Тема 1. Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 1. Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет

2017-11-28 115
Тема 1. Методика преподавания информатики как наука и учебный предмет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения

1. Объект и предмет методики обучения информатики.

2. Методика преподавания информатики как педагогическая наука.

3. Теоретически и эмпирические основы раннего ознакомления с основами информатики.

4. История введения в практику работы школы курсов, связанных с изучением основ информатики.

a. Специализация по программированию на базе математических спецшкол.

b. Появление специальных факультативных курсов.

c. Специализация на базе УПК.

d. Появление в общеобразовательных школах отдельного обязательного для изучения предмета «Основы информатики и вычислительной техники».

e. Разработка непрерывного курса информатики средней школы.

f. Эволюция целей преподавания основ информатики в средней школе:

1) Алгоритмическая культура;

2) Компьютерная грамотность;

3) Информационная культура;

4) ИКТ-компетентность.

5. Современные исследования в области раннего ознакомления с основами информатики.

6. Методика преподавания информатики как учебный предмет.

a. Цели и задачи спецкурса «Преподавание информатики в начальной школе»;

b. Содержание спецкурса «Преподавание информатики в начальной школе».

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сравните методологический аппарат нескольких методических наук и методики преподавания информатики. Сделайте вывод. Какие сегодня существуют проблемы при описании методологического аппарата методики преподавания информатики?

2. Сформулируйте возможные направления исследования в области методики преподавания информатики в начальной школе.

3. Какие из методов научного исследования, которые используются в педагогических науках, могут быть востребованы методикой преподавания информатики?

4. Какой вклад внес Ю.А. Первин в методику преподавания пропедевтического курса информатики?

5. Сравните взгляды С. Пейперта и Ю.А. Первина на проблему раннего изучения информатики. Какие психологические теории использует каждый из ученых, обосновывая свои взгляды?

6. Определите для себя перечень знаний и соответствующих им умений, которые Вы должны получить при изучении спецкурса. Соотнесите составленный Вами список с тематическим планом изучения спецкурса. Какие вопросы не нашли отражение в тематическом плане? Каким образом можно расширить содержание спецкурса?

7. Какие дисциплины общепедагогического и специального блока помогут Вам освоить содержание спецкурса? Почему?

8. Раскройте смысл следующих понятий:

a. Алгоритмическая культура;

b. Компьютерная грамотность;

c. Информационная культура;

d. ИКТ-компетентность.

9. Соотнесите содержание понятия «информационная культура» со структурой современной информатики.

10. Как изменялись цели преподавания базового курса информатики в СССР и РФ в прошлом веке?

11. Приведите примеры пропедевтических курсов информатики, которые имеют продолжение в средней школе.

 

Тема 2. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

Вопросы для обсуждения

 

1. Проблема существования курса информатики в начальной школе как отдельного учебного предмета.

2. Общие цели обучения информатики:

a. Образовательные цели;

b. Развивающие цели;

c. Воспитательные цели.

3. Проблема конкретных целей обучения информатике.

4. Формирование операционного стиля мышления как основная цель раннего знакомства с информатикой.

5. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики.

6. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы.

7. Стандартизация школьного образования в области информатики.

8. Содержание начальных курсов информатики и содержание научной области «информатика».

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Какие цели преподавания информатики могут быть достигнуты при изучении информатики в рамках самостоятельного учебного предмета и при преподавании учебного модуля «Практика работы на компьютере» предмета «Технология»?

2. Проведите анализ нормативных писем о преподавании информатики в начальной школе, Государственного образовательного стандарта 2004 г. и установите:

a. Цели и задачи обучения информатике в начальной школе.

b. Примерное содержание начального курса информатики.

c. Формы организации обучения информатике в начальной школе.

d. Средства обучения информатике в начальной школе.

e. Санитарные нормы при преподавании информатики в начальной школе.

f. Примерное содержание учебного модуля «Практика работы на компьютере» предмета «Технология»

3. Проведите анализ программ по информатике различных авторов и определите:

a. Чем отличается целевой компонент разных программ?

b. В чем отличие содержания разных программ?

c. Какое техническое обеспечение необходимо для реализации проанализированных программ?

4. Составьте правила поведения учащихся начальных классов в компьютерном классе на основе рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.

5. Проведите анализ санитарных норм организации компьютерного класса в образовательном учреждении. Установите, выполняются ли эти требования в компьютерном классе учебного корпуса, в котором проходят занятия?

6. Разработайте физкультминутки для использования на уроках информатики после работы школьников за ПК, учтите возможное напряжение глаз.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.