Тема 11. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 11. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы.

2017-11-28 98
Тема 11. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения

 

1. Содержание понятий «ИКТ-грамотность» и «ИКТ-компетентность».

2. Формирование ИКТ-компетентности при преподавании математики в начальной школе.

3. Формирование ИКТ-компетентности при преподавании предметов «Окружающий мир», «Технология», «Русский язык и культура речи».

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Представьте себе, что Вы наблюдаете спор двух учителей начальных классов. Один утверждает: «Чтобы формировать «ИКТ-грамотность» у младших школьников необходимо в первую очередь развивать информационные умения учащихся при изучении ими различного содержания, в том числе математического. Для этого целесообразно предлагать учащимся информацию, заданную в различном виде (в виде текста, схемы или рисунка, таблицы и пр.) и учить выделять и проговаривать полученные новые сведения». Второй педагог не соглашается и говорит: «Необходимо при формировании «ИКТ-грамотности» у младших школьников большее внимание уделять обучению пользованию персональным компьютером и соответствующими программами, поскольку овладение манипулятором «мышь» и клавиатурой дается учащимся начальной школы с большим трудом». Позицию какого учителя Вы поддержали бы в споре? Обоснуйте свои взгляды.

2. Познакомьтесь с компонентами электронных изданий, позволяющих формировать умения компьютерной грамотности, выполнив следующие задания:

a. Познакомьтесь с методическими рекомендациями для учителя начальной школы по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, составленными для работы с ИУМК «Начальная школа 1-4». Каким образом авторы ИУМК предлагают вести пропедевтическую работу, направленную на формирование информационно-технологической компетентности учащихся начальной школы. Какие в данном ИУМК существуют объекты, которые можно использовать с этой целью?

b. Составьте задания, нацеленные на формирование у младших школьников умения искать необходимую информацию. В своих заданиях предложите учащимся организовать поиск в инновационном интегрированном УМК "Начальная школа 1-4 классы" и электронном учебном пособии для начальной школы «Математика и конструирование».

3. В ИУМК и ЦОР часто информация предъявляется в табличном, графическом виде или в виде демонстрации, что упрощает ее восприятие, но вместе с тем может быть помехой при передаче информации на уроке от ученика к ученику. Это может быть связано с тем, что школьники не умеют представлять полученную информацию словесно или в виде текста. Составьте задания, при выполнении которых учащиеся учатся изменять способ представления одной и той же информации. Подумайте, всегда ли для достижения этой цели необходимо использовать ЦОР и ИКМУ. Какие объекты различных ЦОР, УМК и ИУМК можно использовать для достижения названой цели?

4. При изучении табличного умножения и деления учитель поставил перед собой следующие цели формирования ИКТ-компетентности: формировать умение формулировать цели поиска и критерии остановки поиска; формировать умение осуществлять поиск (прием последовательного перебора); формировать умение фиксировать результаты поиска. Учитель для реализации этих целей составил задание: «Запишите примеры на умножение, в которых произведение одинаковое, а множители разные». Определите необходимое оборудование для реализации этих целей, составьте беседу и запишите её в таблицу, указав верные ответы учащихся. Оформите запись учащихся в тетради после выполнения задания, составьте вопросы, которые можно предложить после выполнения задания младшими школьниками.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
   
   
   
   
   

5. Проведите анализ фрагмента конспекта урока. Какие цели поставил перед собой учитель при разработке следующей беседы? Какое оборудование ему потребуется? При изучении какой темы курса математики такая беседа может состояться?

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Как мы для себя показываем то место, с которого будем писать? Ставим точку.
Когда мы вводим информацию в компьютер, мы также указываем место на экране. Как оно фиксируется? Что нам подсказывает, в каком месте мы будем печатать или иначе вводить информацию?     Мигающая палочка, которая называется курсор. Там, где она стоит на экране, и будет появляться вводимая нами информация.
Покажите на клавиатуре области, в которых располагаются цифры. Как они называются? Основная группа клавиш, содержащая алфавитно-цифровые клавиши, дополнительная цифровая клавиатура.
Авторы программы сделали так, чтобы тот, кто использует программу, не вводил информацию с помощью клавиатуры. Для этого используют различные объекты, например «поле со списком». У меня есть бумажная модель поля со списком. Вы видите, что поле со списком похоже на закрытое окошко. Чтобы узнать, что за ним спрятано, надо нажать на кнопку со стрелкой. Появится список – информация, из которой мы можем выбрать то, что нам нужно.  
Например, в задаче указано, что неизвестная величина на 345 больше данной. Как Вы найдете значение неизвестной величины? Какое поле укажите? По бумажной модели поля со списком учащиеся указывают «+ 345».
Решим задачу. Запишите краткое условие задачи в тетради. «В двух книгах 620 страниц. В первой 280 страниц, а в третьей на 20 страниц больше, чем во второй. Сколько страниц в трех книгах?» В тетради у учащихся появляется запись:
Сядьте за ПК, включите мониторы. Решите задачу, выбрав верное арифметическое действие к каждому этапу решения, и компьютер Вас проверит.   Учащиеся решают задачу. В результате на экране появляется следующее:  
Вернитесь на свое рабочее место, запишите выражение, отражающее решение задачи. 620 + ((620-280) +20) = 980 Ответ: в трех книгах 980 страниц.  
Могли ли Вы в качестве третьего действия записать равенство: 280 + 340 + 360? Почему компьютер предлагает другое выражение? Как рационально найти значение выражения 280 + 340 + 360? Да. Оно так же отвечает на вопрос задачи.     В нем меньше действий, значит оно рациональней. Найти сумму второго и третьего слагаемых, затем прибавить первое слагаемое.
Измените условие задачи так, чтобы ответом задачи было наименьшее четырехзначное число. Запишите краткую запись этого условия. Возможны изменения суммы числа страниц в двух книгах и разностного отношения числа страниц во второй книге и третьей (изменение числа 280 не приведет к изменению суммы). Учащиеся могут рассуждать индуктивно: увеличу 620 на 20, тогда в первом действии получу и т.д. Учащиеся могут рассуждать дедуктивно: надо сумму увеличить на 20, значит надо увеличить одно из слагаемых суммы: или 620, или разностное отношение 20, или оба, но на числа, в сумме дающие 20 и т.д.

 

6. Проведите анализ фрагмента конспекта урока. Какие цели поставил перед собой учитель при разработке следующей беседы? Какое оборудование ему потребуется? При изучении какой темы курса математики такая беседа может состояться? Обратите внимание на памятку. Какие ошибки допущены при составлении памятки, исправьте их

Памятка
1. Включите монитор. 2. Прочтите задание на экране ПК. 3. Выберите один из планов поиска нужных чисел: План 1.
  1. Найду все четные числа.
  2. Среди четных чисел найду все числа второго десятка.
План 2.
  1. Найду числа второго десятка.
  2. Среди чисел второго десятка найду все четные.
4. Выделю найденные числа. 5. Нажму кнопку «готово». 6. Если задание выполнено верно, то сяду на свое место и запишу выделенные числа в тетрадь, в противном случае начну работать с памяткой с пункта 2.

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Какое устройство (часть) ПК помогает нам указывать отдельные части на экране, запускать программы, отменять команды и пр.? Манипулятор «мышь».
Посмотрите на таблицу и скажите чем манипулятор «мышь» похож на обычный электрический выключатель?
манипулятор «мышь» выключатель
первый щелчок – выделение первый щелчок – включение
второй щелчок – снятие выделения второй щелчок – выключение

 

Эти два прибора позволяют выполнять взаимно обратные действия.
Как выделить область на экране компьютера? Щелкнуть по ней указателем манипулятора «мышь» один раз.
Как снять выделение? Щелкнуть по выделенной области указателем манипулятора «мышь» один раз.
Если Вы последовательно щелкнули 16 раз по одной и той же области будет она выделена или нет? Нет. 2, 4, 6 и т.д. четное число щелчков снимает установленное выделение.
Возьмите памятку для работы за ПК прочтите её. С чего начнете работу? Чем работы должна завершиться? Выполните работу. Включим монитор. Запишем результат работы (найденные числа) в тетрадь.
  Учащиеся выполнили задание и сели на места.
Какой план поиска чисел Вы реализовывали? Какие числа нашли и записали в тетрадь? Возможны разные варианты ответов. 12, 14, 16, 18, 20.
Какой план рациональней, почему? Второй, потому что искать числа нужно в меньшем объеме информации. Четных чисел 5 столбцов по 10 чисел в каждом, а чисел второго десятка только 10.
Какой план поиска задан в формулировке задания? Найди четные числа второго десятка – первый.
Мы столкнулись с тем, что иногда удобней выполнять задание, составив свой план его выполнения, а не использовать данный.  
Измените формулировку задания ПК, чтобы она отражала второй варианта поиска чисел. Среди чисел второго десятка найдите четные числа.

 

7. Составьте три беседы разной целевой направленности, которые можно провести на уроке математики в начальной школе с использованием ЦОР «Математика и конструирование» с целью формирования ИКТ-компетентности младших школьников.


Литература


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.