Тема 4. Методика изучения информации и информационных процессов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 4. Методика изучения информации и информационных процессов.

2017-11-28 128
Тема 4. Методика изучения информации и информационных процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения

 

1. Содержание раздела «Информация и информационные процессы» в курсе информатики начальной школы.

2. Понятие «информация» и его толкование в начальном курсе информатики.

3. Изучение видов информации по способу ее восприятия.

4. Изучение видов информации по способу ее представления.

5. Методика изучения информационных процессов.

a. Дедуктивный подход к изучению информационных процессов.

b. Индуктивный подход к изучению информационных процессов.

6. Линия представления информации в начальном курсе информатики.

a. Роль и место понятия языка в информатике.

b. Формальные языки в курсе информатики начальной школы.

c. Языки представления чисел.

d. Язык логики и его место в начальном курсе информатики.

7. Особенности изучения информации и информационных процессов в различных УМК по информатике для начальной школы.

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. В чем состоят объективные и субъективные сложности в раскрытии понятия «информация»?

2. Каковы подходы к классификации видов информации? Какие виды информации изучаются в различных УМК по информатике для начальной школы?

3. Приведите примеры заданий для младших школьников, которые покажут учащимся, что человек получает информацию с помощью различных органов чувств. Каковы образовательные цели составленного Вами задания?

4. Учитель на уроке предложил учащимся проанализировать ситуацию: «На уроке математики ученика вызвали к доске решить пример (2+3)–4. Ученик справился». Были заданы вопросы: Как попала к ученику информация, нужная для решения? Где хранилась информация, пока ученик решал пример? Что происходило с информацией во время решения? Как результат стал известен учителю? Определите дидактическую цель задания. Приведите пример задания с той же целью.

5. Приведите примеры носителей информации из различных областей: природы, техники, общества. Какие примеры могут привести дети? Какие вопросы необходимо задать, чтобы школьники справились с заданием? Составьте беседу. Какова будет ее цель?

6. Учитель предложил школьникам вопрос «Как хранятся марки в коллекции?» Какова тема и цель урока, какие еще вопросы могут быть заданы на этом уроке?

7. Языки каких наук изучаются в начальной школе? Какие из названных Вами языков востребованы в курсе информатики?

8. Приведите примеры заданий из различных УМК по информатике для начальной школы, в ходе выполнения которых школьники знакомятся с разными языками записи информации.

9. В чем состоит сущность кибернетического и субъективного подходов к толкованию понятия "информация"? Какое отражение нашли названные подходы в начальных курсах информатики разных авторов?

10. Опишите, каким образом можно познакомить с понятием «информация» при работе по учебнику информатики М.В. Матвеевой.

11. Опишите, каким образом можно познакомить с понятием «информация» при работе по курсу «Роботландия».

12. Какие существуют виды информации по способу представления? Как можно познакомить младших школьников с текстовой и числовой информацией?

13. Составьте или подберите примеры ситуаций, которые можно предложить младшим школьникам для выделения и наблюдения таких информационных процессов как хранение, передача, обработка, ввод, вывод и пр. информации.

14. Приведите примеры дидактических игр, в ходе проведения которых младшие школьники выполняют или наблюдают протекание различных информационных процессов.

15. Что понимают под символьной и образной информацией? Предложите примеры ситуаций, при анализе которых можно наблюдать символьную и выделить образную информацию.

16. Кодирование и декодирование информации представляют собой информационные процессы, поэтому при выполнении учащимися заданий на кодирование и декодирование информации необходимо обращать внимание та то, что изменяется форма представления информации и сохраняется её содержание. Приведите примеры верных рассуждений школьников при выполнении следующих заданий:

a. Каждой букве русского алфавита поставлено в соответствие число. Например, букве «А» соответствует число «01», «Б» – «02», «В» – «03» и т.д. Закодируйте с помощью этого кода слова «компьютер», «монитор», «клавиатура». Как проверить верность кодирования, как предварительно оценить верность кодирования? Декодируйте следующие слова «121605», «121619141619». Почему в кодировочной таблице всем буквам соответствует двузначное число, почему нельзя букву «А» кодировать «1»?

b. Закодируйте слова с помощью кода Цезаря (вместо нужной буквы пишется следующая за ней по алфавиту, вместо Я пишется А) слова «алфавит», «буква», «знак». Декодируйте слова «ЛПЕ», «ИОБЛ». Какое правило декодирования можно сформулировать?

17. Какие языки называются естественными и формальными? Покажите, что язык музыки (нотная грамота) является формальным языком. Каков его алфавит, в чем проявляется синтаксис и семантика этого языка?

18. При обсуждении различия между естественными и формальными языками младшим школьникам нужно предложить серию вопросов, чтобы выделенные различия были усвоены учащимися. Какие вопросы Вы предложите? Какие ответы на них ожидаете?

19. В курсе информатики А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах" явно представлена логическая линия. Приведите примеры заданий или задач, при решении которых учащиеся уясняют:

a. что есть высказывание;

b. какие значения принимают логические величины;

c. чем составное высказывание отличается от простого;

d. какие существуют логические операции.

20. Учитель на уроке провел следующую игру. Учитель называл действия, а школьники хлопали в ладоши, если названное действие можно делать с информацией, в противном случае школьники поднимали руки вверх. Список глаголов следующий: получить, сварить, передать, запомнить, сломать, записать, намочить, сохранить, закопать, услышать, купить». С какой целью может быть проведена эта игра? Составьте игру, которую можно использовать для осознания учащимися свойств информации.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.