские земли. И это единство сохранялось до смерти его сына Мстислава Владими­ровича в 1132 г., и не случайно, видимо, летописцы довольно дружно оправдывают и прославляют Мстислава как идеального правителя. Впрочем, усобицы продолжались и при Мстиславе, хотя и не в уделах, оставленных Владимиром Мономахом. Ос­новная борьба шла у потомков Святослава Ярославича из-за Чернигова.

Причина феодальной раздробленности вроде бы лежит на по­верхности – династические противоречия между князьями, их борьба за киевский великий стол. С конца XI в. в Княжеской сре­де возникает две основные княжеские группировки.

 

Первая – это Мономаховичи (Мономашичи), потомки киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. В XII–XIII вв. Мономаховичи правили в Ростовской, Смоленской, Волынской (после присоедине­ния к их владениям в конце XII в. Галича – Галицко-Волынской) зем­лях и в ряде других, более мелких уделов. В Киеве и Новгороде чаще всего тоже правили потомки Владимира Мономаха. Впрочем, Моно­маховичи – понятие генеалогическое, а не политическое. Оно не обо­значало союза князей и возникло, скорее, как противопоставление Ольговичам, правившим в Черниговской земле, с которыми потомки Мономаха вели борьбу за Киев и другие волости. Но и сами Монома­ховичи не были едины, и уже в первом поколении распались на ряд враждующих семейств. Первые ссоры из-за уделов начались среди сы­новей Мономаха уже в 30-х гг. XII в., а в 40–50-х гг. XII в. вспыхнула война между ростовским князем Юрием Владимировичем Долгоруким (сыном Мономаха) и его племянниками, сыновьями его покойного брата киевского князя Мстислава Владимировича Великого из-за власти над Киевом. Во второй половине XII в. Мономаховичи оконча­тельно распались на Юрьевичей (потомков Юрия Долгорукого), владевших Ростовской землей) и Мстиславичей, в руках которых оказались Смоленск и Владимир-Волынский. К концу XII в. и Мстиславичи раскололись на потомков Изяслава Мстиславича, правивших на Волыни, и потомков Ростислава-Михаила Мстиславича, владевших Смоленской землей.

Из потомков Изяслава Мстиславича (1097–1154) наиболее известны – князь волынский и киевский Мстислав Изяславич (ум. 1171 г.), князь галицко-волынский Роман Мстиславич (ум. 1205г.), князь галицко-волынский Даниил Романович (1201–1264). Из потомков Ростислава-Михаила Мстиславича (ум. 1167 г.) – князь смоленский и киев­ский Роман Ростиславич (ум. 1180 г.), князь смоленский и киевский Мстислав Романович (ум. 1223 г.), князь овручский и киевский Рю­рик-Василий Ростиславич (ум. 1211 г.), князь торческий и киевский Ростислав Рюрикович (1172–1218), князь переяславский и киевский Владимир-Дмитрий Рюрикович (1187–1239), князь новгородский Мстислав Ростиславич Храбрый (ум. 1180 г.), князь галицкий Мсти­слав Мстиславич Удалой (ум. 1228 г.). Из потомков Юрия Владимиро­вича Долгорукого (ум. 1157 г.) – князь владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский (1111–1174), князь владимирский Михаил (Михалко) Юрьевич (ум. 1177 г.), князь киевский Глеб Юрьевич (ум. 1171г.), князь владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), князь владимирский Константин Всеволодович (1185–1219), князь владимирский Юрий Всеволодович (1188–1238), князь владимир­ский Ярослав Всеволодович (1191–1246). Потомками Ярослава Всеволодовича были великие князья московские и тверские.

Вторая группа – Ольговичи, потомки черниговского князя Олега Свято­славича, внука Ярослава Мудрого. Ольговичи владели городами Черниговской земли. В отличие от соперничавших с ними в борьбе за русские земли Мономаховичей, Ольговичи даже в конце XII в. помни­ли о своем родстве и сохраняли единство в действиях. Главный город Ольговичей – Чернигов – всегда доставался самому старшему среди потомков Олега Святославича, а второй по значению город Чернигов­ской земли – Новгород-Северский – второму по старшинству Ольговичу. Это особенно любопытно, если учесть, что в конце XII в. число одновременно живущих Ольговичей достигало двух десятков человек. Единство Ольговичей мешало распаду Черниговской земли на отдель­ные владения. В XII в. Ольговичи неоднократно занимали Киев и Нов­город, побеждая в борьбе за них Мономаховичей. Киевскими князья­ми из потомков Олега Святославича были Всеволод Ольгович (1139– 1146), Игорь Ольгович (1146), Святослав Всеволодович (1173, 1174, 1176–1194), Всеволод Святославич Чермный (неоднократно занимал Киев в период с 1206 по 1215), Михаил Всеволодович (1235–1237). В начале XIII в. Ольговичам удалось ненадолго овладеть Галицко-Во­лынской землей. К началу XIII в. численность Ольговичей сильно уве­личилась. Кроме Черниговского и Новгород-Северского княжений появились княжеские столы в Трубчевске, Сновске, Курске, Рыльске, Козельске, в которых осели младшие Ольговичи, не имевшие шансов из-за большого количества старших родственников занять когда-либо Чернигов или Новгород-Северский. Эти владельцы мелких уделов все более отходили от участия в общих делах Черниговской земли. Опусто­шение в 1239–1240 гг. владений Ольговичей татарами, убийство в 1246 г. в Золотой Орде последнего значительного черниговского князя Миха­ила Всеволодовича привели к окончательному распаду Черниговской земли на многочисленные мелкие владения, к прекращению союзнических отношений среди Ольговичей. Понятие «Ольговичи» в XIII в. выходит из употребления.

 

Б.А. Рыбаков явно прав, считая, что именно кончиной Мстислава в 1132 г. заканчивается период определенного един­ства Руси, и именно Мономаховичи явились главными разруши­телями относительного единства. С формальной точки зрения раскол в 30-е гг. XII в. был связан с решениями Любеческого княжеского съезда 1097 г.: Ольговичи стояли рангом выше Мономаховичей. Но популярность Владимира Мономаха и Мсти­слава по меньшей мере уравновешивали это различие, а главное – всюду у «Земли» возрастает право выбора. Но неприязнь сыно­вей Мономаха к своим племянникам перевешивала даже тради­ционное противостояние Мономаховичей и Ольговичей. На этот факт с возмущением указывали новгородцы, остававшиеся довольными многолетним княжением в Новгороде Мстислава и знавшими его сыновей, рожденных в Новгороде и, видимо, от новгородок. Изяславу Мстиславичу в 30-е гг. XII в. пришлось сменить столько уделов и на юге, и на севере, что ничего, кроме ненависти к своим дядьям, у него возникнуть не могло. Именно в это время Ольговичи, может быть, вспомнили, что они старше Владимировичей, и во многих центрах Руси в это поверили. Но принцип майората до «Земли» не всегда доходил, тем более что он был основательно запутан «соискателями» более богатых (или удобных) уделов, нередко просто фальсифицировавших свои генеалогии. «Земля» после Владимира Мономаха и Мсти­слава лишь убедилась в надуманности самого принципа «майо­рата».

В 30-е гг. XII в. Русь распалась. Но дело не только в том, что рассорились князья-родственники. Причина распада лежит глубже, ведь, иным стало отношение к князьям и, вообще, к «Власти» городов, которые принимали к себе князей. К 30-м гг. города выросли как экономические центры, самообеспеченные и не нуждающиеся во внешней опеке. Недаром XIIначало XIII в. – это время наибольшего экономического и социального развития Руси, а само это развитие концентрируется как раз в го­родах. Известно, что в X в. в летописях упоминается 24 города, в XI в. – 88 городов. Так вот, только в XII столетии на Руси бы­ло построено 119 новых городов, а за первую треть XIII в. (до монголо-татарского нашествия) – еще 32 города. Почти все древнерусские города состояли из множества разных по величи­не усадеб. А проведенные в последнее время археологические исследования заставляют сомневаться в четкости деления горо­дов на дружинно-аристократический «детинец» и торгово-ремесленный посад («окольный город»). Сейчас известны города, в которых было несколько «детинцев», явно построенных не князем, а самими горожанами. При этом если в одних городах к укрепленному ядру примыкает открытый посад, то в других крепостная стена охватывает все части города. Таким образом, можно считать, что в XII–XIII вв. горожане составляли своеоб­разную корпорацию земледельцев, которой принадлежал весь город. Именно поэтому городское самоуправление возвысилось над княжескими притязаниями, и городской выбор теперь преоб­ладал над династическими претензиями.

Таким образом, причиной феодальной раздробленности стали не только княжеские усобицы, но и возвышение городов, привед­шее к обострению отношений между «Землей» и «Властью». На­пример, только в таком контексте может быть объяснен отъезд из Ростово-Суздальской земли Юрия Владимировича Долгору­кого, причем стремление Юрия Долгорукого на юг происходи­ло на фоне «встречного» движения из Киева в Ростово-Суздальские земли его сына Андрея Юрьевича. Обычно это противоре­чие объясняется личными устремлениями князей. Но с точки зрения концепции «Земли» и «Власти» вполне ясным становится и объективный характер подобных странных перемещений: Юрий Долгорукий уезжал из добротного северо-восточного удела на беспокойную окраину Степи, в Переяславль, который был постоянно разоряем половцами, не просто в поисках луч­шей доли – его явно не жаловали ростовцы. И такого рода кон­фликтов, когда города не принимали или изгоняли князей, в XII–ХIII вв. было множество. И все они свидетельствуют о раз­ладе между «Землей» и «Властью», ставшем в конечном счете главной причиной перехода к феодальной раздробленности.

Больше того, между собой конфликтуют не только «Земля» и «Власть», но и отдельные «земли», а нанятые той или иной «зем­лей» князья обязываются защищать и обеспечивать интересы этой «земли». И практически всюду «земли» проявляют волю в выбо­ре князей, не считаясь с их собственными генеалогическими притязаниями. Именно в этом ключе становится понятным во­енный конфликт между новгородцами и ростовцами в 1135 г. Сама война новгородцев с ростовцами в 1135 г. за территории на Верхней Волге была показателем глубины распада, обострения противоречий «земель», тесно связанных между собой эконо­мически (Новгород получал с Верхней Волги значительную часть продовольствия и соль), но конкурировавших в торговле на Волго-Балтийском пути. В этой войне победили ростовцы, но самое удивительное, что именно в 1135 г. ростовцы явно не удерживали у себя Юрия Долгорукого, который настойчиво рвался на юг.

А новгородцы тем более предъявили серьезные претензии князю Всеволоду Мстиславичу, бездарно и трусливо проведше­му поход на ростовцев. Суть конфликта между новгородцами и князем изложена в Новгородской Первой летописи, причем требования новгородцев были поддержаны псковичами и ладожанами, т.е. главными центрами Северо-Западной Руси. «Зем­ля» в данном случае проявляет себя более чем активно и обо­значает свои принципиальные требования к «Власти». Новго­родская Первая летопись приводит пять претензий к князю, одобренных главными центрами Северо-Западной Руси. Пер­вый из них, рассмотренный в предшествующей главе, весьма значителен в понимании многих проблем: «Не блюдеть смерд». Во-первых, отсюда следует, что «смерды» – это основное сель­ское население Руси, на котором и держалась «Земля», во-вто­рых – города понимали значимость этого социального слоя в благосостоянии «Земли» в целом. Во втором пункте фиксирова­лась уже чисто «Человеческая» обида: зачем хотел уехать в Переяславль, куда Всеволода намеревался перевести Ярополк. И наконец, третий пункт, важный для горожан, приглашающих князя, – почему «ехал еси с полку впереди всех», т.е. просто бежал. Следовательно, князя приглашали для защиты от воз­можных внешних нападений, и князя-труса «Земля» терпеть не собиралась. В «Истории Российской» В.Н. Татищева перечень «вин» князя сходен, но более распространен. Здесь даже жест­че сказано: «Не любит подлости (т.е. простого народа. – А.К), апочитает одних вельмож». Жестче звучит и второе обвинение: «Хотел, обругав Новгород, княжить в Переяславли». И далее, после упрека в трусости, есть еще два принципиально важных упрека: «Любит игры ястребов и сабак, по полям ездить, а су­дить и разправлять не прилежит». Таким образом, «Земля», в данном случае новгородцы, не хотела терпеть князя, который не может обеспечивать их, новгородские, интересы в конфлик­те с другой «Землей».

В контексте концепции «Земли» и «Власти» необходимо ре­шать и другую проблему – прогрессивным или же регрессивным явлением была феодальная раздробленность. Думается, необхо­димо отказаться от признания абсолютной прогрессивной цен­ности и понятия и самого факта «централизации». Более того, необходимо поменять сами критерии понятия «прогресс». Ведь прогресс общества заключается не просто в степени централи­зации власти и в уровне развития единого государства, а в реа­лизации в исторической действительности принципа социальной справедливости на основе развития производительных сил, рос­та материальных и духовных благ, обеспечивающих дальнейшее развитие общества. Сэтой точки зрения, в XII–XIII вв. мы на­блюдаем на Руси бурное социально-экономическое развитие «Земель», рост городов, развитие торговли и ремесла, значи­тельный рост уровня благосостояния горожан, возросшее зна­чение городского самоуправления. Таким образом, время феодальной раздробленности вряд ли было «регрессивным» периодом в русской истории.

 

* * *

 

Сам процесс распада относительно единого Древнерусского государства происходил довольно быстро и нашел выражение в ряде конкретно-исторических событий. После смерти Мсти­слава Владимировича его преемником стал его брат Ярополк Владимирович (ум. 1138 г.), княживший до этого в Переяславле. Согласно Ипатьевской летописи и Татищеву, именно Мстислав завещал киевский стол и своих детей брату Ярополку. Лаврентьевская летопись отдает инициативу киевлянам, которые при­гласили Ярополка из Переяславля на Киевский стол. Ярополк был в Киеве уже через три дня после кончины Мстислава, и тут же начались усобицы, теперь уже в роде Владимира Мономаха. Практически сразу же обозначились противостояния братьев Мстислава с племянниками, в особенности Юрия Долгорукого и Изяслава Мстиславича, и братьев от разных матерей – Рости­слава и Изяслава.

Летописи единодушны в позитивной оценке деятельности Ярополка, пытавшегося примирить сыновей Мстислава и братьев Владимировичей, найти равновесие в отношениях с Ольговичами, занимавшими Чернигов, претендовавшими на Переяславль, боровшимися за Новгород и Псков, держа под прицелом и Киев, авторитет которого стоял по-прежнему дос­таточно высоко уже потому, что здесь находилась резиденция митрополита. Правда, особой активности в бесчисленных усо­бицах 30-х гг. митрополия не проявляла (как правило, митропо­литы-греки не слишком разбирались в тонкостях славянских языков, да и в политико-идеологических традициях тоже).

А вот Юрий Владимирович Долгорукий и его брат Вячеслав Владимирович явно преследовали собственные интересы. Наи­более обстоятельное описание распрей сохранилось опять-таки у В.Н.Татищева (возможно, в Раскольничей летописи, судя по содержанию, предшествующей Ипатьевской). Татищев резко осуждает Юрия Долгорукого, который «хотя лучший предел во всех его братьях имел, но, не довольствуяся тем, а паче ненави­дя сыновцев своих Мстиславичев, не токмо сам, сколько мог, смоленского Ростислава обидел, но на Изяслава и прочих их братей братью свою возмусчал». Юрий Долгорукий рвался в Ки­ев, но утвердиться в нем князь смог только путем цепи интриг и кровавых усобиц. Во всяком случае Татищев прав, весьма нега­тивно оценивая деятельность Юрия Долгорукого: он больше разрушитель, чем созидатель.

Пытаясь остановить усобицы, в 1133 г. Ярополк Владимиро­вич созвал княжеский съезд. Этот съезд также обстоятельно и явно по реальному источнику описан у Татищева. Ярополк уго­варивает братьев вести себя прилично, как завещал их отец Вла­димир Мономах в «Поучении», может быть, имея в виду и ого­ворку Владимира, который не верил, что сыновья последуют его советам. Ярополк упрекал братьев: «Ныне с горестию вижу, как вы, неправо преступя завет отеческ и забыв к ним любовь и бла­годеяние отеческое старейшего брата нашего Мстислава, детей его обидите, не мысля о том, что сами детей имеете и оным братоненависти приклад подаете... Вы довольно в памяти имеете, как брат наш, а их отец Мстислав по смерти отца нашего по завесчанию всем нам уделы раздал и никого не изгонял, но еще от всех засчисчал и охранял. И хотя некогда на которого гневался, но по правде, и для того мы и все князи почитали его». Интерес­но, что незадолго до смерти в 1138 г. Ярополк примерно теми же аргументами стремился помирить Ольговичей и Мстиславичей (впрочем, в данном случае не исключена перекличка литератур­ных сюжетов).

Но увещевания Ярополка не принесли результата. В 1135 г. усобицы продолжились С новой силой, к тому же началась война между Новгородом и Ростовом. Распри в стане Мономаховичей подняли авторитет Олеговичей, и они активно втягиваются в перераспределение уделов. В Новгороде вместо Всеволода Мстиславича появился Всеволод Ольгович, а сын Мстислава был даже арестован вместе со всей семьей.

Вообще, именно 1135 г. как бы разграничивает единое и фео­дально-раздробленное государство. Более того: следующий, 1136 г. станет началом Новгородской республики, независимой ни от Киева, ни от приглашаемых на правление князей. Уже в 1137 г. новгородцы сначала примут, а затем изгонят чернигов­ского князя Святослава Ольговича, причем в конечном счете причиной изгнания станет разрушение князем традиционных торговых связей Новгорода с Верхним Поволжьем. В дальней­шем новгородцы постоянно будут то принимать, то изгонять князей, нередко по нескольку человек за короткий период.

В 1138 г. скончался Ярополк Владимирович, который пытал­ся примирить князей. У Татищева замечено, что умерший «был великой правосудец и миролюбец, ко всем милостив и веселаго взора, охотно со всеми говорил и о всяких делах советовал, для того всеми, яко отец, любим был». Со смертью Ярополка о принципах, изложенных в «Поучении Мономаха», уже никто не вспоминал.


[1] Норманнская концепция (норманизм) – одна из теорий возникновения Древнерусского государства, утверждающая, что государство в Древней Руси создали пришедшие сюда германцы-шведы, известные в русских летописях под именем «варягов-руси». С самого начала норманизму противостоял антинорманизм, сторонники которого считали, что государство на Руси складывалось самостоятельно, а варяги и русь изначально были или славянами, или неславянскими (но и не германскими) народами, уже славянизированными ко времени возникновения Древнерусского государства. Более подробно см.: Кузьмин А.Г. Кн. 1. С. 71-87.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.