Методика знакомства с персональным компьютером. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методика знакомства с персональным компьютером.

2017-11-28 84
Методика знакомства с персональным компьютером. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение 5

Программа_ 9

Тематический план 12

Вопросы для самоконтроля 14

Методические рекомендации для студентов 16

Тема 1. Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет 16

Тема 2. Цели и содержание пропедевтического курса информатики. 18

Тема 3. Организация обучения информатике в начальной школе. 20

Тема 4. Методика изучения информации и информационных процессов. 23

Тема 5. Методика знакомства с персональным компьютером. 28

Тема 6. Методика изучения информационных моделей. 30

Тема 7. Методика изучения алгоритмов в начальном курсе информатики. 33

Тема 8. Методика изучения информационных технологий. 36

Тема 9. Изучение учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология». 38

Тема 10. Интеграция изучения информатики других школьных предметов в начальных классах. 41

Тема 11. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы. 42

Литература_ 53


Введение

В 1985 году в старшем звене средней школе появился отдельный общеобразовательный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». К середине 1990-х годов стала очевидной неэффективность изучения основ информатики и вычислительной техники только на старшей ступени, поэтому в 1995 году коллегией Министерства образования России было принято решение, в котором на нормативном уровне в рекомендательной форме декларировалась идея «снижения» возраста учащихся, начинающих изучать основы информатики и построение непрерывного курса информатики. Следующим поворотным моментом в снижении возрастной планки школьников стало Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе Министерства образования РФ (2001 г.). В данном документе информатика в начальной школе выступает как «отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета “Информатика и информационные технологии” основной школы». В Базисном учебном плане 2004 года в содержание предмета технология включен учебный модуль «практика работы на компьютере». Таким образом, в настоящий момент информатика может преподаваться в начальной школе, начиная со второго класса в рамках отдельного предмета или в рамках учебного модуля.

Вместе с тем, до настоящего времени остается открытым вопрос о форме изучения информатики учащимися начальных классов: изучать ее как самостоятельную учебную дисциплину или рассредоточить учебный материал по информатике среди ряда учебных дисциплин, например, таких как математика и технология. Автор пособия исходит из необходимости существования в начальной школе самостоятельной учебной дисциплины «Информатика». Безусловно, информационная картина мира формируется у школьников в процессе изучения различных учебных дисциплин, однако только курс информатики способен выступить в качестве системообразующего фактора. Кроме того, существует учебный материала, который не может быть рассмотрен в процессе изучения других дисциплин. Это означает, что сведения об области действительности, изучаемые информатикой, будут систематизированы по второстепенным для информатики признакам, то есть не будут соответствовать логики самой науки. Более того, весьма возможно, что понятия информатики окажутся инородными по отношению к содержанию других наук. Это может привести к формированию у учащихся неполных или ошибочных представлений о содержании предметной области информатики.

Необходимость выделения в начальной школе названной учебной дисциплины не исключает, а предполагает реализацию межпредметных связей с такими школьными предметами как математика, технология, окружающий мир.

Сказанное выше приводит к необходимости формирования системы подготовки учителей к преподаванию информатики в начальной школе. Решению поставленной задачи может способствовать данный спецкурс.

Программа спецкурса «Преподавание информатики в начальной школе» нацелена на формирование у студентов готовности к преподаванию информатики в начальной школе при различных формах её изучения.

Готовность к преподаванию информатики в начальной школе предполагает наличие мотивационной готовности учителя (желание преподавать информатику в начальной школе), содержательной готовности (знание основ преподаваемой дисциплины и методики ее преподавания), деятельностной готовности (сформированность у учителей умений использовать новые информационные технологии в качестве инструмента профессиональной деятельности, а так же умений использовать методы, формы и средства обучения основным содержательно-методическим линиям курса информатики начальной школы).

Таким образом, задачи изучения спецкурса состоят в следующем.

На основе положительного самоопределения будущих учителей начальных классов к необходимости преподавания информатики в начальной школе сформировать у студентов следующие знания и соответствующие им умения по преподаванию информатики в начальной школе:

· знание целей и содержания начальных курсов информатики;

· знание методов и форм обучения информатике в начальной школе;

· знание возможностей средств обучения информатике;

· знание методики преподавания основных содержательно-методических линий начальных курсов информатики.

Достижение поставленных задач возможно при соответствующей организации процесса обучения. Поэтому в процессе изучения спецкурса должны проводиться занятия, предполагающие разную степень активности слушателей: лекции, практические занятия, компьютерный практикум и лабораторные занятия. Студентам целесообразно транслировать полученные знания в практическую деятельность, а именно проводить анализ заданий из учебников информатики для начальной школы, анализ способа представления содержательно-методических линий в названных учебниках, анализ разработанных конспектов и увиденных уроков по информатике в начальной школе, самостоятельно разрабатывать конспекты уроков по информатике.

Для реализации представленной ниже программы и достижения сформулированных целей необходимо не менее 50 аудиторных часов и 50 часов, которые будут затрачены студентами на самостоятельную работу.


Программа

Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет. Методика преподавания информатики как педагогическая наука. Объект и предмет исследования в методике преподавания информатики. Теоретические и эмпирические основы раннего ознакомления с основами информатики. История введения в практику работы школы курсов, связанных с изучением основ информатики. Современные исследования в области раннего ознакомления с основами информатики. Цели, задачи и содержание курса «Методика преподавания информатики в начальной школе».

Цели и содержание пропедевтического курса информатики. Современный взгляд на значение пропедевтического курса информатики. Цели и задачи преподавания информатики в начальной школе. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся. Стандартизация содержания пропедевтического курса информатики. Содержательно-методические линии курсов информатики для начальной школы разных авторов.

Организация обучения информатике в начальной школе. Формы и методы обучения информатике. Урок информатики в начальной школе. Средства обучения информатике в начальной школе: учебники и учебные пособия по информатике для начальной школы и их особенности. Кабинет вычислительной техники и организация работы в кабинете. Санитарно-гигиенические требования к организации обучения в кабинете вычислительной техники. Программное обеспечение начального курса информатики.

Методика изучения информации и информационных процессов. Знакомство с информацией и ее видами. Знакомство с информационными процессами. Представление информации. Особенности изучения информации и информационных процессов в разных программах по информатике для начальной школы.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет.

2. История введения в практику работы школы курсов, связанных с изучением основ информатики.

3. Общие и конкретные цели преподавания информатики в начальной школе. Формирование операционного стиля мышления как реализация общих и конкретных целей преподавания информатики.

4. Стандартизация образования в области информатики. Содержание курсов информатики, адресованных начальной школе.

5. Формы организация изучения информатики в начальной школе.

6. Учебник и рабочая тетрадь как средства обучения информатики в начальной школе.

7. Электронные средства обучения информатике в начальной школе.

8. Методика изучения информации и ее видов в начальном курсе информатики.

9. Методика изучения информационных процессов в начальном курсе информатики.

10. Линия представления информации в начальном курсе информатики.

11. Методические подходы к изучению ПК как универсального средства обработки информации в начальном курсе информатики.

12. Методика изучения алгоритмов и способов их записи в начальном курсе информатики.

13. Методика изучения видов алгоритмов в начальном курсе информатики.

14. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях.

15. Методика изучения информационных технологий обработки текстовой информации в начальном курсе информатики.

16. Методика изучения информационных технологий обработки графической информации в начальном курсе информатики.

17. Методика изучения объектов и информационных моделей в начальном курсе информатики.

18. Изучение учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология».

19. Интеграция изучения информатики других школьных предметов в начальных классах.

20. Реализация межпредметных связей в процессе преподавания информатики в начальной школе.


Методические рекомендации для студентов

 

Методические рекомендации для студентов содержат для каждой темы вопросы для обсуждения и задания для самостоятельной работы. Материал расположен тематически, что облегчает поиск нужной информации. При подготовке к каждому занятию необходимо подготовиться к изложению материла, указанного в вопросах для обсуждения, решить методические задачи, которые находятся в разделе задания для самостоятельной работы, составить фрагменты конспектов уроков по указанным темам.

Литература

Содержание

Введение 5

Программа_ 9

Тематический план 12

Вопросы для самоконтроля 14

Методические рекомендации для студентов 16

Тема 1. Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет 16

Тема 2. Цели и содержание пропедевтического курса информатики. 18

Тема 3. Организация обучения информатике в начальной школе. 20

Тема 4. Методика изучения информации и информационных процессов. 23

Тема 5. Методика знакомства с персональным компьютером. 28

Тема 6. Методика изучения информационных моделей. 30

Тема 7. Методика изучения алгоритмов в начальном курсе информатики. 33

Тема 8. Методика изучения информационных технологий. 36

Тема 9. Изучение учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология». 38

Тема 10. Интеграция изучения информатики других школьных предметов в начальных классах. 41

Тема 11. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы. 42

Литература_ 53


Введение

В 1985 году в старшем звене средней школе появился отдельный общеобразовательный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». К середине 1990-х годов стала очевидной неэффективность изучения основ информатики и вычислительной техники только на старшей ступени, поэтому в 1995 году коллегией Министерства образования России было принято решение, в котором на нормативном уровне в рекомендательной форме декларировалась идея «снижения» возраста учащихся, начинающих изучать основы информатики и построение непрерывного курса информатики. Следующим поворотным моментом в снижении возрастной планки школьников стало Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе Министерства образования РФ (2001 г.). В данном документе информатика в начальной школе выступает как «отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета “Информатика и информационные технологии” основной школы». В Базисном учебном плане 2004 года в содержание предмета технология включен учебный модуль «практика работы на компьютере». Таким образом, в настоящий момент информатика может преподаваться в начальной школе, начиная со второго класса в рамках отдельного предмета или в рамках учебного модуля.

Вместе с тем, до настоящего времени остается открытым вопрос о форме изучения информатики учащимися начальных классов: изучать ее как самостоятельную учебную дисциплину или рассредоточить учебный материал по информатике среди ряда учебных дисциплин, например, таких как математика и технология. Автор пособия исходит из необходимости существования в начальной школе самостоятельной учебной дисциплины «Информатика». Безусловно, информационная картина мира формируется у школьников в процессе изучения различных учебных дисциплин, однако только курс информатики способен выступить в качестве системообразующего фактора. Кроме того, существует учебный материала, который не может быть рассмотрен в процессе изучения других дисциплин. Это означает, что сведения об области действительности, изучаемые информатикой, будут систематизированы по второстепенным для информатики признакам, то есть не будут соответствовать логики самой науки. Более того, весьма возможно, что понятия информатики окажутся инородными по отношению к содержанию других наук. Это может привести к формированию у учащихся неполных или ошибочных представлений о содержании предметной области информатики.

Необходимость выделения в начальной школе названной учебной дисциплины не исключает, а предполагает реализацию межпредметных связей с такими школьными предметами как математика, технология, окружающий мир.

Сказанное выше приводит к необходимости формирования системы подготовки учителей к преподаванию информатики в начальной школе. Решению поставленной задачи может способствовать данный спецкурс.

Программа спецкурса «Преподавание информатики в начальной школе» нацелена на формирование у студентов готовности к преподаванию информатики в начальной школе при различных формах её изучения.

Готовность к преподаванию информатики в начальной школе предполагает наличие мотивационной готовности учителя (желание преподавать информатику в начальной школе), содержательной готовности (знание основ преподаваемой дисциплины и методики ее преподавания), деятельностной готовности (сформированность у учителей умений использовать новые информационные технологии в качестве инструмента профессиональной деятельности, а так же умений использовать методы, формы и средства обучения основным содержательно-методическим линиям курса информатики начальной школы).

Таким образом, задачи изучения спецкурса состоят в следующем.

На основе положительного самоопределения будущих учителей начальных классов к необходимости преподавания информатики в начальной школе сформировать у студентов следующие знания и соответствующие им умения по преподаванию информатики в начальной школе:

· знание целей и содержания начальных курсов информатики;

· знание методов и форм обучения информатике в начальной школе;

· знание возможностей средств обучения информатике;

· знание методики преподавания основных содержательно-методических линий начальных курсов информатики.

Достижение поставленных задач возможно при соответствующей организации процесса обучения. Поэтому в процессе изучения спецкурса должны проводиться занятия, предполагающие разную степень активности слушателей: лекции, практические занятия, компьютерный практикум и лабораторные занятия. Студентам целесообразно транслировать полученные знания в практическую деятельность, а именно проводить анализ заданий из учебников информатики для начальной школы, анализ способа представления содержательно-методических линий в названных учебниках, анализ разработанных конспектов и увиденных уроков по информатике в начальной школе, самостоятельно разрабатывать конспекты уроков по информатике.

Для реализации представленной ниже программы и достижения сформулированных целей необходимо не менее 50 аудиторных часов и 50 часов, которые будут затрачены студентами на самостоятельную работу.


Программа

Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет. Методика преподавания информатики как педагогическая наука. Объект и предмет исследования в методике преподавания информатики. Теоретические и эмпирические основы раннего ознакомления с основами информатики. История введения в практику работы школы курсов, связанных с изучением основ информатики. Современные исследования в области раннего ознакомления с основами информатики. Цели, задачи и содержание курса «Методика преподавания информатики в начальной школе».

Цели и содержание пропедевтического курса информатики. Современный взгляд на значение пропедевтического курса информатики. Цели и задачи преподавания информатики в начальной школе. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся. Стандартизация содержания пропедевтического курса информатики. Содержательно-методические линии курсов информатики для начальной школы разных авторов.

Организация обучения информатике в начальной школе. Формы и методы обучения информатике. Урок информатики в начальной школе. Средства обучения информатике в начальной школе: учебники и учебные пособия по информатике для начальной школы и их особенности. Кабинет вычислительной техники и организация работы в кабинете. Санитарно-гигиенические требования к организации обучения в кабинете вычислительной техники. Программное обеспечение начального курса информатики.

Методика изучения информации и информационных процессов. Знакомство с информацией и ее видами. Знакомство с информационными процессами. Представление информации. Особенности изучения информации и информационных процессов в разных программах по информатике для начальной школы.

Методика знакомства с персональным компьютером.

Представление данных в компьютере. Методические подходы к раскрытию понятия «архитектура ЭВМ». Формирование первичных представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.